Вы здесь

Что такое Берлинале? Завершается один из главных кинофестивалей мира


Это около четырехсот фильмов в программе, распределенных по конкурсам с отдельными концепциями и по киноэкранам в разных точках Берлина. Это огромный кинорынок, где проекты получают возможности для развития, а готовые фильмы — большие экраны, чтобы быть на них указанными (например, наш «Хрусталь» на нынешнем Берлинале также нашел покупателей). Это красные дорожки и кинозвезды на них, на пресс-конференциях, на сценах, на интервью, на берлинских улицах. Это воркшопы, пикеты, встречи, презентации, фуршеты, церемонии награждения, просто церемонии, вечеринки, медведи в пространстве города и кинорецензии в свежих газетах. Обладатели «Золотого медведя» и других наград будут озвучены уже сегодня вечером, 16 февраля, со сцены основной киноплощадки фестиваля — кинотеатра Bеrlinаlе Раlаst.


Кино повсюду

Пока город охвачен Берлинале, наблюдение за окрестностями приносит особое удовольствие. Наиболее символической (и завидной) сценой из жизни Берлина в это время считаю длинную очередь в ожидании открытия билетных касс. Очередь из людей, которые методично приходят в место назначения со своими стульями и чтивом и деловито забрасывают нога на ногу перед пока закрытым окном. Хотя по сегодняшнему времени с его ритмом, технологиями и практичностью трудно представить, что любовь к кино может проявляться таким самоотверженным образом. Говорят, люди приходили и со спальниками, но своими глазами не видела. Может, это регресс и стулья также быстро исчезнут.

По всему городу на странице с темой Берлинале открываются тысячи газет: вчерашний день в сегодняшних репортажах, обзорах, интервью, ради которых кто-то не спит ночами. Перед началом одного из показов видела мужчину, который в сумерках зрительного зала читал свежую газету с портативным фонариком (не телефоном), принесенным, видимо, специально для этого. Конечно, рецензии на вчерашние мировые премьеры будешь читать, даже если для этого потребуется привлечь торшер: собственно в этом масштабе и сила Берлинале, ведь форум получает право первым показать новые работы знаменитых авторов и в определенном смысле формирует кинематографическую повестку дня.

Людей с бейджами кинофестиваля можно встретить на любой улице города: ежегодно Берлинале имеет около трехсот тысяч гостей. В этом году среди них Жюльет Бинош (председатель жюри основного конкурса), легендарная Шарлотта Рэмплинг (на этом Берлинале получила почетного «Золотого медведя»), Катрин Денев (исполнительница главной роли в фильме Андре Тешине «Враги», участвующем в основном конкурсе), Кристиан Бэйл (Бэтмэн, который неузнаваемо преобразился для роли в фильме «Власть» Адама Маккея), режиссеры Агнешка Холланд, Франсуа Озон, Фатих Акин и другие. Великолепная актриса Шарлотта Рэмплинг на пресс-конференции сказала журналисту, который встал, чтобы задать ей вопрос, что знает, кто он. А тот ответил: «Вот почему я сел так далеко».

Пространство, где концентрируются основные события кинофестиваля, становится и местом, где можно выступить с требованием повысить уровень заработной платы работникам сферы кинематографа или очередной раз поддержать кинорежиссера Олега Сенцова. Окрестности Потсдамер Плац таким образом становится местом для сотен голосов,
в кино они звучат или на улице.

Тучки

Уже восемнадцать лет директором Берлинале является харизматичный Дитер Косслик, над которым в последнее время стали сгущаться тучи. По мнению киносообщества, сердце Берлинале требует перемен, а тот, кто управляет форумом такой длительный срок, спровоцировать реформы не способен. Пару лет назад немецкие режиссеры даже подписали и опубликовали в журнале Sрiеgеl коллективное письмо с требованием поменять руководство Берлинале, правда, существует мнение, будто их основное недовольство заключалось в том, что работы их авторства не попадают в конкурсную программу.

По мнению некоторых, Косслик наоборот много сделал для присутствия отечественного кино в секциях форума. И правда: помимо отдельного конкурса немецких фильмов, картины производства Германии присутствуют повсеместно, так что дискриминацию рассмотреть сложно, но существует ли в творческих амбициях слово «достаточно».

Говорят, когда в ответ на опубликованное письмо было решено собраться всем вместе, в том числе с представителями власти, и спросить, что именно не устраивает киносообщество, оно нашлось перечислить только то, что нравится. Так или иначе Дитер Косслик пообещал не продлевать свой контракт, а значит, нынешний Берлинале для него последний.

«Боже, наконец он уходит», — сказал знакомый кинокритик и программер из Берлина, по мнению которого с Коссликом Берлинале превратилась в непонятную и в чем-то бессмысленную конструкцию, что расплывается в своих дефинициях и задачах. Друг признался, что пару лет вообще не ходил на показы Берлинского кинофестиваля из-за того, мол, что действительно достойные фильмы в программе составляют довольно маленький процент и найти их можно
разве что случайно.

Именно с этой точки зрения в первоначальной последовательности определений, что такое Берлинале сегодня, следует сделать рокировку: Берлинский кинофестиваль, так показалось, — это сначала красные дорожки, потом огромный и важный для фильммейкеров кинорынок, и наконец, кино.

Арт

Количественное обилие программы Берлинале может как радовать, так и разочаровывать. С одной стороны, из четырехсот фильмов каждый может выбрать что-то по своему вкусу и предпочтениям. С другой стороны, в таком разбросе понимание действительно ценного кино теряется. Селекция Берлинале показывает разнообразие тем, форм и чего угодно, но только не предусматривает выверенной и высококачественной подборки.

Расширение программы в свое время привело к появлению, например, таких секций, как «Кулинарное кино», где тематика понятна, либо «Bеrlinаlе Sресiаl», что больше фокусируется на звездах и популярном контенте. Понятно, что задача большого кинофестиваля — дать как можно больше поводов зрителям присоединиться к событию, но также понятно, что поборники настоящего искусства могут задаться вопросом, что здесь вообще происходит и во благо ли это сферы кино.

По крайней мере, на нынешнем Берлинале состоялись мировые премьеры фильмов Агнешки Холланд, Франсуа Озона, Фатиха Акина, Андре Тешине, Дени Коте и других, а мировые премьеры таких авторов привлекают так или иначе. Агнешка Холланд представила свою масштабную картину «Гарет Джонс» о журналисте, который в начале 1930-х стал свидетелем голодомора в Советском Союзе. Фатих Акин также основал свою работу на реальных событиях и снял ироническую «Золотую перчатку» про извращенца и убийцу Фрица Хонку, который в 1970-х спрятал в своей квартире расчлененку четырех женщин. Дени Коте представил «Антологию города-призрака», в которой наряду с живыми обитателями небольшого городка жителями становятся призраки.

Нельзя не признать, что красные дорожки, звезды, люксовая сторона кинематографа, которые привлекали внимание во все времена, являются важной частью масштабного кинофестиваля. И они заняли свое почетное место на Берлинале, хотя искусство кино в то же время размылось между сотнями картин программы.

Красные дорожки, кстати, здесь проходят почти каждый день, а по той причине, что это февраль, пространство около Bеrlinаlе Раlаst приходится отапливать. Участников привозят на автомобилях Аudi — одного из основных партнеров форума, а если какой-то министр приедет на автомобиле другой марки, в отношениях фестиваля и партнера может возникнуть напряженность.

Кстати, красная дорожка в этом году «зеленая», так как сделана из переработанного мусора — такое заявление о заботе об окружающей среде. Правда, чтобы в свою очередь переработать саму красную дорожку, по окончании кинофестиваля ее повезут в Италию, так как в Германии соответствующей технологии нет. Зато красивый жест.

Наконец

Наверное, сердце Берлинале действительно требует перемен, и эти будущие перемены интригуют как ничто. Больше даже, чем сегодняшняя церемония награждения. Фестиваль остается одним из главных кинофорумов мира, становится местом для выражения своей позиции, собирает вокруг себя тысячи людей, привозит звезд и легенд кино, в конце концов показывает фильмы, но, кажется, не может дать определение самого себя. Грандиозному, ему осталось раздать медведей, повторно показать победителей и начать готовить юбилейный, семидесятый, Берлинале.

Возможно, он сможет сделать очереди перед билетными кассами в следующем году еще более длинными. А обзор достойных фильмов, которые мы случайно-неслучайно нашли на фестивале, будет в одном из следующих номеров.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.