Вы здесь

Галерея Великой Отечественной


Сегодня «Звязда» начинает новый проект совместно с Национальным художественным музеем Беларуси — «Вернисаж. Память сердца», где речь пойдет о художественных произведениях времен Великой Отечественной, или посвященных ей, в том числе работы авторства белорусских художников — фронтовиков и участников партизанского движения. С кого писали портреты военные художники, какие сюжеты выбирали и с помощью каких приемов и средств передавали определенное настроение в своих работах? Все ли мы знаем про знаменитые картины, хранящиеся в музейных фондах, причем не только в нашей стране? Давайте взглянем и обсудим подробности вместе с искусствоведами.

В истории разных стран есть такие события, независимо от того, что происходило, как менялась политическая система или экономический строй, общество и люди, словно стержень проходят через время и навсегда остаются в незыблемой народной памяти. В числе таких событий — Великая Отечественная война, которая на многие десятилетия оставила незаживающие раны в истории всей нашей страны и практически в каждой белорусской семье...


Евгений Алексеевич Зайцев (1908-1992). «Портрет юного партизана». 1943 г. Полотно, масло.

Особая роль в сохранении этой памяти, в осознании и увековечении драматических и героических эпизодов, бессмертных подвигов и страданий нашего народа принадлежит художественной культуре. Военные события нашли свое образное воплощение в произведениях живописи, скульптуры, графики и архитектурных ансамблях. Эти произведения искусства соединили в себе документальность и достоверность событий с личными переживаниями, ощущениями и воспоминаниями, с чувствами и эмоциями. И если по книгам и документам Великую Отечественную войну изучают, то по произведениям искусства ее понимают и переживают, так как визуальное представление об истории — одно из самых сильных и запоминающихся.Исаак Аронович Давидович (1911-1993). «Портрет капитана Шилова». 1943 г. Бумага, уголь.

Бесценный вклад в художественную летопись Великой Отечественной войны сделали известные мастера изобразительного искусства. В реестре классических достижений нашего наследия в этой области следует назвать «Защитников Брестской крепости» Ивана Ахремчика, «Минск. 3 июля 1944 года» Валентина Волкова, «Мое рождение» Леонида Щемелева, «Витебские ворота» Михаила Савицкого, «Партизанская свадьба» Мая Данцига, «1941. Над Припятью» Виктора Громыко. Эти работы крупной формы, созданные непосредственными участниками и свидетелями войны, стали в истории нашей культуры кульминационным моментом, который маркирует этап чрезвычайно мощной рефлексии и ярчайшего художественного воплощения коллизий войны.

Однако громкое признание масштабных программных произведений на военную тему не должно заслонять от нас вещи более скромные, камерные, которые часто несут в себе бесценную поэтическую правду переживаний военной действительности. Такие чистые и истинные человеческие высказывания, закрепленные в живописи и графике именно военных лет, имеют особую художественно-документальную ценность, показывают эволюцию творчества многих белорусских художников, которые с первых дней войны ушли на фронт и в партизанские отряды.

Зарисовки с переднего края

Евгений Алексеевич Зайцев (1908-1992). «Портрет народной артистки А. В. Николаевой». 1943 г. Полотно, масло.

Связанные с войной условия жизни отразились и на самом характере изобразительного искусства, на видовых и жанровых приоритетах. Акценты переносятся на оперативные виды искусства, прежде всего на графику малых форм — такого изобразительного репортажа с места военных событий. Это разнообразные зарисовки состояния, действий, портреты солдат и офицеров, отражение походного быта, населенных пунктов, указанных в сводках. Люди заняты делом: они действуют или отдыхают, сосредоточенные или веселые, но даже в этих особых обстоятельствах они такие, как всегда, они живут...

Особую роль приобретает «портретная фронтовая зарисовка», когда образы военных создавались не после сражений, а непосредственно на передовой между боями: в партизанских пунктах, медсанбатах и т д. Такие портреты-этюды, где человек представлен в действующей взаимосвязи с окружающим миром, оставили нам белорусские художники Сергей Романов, Генрих Бржозовской, Степан Андрухович, Михаил Бельский, Исаак Давидович. Как правило, это поясные или погрудные изображения с более тщательно выписанными головой и чертами лица, обобщенно, бегло намеченными линиями фигуры, но при этом обязательно точно прорисованными деталями одежды и головных уборов, по которым легко определялись род войск, знаки отличия и награды портретируемого. Рядом с авторской подписью помещался и короткий пояснительный текст, где указывались место, название военной операции, фронта, соединения, части, а также сведения о человеке, с которого писался портрет.

Новое «документалистское» качество, еще более осознанное значение происходящих событий прямо здесь и сейчас, во многом определили черты, присущие стилистике этих работ — неприхотливых, лаконичных и правдивых. У них нет каких-то формальных открытий, заботы о форме и языке, о пластической завершенности, они лишены нередко не только внешнего глянца, но и твердо отработанной суммы технических приемов. Иногда современному зрителю может показаться, что художник отброшен обстоятельствами назад, к «азбуке», с которой начинал свой путь в профессии. Но ценность этих работ заключается, прежде всего, в смелой свидетельской интонации, жизненной достоверности. Художник увлечен настоящим, и когда в руках у него всего лишь небольшой кусок бумаги и карандаш, он своим магическим талантом надеется запечатлеть, сохранить самое дорогое в этом зыбком мире — образ человека...

От рядовых до «памятника эпохи»

Евгений Евстафиевич Красовский (1908-1980). «Портрет партизана Петра Коше». 1943 г. Полотно на картоне, масло

Живописные портреты, выполненные в военный период, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют так называемые военные портреты, причем важно отметить, что преобладают изображения не военачальников, а портреты рядовых бойцов Красной Армии. Действительно всенародная война, массовые подвиги простых людей, ушедших на фронт и не державших до того оружия в руках, обусловили повышенный интерес художников к раскрытию образов скромных, но настоящих героев. Отсюда пристальный интерес к психологической составляющей, к всевозможным проявлениям личностного начала моделей, которые нашли свое убедительное воплощение в портретах Евгения Красовского, Евгения Зайцева, Исаака Давидовича и других.

Не последнее место в искусстве военных лет занимает и автопортрет. Этот специфический род художественного самоанализа стал формой лирического открытия мастеров, которые с волнением рассуждают о судьбе страны, искусства, о своем собственном назначении в трудную для отечества минуту. Ярким примером является автопортрет Бориса Непомнящего — фронтовика, который дошел до Берлина. В нем выражены и подчеркнуты черты, присущие большинству его товарищей по службе, — бескомпромиссная решимость и твердость духа.

Генрих Францевич Бржозовской (1912-2006). «Партизаны». 1944 г. Бумага, цветной карандаш.

По мере приближения победы являются портреты военных в торжественно-приподнятом, героизированном виде. Перед советским искусством была поставлена ​​задача создания «памятника эпохи», прославления вождей и героев войны. Возникает «серийный» образец парадного портрета героя-военного со всеми привычными для него чертами: с эполетами и орденами, протокольно-точным изображением внешнего вида модели, стереотипностью пластичной манеры.

Другая разновидность живописного портрета военного времени показана в работах, где отражены люди искусства. Появление таких произведений было вызвано тем, что в трагические дни войны многие представители творческой интеллигенции также воевали, сражались с врагом своим оружием — оружием искусства. В концертных фронтовых бригадах участвовали Александра Николаева, Глеб Глебов, Лариса Александровская, Исидор Болотин и другие. Рассматривая портреты людей культуры, нельзя не заметить, что в центр художественного высказывания становится человеческий характер большого масштаба, мужественная сила пополам с болью огромных потерь.

Иван Ахремчик решительно освобождает своих героев — Александру Николаеву и Глеба Глебова — от наименьшего элемента парадности, театральности. Художник с неумолимой объективностью отражает на лицах все нанесенные войной травмы, духовно-нравственный стержень и незыблемость свободы героев. Перед нами на удивление точные образы людей, которые в полной мере приняли на себя труд войны.

Дыхание времени

Михаил Леонтьевич Бельский (1921-1988). «Старший сержант Михайлов». 1944 г. Бумага, карандаш.

Неотъемлемой частью единой картины, которая складывается в нашем воображении при попытке обобщить впечатления от отдельных деталей и эпизодов в искусстве военных лет, является и тема города. Те немногие работы, что дошли до нас и передают атмосферу Минска военного времени, — художественные документы огромной силы. Ключевое значение для истории городского пейзажа этого периода имеют работы Анатолия Тычины, которого полноправно можно назвать главным «портретистом» Минска.

Художник одним из первых берется за карандаш и отражает оккупированный город с его пустынными улицами и какой-то несвойственной прежним городам одеревенелостью. Ощущение призрачного города, который балансирует между бытием и небытием, реальным и фантастическим, воплощено в «Руинах Минска» (1944) и «Разрушенном Минске» (1944). Жизнь почти совсем замерла, все проникнуто чувством тревоги, атмосферой опасности, что нависла над городом и страной. По графической серии Анатолия Тычины можно судить о жизни столицы и в самых тяжелых днях ее защиты, и тогда, когда самое страшное было уже в прошлом.

Генрих Францевич Бржозовской (1912-2006). «Разведчик. Партизан отряда Градова». 1944 г. Бумага, цветной карандаш.

Почему сегодня нас так интересуют первоисточники — фронтовые зарисовки, дневники, воспоминания свидетелей, портреты, созданные в самый разгар военных действий? В чем причина невыразимго обаяния рисунков, сделанных на выцветшей бумаге, на обороте каких-то старых чертежей, бланков военных канцелярий?

Наверное, в тонкой взаимосвязи документального и художественного, в том, что художник и солдат выступают в одном лице, который породнился со своим товарищем одной судьбой. Отсюда и искренняя интонация, неподдельные чувства, и правдивость, и жизненность сохраненных реалий. Для нас сегодня беглый набросок с фронтового блокнота, четкая альбомная зарисовка, акварель или живописный этюд военной поры являются и источниками самой достоверной информации, и материалом для реконструкции живой картины эпохи.

Екатерина ИЗОФАТОВА, заведующий отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

Выбор редакции

Общество

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Узнать в городской толпе абитуриентов можно без проблем.

Общество

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

Опыт Витебщины в уничтожении борщевика интересен потому, что здесь более 80 процентов зарослей от общего по стране.

Общество

Как живут последние жители деревни Весневичи

Как живут последние жители деревни Весневичи

Главная достопримечательность Весневичей, ее живая история — 96-летний Алексей Юркевич. 

Культура

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

С Натальей Батраковой мы встретились на открытии обновленного книжного магазина «Светоч», что на столичном проспекте Победителей, 11.