Вы здесь

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее


«Цифровая экономика — это приоритет номер один и правительства, и страны в целом», — подобные заявления периодически делают первые лица нашей страны (а конкретно это — цитата первого вице-премьера Александра Турчина).


Беспилотный комп­лекс техники Бе­лАЗ во вре­мя демонстрации воз­мож­нос­тей.

Важно понимать: цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности, а не только ІТ, которая показывает высокие результаты.

Первый заместитель премьер-министра также обращал внимание на этот аспект: за ІT-сферой должна подтягиваться и вся остальная экономика. С момента принятия Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» прошло больше года — удается ли соответствовать концепции, к примеру, в промышленной сфере?

Не беремся говорить за всех, но положительный ответ точно может дать ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг».

Россияне — софт, белорусы — железо

...Беспилотный карьерный самосвал появился благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству БелАЗа и российского акционерного общества «ВИСТ Групп» — международной компании в области разработки и внедрения информационных технологий для горнодобывающей промышленности и металлургии.

Как рассказали специалисты «ВИСТ Групп», беспилотный карьерный транспорт является неизбежным шагом, учитывая тяжелые условия работы людей на горном предприятии и растущую потребность в природных ресурсах.

Компания начала работу над этим проектом в 2011 году и постепенно ее интенсифицировала, что позволило находиться на передовых позициях в данной области на мировом рынке. Сейчас происходит первое коммерческое внедрение, то есть беспилотный самосвал уже создан.

Сколько человек работает над этим проектом? Вся команда составляет 35 человек, из них 20 — это программисты и инженеры. Дополнительно привлечены специалисты БелАЗа.

Кто трудится над интеллектуальной системой для таких беспилотников? Софт разрабатывает «ВИСТ Групп», входящая в группу компаний «Цифра», в партнерстве с сотрудниками БелАЗа. Разработка софта требует проведения большого количества исследований, решения задач, которые могут быть еще не решены конкурентами, поэтому это действительно сложная инновационная работа.

Интересно, что для успешного функционирования беспилотного самосвала нужно отдельно проработать инфраструктуру — создать так называемый «интеллектуальный карьер». Это автоматизированный комплекс, включающий в себя роботизированные автосамосвалы и прочий транспорт, дистанционно управляемое горное оборудование и рабочие места операторов, которые следят за функционированием автономно работающей техники и могут в любой момент взять на себя управление.

«Интеллектуальный карьер» также подразумевает создание всей необходимой инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие техники между собой и диспетчерским центром, и внедрение автоматизированной системы управления горно-транспортным комплексом «Карьер» (АСУ ГТК).

«Интеллектуальный карьер» в совокупности с АСУ ГТК составляет ядро цифровой платформы для горных предприятий, так как он охватывает все ключевые производственные процессы.

«Выгода от отдельных роботизированных самосвалов невелика. Большая часть преимуществ достигается при роботизации всего карьера — горнодобывающей техники, системы передачи данных, — именно поэтому необходимо строить инфраструктуру на объекте и подходить к вопросу комплексно», — рассказали в «ВИСТ Групп».

Несмотря на многие положительные аспекты, возникает вопрос: когда беспилотные самосвалы заработают в полную силу, услуги некоторых специалистов, которые сейчас трудятся на обычных самосвалах БелАЗа, будут не нужны, так будут ли переучивать таких сотрудников под новые технологии?

В «ВИСТ Групп» ответили положительно: действительно, можно говорить о глобальных изменениях в структуре горнодобывающих компаний, принципиальном изменении требований к специалистам. Конечно, их навыки очень сильно помогут, но работа упростится, так как их можно переместить из техники в комфортные центры управления, чтобы следить за машинами дистанционно.

Каковы перспективы использования беспилотных самосвалов и другой техники? Сможет ли в будущем БелАЗ отказаться от обычных самосвалов в пользу умных машин? В компании уверены: совсем скоро начнется постепенный переход к роботизированной технике. В перспективе можно говорить о стопроцентной замене обычных машин роботами, когда новая технология подтвердит свою работоспособность.

Александр МАРТИНКЕВИЧ, заместитель директора администрации Парка высоких технологий по маркетингу и развитию:

— Цифровизация — это процесс объективный, неизбежный, и его остановить невозможно. Результатом цифровизации должно стать создание цифровой экономики. Многие не понимают разницы между цифровизацией и информатизацией. Цифровизация — это процесс, в результате которого создаются абсолютно новые продукты, сервисы и целые отрасли. Если говорить просто: мы начинаем делать то, что не делали до того, как была внедрена цифровизация, либо мы отказываемся от того, что делали традиционно.

Цифровизация активно меняет облик и структуру экономик различных стран. В цифровой экономике смещаются фокусы: сегодня более полезными становятся свойства товара, чем сам товар. Если мы сегодня не будем к этому готовы, нам не удастся построить конкурентоспособную экономику. Хорошо, что руководство БелАЗа сегодня понимает, что через пять лет никто не будет покупать машины за безумные деньги, но будут покупать перевоз определенного тоннажа руды, и для того, чтобы организовать эту транспортировку, необходимо внедрять новые технологии. Для этого сегодня активно внедряются порталы, которые позволяют удаленно отслеживать текущее состояние самосвалов, уже созданы беспилотные машины.

Для нашей страны цифровая трансформация является реальным и уникальным шансом переориентировать экономику, обеспечить ее устойчивый рост и повышение уровня благосостояния граждан. Мы сегодня можем не только торговать сырьем, создавать товар, но и создавать высокодоходные интеллектуальные системы и успешно конкурировать с ведущими мировыми компаниями на международном рынке. В вопросах цифровизации нельзя быть последним, так как через цифровую экономику идет своего рода колонизация: компании и страны, которые обладают технологиями, могут управлять не только гражданами своей страны, но всем миром. Если не развивать цифровую экономику, Беларуси будет очень сложно конкурировать в условиях гибридного мира.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фото belaz.by

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.