Вы здесь

Александр Богдан: В кинотеатр народ ходит ради атмосферы


Когда люди узнают, кем и где работает мой собеседник, не могут скрыть удивления: «Режиссер в кинотеатре? Зачем?»


— Мне больше нравится называть себя массовиком-затейником. Это просто и понятно всем, — улыбаясь, говорит Александр Борисович. — Если взглянуть на сеть киновидеопроката Мингорисполкома, то увидим — каждый кинотеатр имеет свою специфику. Дом кино задумывался как место, где, кроме классического проката, будут проводиться мероприятия, связанные с отечественным кинематографом. Для этого режиссер здесь и нужен. День белорусского кино, премьеры фильмов, творческие встречи с представителями кинотусовки, вечера памяти и юбилеи корифеев индустрии. И это не учитывая внутренних проектов кинотеатра.

— Но если взглянуть на афишу, то кажется, что во всех кинотеатрах репертуар идентичен.

— Теперь прокат в большой зависимости от дистрибьюторов. Вот мы и имеем ситуацию, когда по всей Беларуси идет одно и то же. Да что там по Беларуси! — по всему миру. Киноиндустрия — сфера максимально глобализованная. Тем не менее каждый старается даже в таких условиях протянуть на экраны некую изюминку и стать отличительным. Получается далеко не всегда.

— Некоторое время вы преподавали дисциплину «Менеджмент кинопроката» в Белорусском государственном университете культуры. О чем рассказывали студентам?

— В том числе и о том, чем приходится заниматься каждый день. Организация передсеансовых мероприятий — часть продвижения продукта.

По моему мнению, современный зритель пресыщен. Кино теперь повсюду — по телевидению, на компьютере и смартфонах. Сел и смотри, где и когда захочешь. В настоящее время в кинотеатр народ ходит не только ради премьер, а также и за атмосферой. И наша задача — ее создать. Формы могут быть абсолютно разные — от приветственного слова режиссера до короткой развлекательной программы. Помню премьеру документального кино про Майкла Джексона. Эффектная, хорошо снятая лента. Подать ее хотелось по-особенному. Пригласить «двойников» артиста? Банально. Пустить нарезку из его клипов? Еще хуже. Тогда я полез в интернет почитать о нем. Неожиданно открыл для себя не только превосходного певца и танцора, но и отличного философа. Перед сеансом на экране прошло слайд-шоу с его высказываниями — глубокими и вдумчивыми. Зрители даже не догадались, что это наша идея. Думали, часть кино. В этом и смысл — сделать что-то такое, чтобы оно воспринималось единым целым с фильмом. Не затянуто, не притянуто за уши и, чтобы не перекрывало картину по впечатлениям.

Довольно успешным в свое время был проект «Канномания» с эксклюзивными показами фильмов специальных программ Каннского кинофестиваля. В фойе — соответствующая атмосфера с красными дорожками и своеобразными фотозонами. Перед фильмом показывали коротенькие репортажи, подготовленные известным киноаналитиком Игорем Сукмановым с места событий: как работу встретила публика и критики, какие награды она получила, несколько слов от автора. В конце мировые звезды даже говорили: «Привет, Минск!»

— Вы не только режиссер, но и драматург: постановка театра-студии «Седьмой этаж» по вашей пьесе «Свінячыя выбрыкі» получила гран-при «Театральногот куфара», обрела признание в Европе.

— У пьесы, кстати, интересная история. Писал ее во время учебы на Высших сценарных курсах у Виктора Турова. 90-е годы, бедность, реквизита не достать. Поэтому и решил, что действие должно происходить в сарае: бросил соломы — вот тебе и соответствующий антураж. А где сарай, там и поросята! Сначала это был чистый стеб, но в процессе написания захотелось вложить в произведение что-то большее, значительное. Темы одиночества, закрытости общества, печальной предначертанности — вечные. У меня часто спрашивают, почему свиньи в конце полетели? Мы привыкли, что эти животные и грязь неразделимы. Но даже в самом низком скрывается нечто возвышенное, и наоборот. Идеальных людей в абсолюте быть не может: в каждом есть что-то как от ангела, так и от черта. Я уверен, что «выбрыкнуть» может каждый из нас.

— Приходилось ли самому сниматься в кино?

— Это были эпизодические роли в одном из сериалов, который и сейчас идет по телевидению. Помню, пришел на съемки с боевым настроем — я же дипломированный режиссер и сценарист, неоднократно бывал на площадке. Накануне себе что-то вообразил и пытаюсь «играть». Опытный режиссер, на сериалах собаку съел, увидев мои «муки творчества», не выдержал: «Да раскрепостись ты! Скажи эту несчастную фразу, будто своим друзьям!» После этого случая понял, что в типовых сериалах, которые штампуют для телевидения, в теории может сыграть любой человек. Но далеко не каждый может «отключить» свои страхи и смущение. Многие впадают в ступор перед камерой.

— Работы каких белорусских режиссеров советуете посмотреть?

— Если брать, например, молодых авторов, то отмечу Анастасию Мирошниченко. Она стала лауреатом I Национальной кинопремии. Документальный фильм «Дебют» всем советую посмотреть.

КСТАТИ

Десятки пар, два премьерных фильма и финал конкурса на лучшее видеопризнание в любви. В ночь с 14 на 15 февраля в Доме кино «все советы стали последними, а все места — местами для поцелуев».

— Я по натуре безнадежный романтик и безоговорочно верю в настоящую любовь. А если человек говорит вам, что ее не бывает, то убегайте! Толку от такого кавалера не добьетесь, — улыбается Александр Борисович. — Когда мы объявляли конкурс, нашлись те, кто не верил в успех затеи. Но любовь — тема актуальная во все времена. Не надо говорить, что нынешняя молодежь «уже не та». Всегда были, есть и будут парни, готовые на потрясающе поступки ради девушек. Четыре десятка конкурсных работ тому подтверждение. Качественные, с хорошим монтажом и даже специально записанной музыкальной подложкой. Видно, что авторы поработали и над идеями роликов. Примитивных бессюжетных клипов со стандартным набором «конфеты, цветы, поцелуи» почти не было. Причем снимали как будущие профессионалы киноиндустрии, так и обычные влюбленные.

Победителей в номинациях определило жюри. Лучшим мини-фильмом в юмористическом направлении стала лента Екатерины Шеремет «Настоящий герой». Пятиминутная история в стиле Mаrvеl показала, как непросто в наше время найти достойную партию. Работу известного видеоблогера Каролины Кононович «Один год» отметили за необычный подход. Девушка сделала ставку на реалистичность: снимала развитие отношений в паре с первой беседы. Конечно, втайне от своего парня. Самым романтичным признанием стало «Сердцебиение» Максима Турчина — за эмоциональную наполненность и убедительную игру актеров-новичков.

Абсолютного победителя, которому достался главный приз (750-рублевый сертификат на походы в кино), выбрали зрители. Свой выбор они остановили на ролике Антона Жука, где главный герой признается в чувствах не к девушке, а к... маминым рукам! Неожиданный исход для «Ночи всех влюбленных».

У девушки есть профессиональная «чуйка» на истории, которые не оставляют равнодушным. Своей неоднозначностью подкупает лента «Одной крови» Митра Семенова-Алейникова. Нравятся мне работы и Игоря Васильева, Дмитрия Дедка. В общем, молодое поколение в последнее время только радует. Независимое кино как новое явление белорусского кинематографа набирает силу и привлекает внимание. Возьмем, например, «Хрусталь» Дарьи Жук. В прокате он обошел распиаренные голливудские блокбастеры и комедии. Даже когда мы его повторяли через несколько месяцев после премьеры, народ все равно шел.

Не могу не сказать про белорусскую анимацию. Наши мультипликаторы умеют работать в той теплой, родной стилистике, за которую все любили «Союзмультфильм». Никакой крикливости и низкопробного юмора. В 10-минутных лентах иногда скрывается такая глубина, которую не встретишь в полнометражных художественных картинах.

Анна КУРАК, фото автора

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.