Вы здесь

Как слуцкие пояса попали на ризы священников?


Оказывается, их подарили богатые прихожане. Еще они заказывали художникам иконы святых, и также передавали их храмам. Часть этих пожертвований демонстрируется сейчас на выставке древней сакральной живописи в Гродно.


Экскурсовод Сергей Козуля.

Произведения, представленные на выставке в Гродненском государственном музее истории религии, отражают новый вид сакрального искусства, возникший от влияния двух конфессий — католицизма и православия. Так случилось, что эти два течения скрестились как раз на территории Западной Беларуси. Возникло новое искусство с приметами обеих сторон. На одной иконе могли быть черты и католической живописи, и византийско-русской.

— У нас это все перемешалось, — рассказывает старший научный сотрудник музея Сергей Козуля. — Такие вещи могли находиться и в католической, и в православной церкви. Священники по-разному относились к этой неканонической живописи. Некоторые отказывались от такого «народного» отображения святых икон.

В 80-е годы прошлого века многие храмы были закрыты, и культовые предметы находились в клубах или других учреждениях. Когда в 90-е началось возрождение религиозной жизни, приходам возвращали их вещи, многое осталось в музее. Всего в фондах хранится более 70 тысяч предметов культового искусства.

Большая часть экспозиции выставки, которую назвали «Между Востоком и Западом», попала в музей из сельских храмов Гродненской и Брестской областей. Это иконы, скульптуры, книги, литургическая одежда от XVIII в до начала ХХ века.

Сергей Козуля обращает внимание на конкретные черты местной сакральной живописи. Например, фрагмент из иконостаса XVIII века из униатской церкви в Лидском районе. На нем надпись на старославянском языке, а образ Христа Спасителя с символом государства в руках характерен для католицизма. С того же иконостаса и образ святого Луки, пишущего Евангелие. Он представлен в профиль, что не характерно для православия. Здесь отход от канонов, здесь живой человек. Реалистичность — признак западноевропейской живописи, замечает сотрудник музея. Очень часто иконы писали непрофессиональные художники, местные, поэтому и произведения были соответствующие.

— У них могли быть нарушены пропорции тела, но им не откажешь в искренности, — говорит Сергей Козуля. — На униатской иконе 1776 года Богородица выглядит словно простая крестьянка, у нее озабоченное лицо и большие руки. Будто писали ее с деревенской женщины.

По-народному выглядит и сюжет Святого семейства на иконе XVIII века, который попал из униатской церкви. Что интересно — у Иосифа в руках очки, а тогда их не было, у маленького Христа в руках тряпка с семенами мака. Его давали детям женщины, когда шли на поле жать. Тогда дети сосут мак и не кричат. Здесь есть еще такая обычная вещь — огромная корзина, на которую накинуто полотенце.

— Художник приблизил евангельских персонажей к простым людям, среди которых он жил. Это сделано чтобы показать, что в каждой женщине есть частичка Девы Марии, а в ребенке — Иисус. Это тема вечная, — рассуждает ученый.

Невозможно не обратить внимание на древние фолианты. И действительно, это уникальные вещи. Например, Евангелие, которое было издано еще в 1644 году в городке около Вильнюса. Это одно из самых красивых изданий за всю историю белорусского братского книгоиздания. Здесь использованы гравюрные доски Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Каждый лист украшен узорами и гравюрами. Очень редкая вещь.

Трудно представить, но и одежда священников также насчитывает более трех веков. Обращает на себя внимание богатая риза с необычным узором. Оказывается, это знаменитые слуцкие пояса, шитые золотыми и серебряными нитями.

— Эти пояса, как известно, были очень-очень дорогие, так как нить натуральная золотая. Знать делала такие пожертвования в храмы или церкви. Потом их расшивают и ушивают в литургическое одеяние, — объясняет Сергей Козуля.

Жертвовали и другие вещи. Например, меценат Василий Статкевич из-под Островца заказал профессиональному художнику икону «Поцелуй Иуды», который подарил в 1881 году местной церкви. Эта икона выставляется в музее впервые.

С бывшего католического монастыря ордена картузов попали в музей портреты монахов. Сергей Козуля рассказал такую ​​историю. Монастырь этого ордена был единственный на территории ВКЛ и размещался в городе Береза ​​нынешней Брестской области. Основателем его стал Казимир Лев Сапега в XVII веке. Здесь была большая портретная галерея — аж 77 портретов монахов ордена. В 1831 году он был закрыт, а все имущество перевезено в Гродно. До нашего времени дошло шесть портретов, несколько из них попало в музей.

Каждый монах — это конкретный человек со своей необычной судьбой. Самый знаменитый — Джон Хьютон, настоятель монастыря в Лондоне в XVI веке. Он был жестоко замучен и брошен в воду, со временем канонизирован. Сейчас считается охранником тех, кому угрожает водная стихия. Очень часто часовни в честь святого строились около водохранилищ. Кстати, портрет был отреставрирован и отмечен премией в ходе первого национального форума «Музеи Беларуси» в 2012 году.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА

Выбор редакции

Общество

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Узнать в городской толпе абитуриентов можно без проблем.

Общество

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

Опыт Витебщины в уничтожении борщевика интересен потому, что здесь более 80 процентов зарослей от общего по стране.

Общество

Как живут последние жители деревни Весневичи

Как живут последние жители деревни Весневичи

Главная достопримечательность Весневичей, ее живая история — 96-летний Алексей Юркевич. 

Культура

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

С Натальей Батраковой мы встретились на открытии обновленного книжного магазина «Светоч», что на столичном проспекте Победителей, 11.