Вы здесь

Какую литературу сдают в букинистические магазины?


Если обычные книжные магазины работают по формуле «книга — человек», то букинистические держатся на принципе «люди — книги — люди». Корреспондент «Звязды» оценила финансовые, экологические и социальные преимущества такого подхода.


Не только ради денег

Середина месяца, три часа дня. Широкий тротуар на проспекте Независимости полностью перекрыт плотной людской очереди. Пенсионеры, интеллигентные мужчины, молодые мамы и даже пара студентов выстроились будто по дефицитные продукты в 90-е годы. Вот только сегодняшняя толпа хочет не взять, а отдать. И не пищу, а книги.

В тесное служебное помещение «Букиниста» входят по двое. Как раз у дверей их встречают две пары строгих глаз в очках.

— Список, пожалуйста, — протягивает руку одна из приемщиц — Татьяна Мисюль.

— Какой список? Я вам так скажу, что у меня есть, — парирует женщина в сером пальто.

— Нет, так дело не пойдет. Если хотите сдать нам литературу — будьте готовы потратить время. Прежде чем выгребать из полочек ненужные книжки и тянуть их в магазин, составьте подробный список с их описанием. Укажите название, имя автора, издательство и год издания. 15-го числа каждого месяца с «каталогом» нужно подойти в магазин. Отстоять немаленькую очередь, так как желающих избавиться «духовных сокровищ» всегда много. Если что-то из предложенного нас заинтересует, выдадим талон на следующий месяц. И только в назначенную дату и время можно будет привезти книги. Замечаю: не все сразу, максимум — 24.

— Сложно...

— Просто только в пункте приема макулатуры: пришел, оставил и пошел, — подытоживает Татьяна Михайловна.

Почти все, кто входит, действительно держат в руках списки — распечатанные на принтере или написанные от руки. У кого-то они большие — на несколько страниц, у кого-то скромные — вмещаются в несколько строк. Пытаюсь заглянуть в них: мужчина с элегантно повязанным шарфом предлагает иностранную литературу на языке оригинала, бабушка в пуховом платке имеет сокровища в сотню книг, которые можно объединить под названием «альтернативная медицина», совсем юная девочка пытается сдать советскую классику, которая была издана лет за двадцать до ее рождения.

Молодая женщина в пуховике продолжает небольшой список. Вторая приемщица — Ирена Гаврильчик — пробегается по нему глазами и констатирует:

— По Бенджамину Споку (американский педиатр и писатель. — Авт.) сейчас детей никто не воспитывает. Новей ничего нет?

— А может, вам сказки принести? Братья Гримм, Андерсен.

— Если издания 80-90-х, то не надо.

— Как не надо? Вы должны принять мои книги, — не останавливается женщина.

— Их никто не купит, — спокойно отвечает Ирена Францевна. — Если вы не хотите выбрасывать их на свалку и сдавать в макулатуру, то попробуйте отдать в социальные учреждения, больницы...

Однако многие здесь — постоянные сдатчики магазина. Они хорошо знают правила приема и не носят сюда то, что не пользуется спросом. Кто эти люди и почему избавляются от книг?

— В основном это интеллигенция, которая живет в центре, — инженеры, профессора, художники. Есть женщина, у которой умер муж. Он был преподавателем математики и параллельно интересовался философией. В свое время приобретал все новинки, из командировок книги чемоданами возил. Теперь, когда библиотека осталась без хозяина, нет смысла держать ее в квартире. Много университетских преподавателей, которые свое отработали. Зрение испортилось — читать невозможно, — рассказывает госпожа Татьяна.

Есть среди сдатчиков и так называемые перекупщики. Они выискивают в интернете и газетах объявления «Отдам/Продам книги». Ездят по квартирам и домам, приобретают именно те экземпляры, которые будут востребованы в букинистических магазинах.

Карманный Колас обойдется всего в 3,5 рубля.

— Берут, например, за рубль, а у нас могут за это получить 5 или 10. Но ведь надо поездить, поискать, после здесь в очередях постоять, — делится Ирэна Францевна.

Постоянными здесь бывают не только сдатчики, но и покупатели.

— Приезжает из Витебска преподаватель и жалуеься на новые пособия. Говорит, что даже сам в них разобраться не может. Что в таком случае от студентов требовать? Другое дело — книги, написанные понятным языком, без «воды» и выверенные временем.

Все сотрудники «Букиниста» отмечают привлекательность магазина. Говорят, по сравнению с обычными он более живой. Книги здесь никогда не стоят на полках «мертвым грузом». Ассортимент восстанавливается ежедневно: около 300 штук приносят, 150-200 продается. Если три месяца товар остается невостребованным, его возвращают владельцу.

— Нечитающих людей нет ни среди сдатчиков, ни среди покупателей, — говорит заведующая магазином Ольга Лаптенок. — Думаете, книжки несут только ради денег? Это не всегда выгодно, кстати. Есть у нас квитанции и на 400 рублей, но есть и на шесть. Кому-то просто жалко выбрасывать в макулатуру, кому-то дома скучно. Много одиноких в нашей очереди. Они пока постоят, перезнакомятся и поговорят о том о сем.

Несите белорусское

Разобравшись со сдатчиками, Ирена Францевна втягивает меня вглубь торгового зала — к ее любимым витринам с антиквариатом.

Ирена Гаврильчик работает с антиквариатом 40 лет.

— Я мечтала быть рядом с книгами с самого детства. В библиотеке была записана на двух абонементах, постоянно бегала в книжный магазин, где работала мама моей подруги. Дома такую страсть к чтению поддерживали, но не обрадовались моим планам поступать в техникум на книжного товароведа. Хотели, чтобы я в университете училась. Ради мечты пришлось обмануть маму и сказать, что экзамены в вузы я провалила, — улыбается собеседница. — После все равно закончила истфак БГУ, но уже сорок лет работаю в книжной торговле — «Светач», «Мастацтва», «Вянок», «Букинист». Самый интересный период работы был в «Вянке» с антикварными изданиями XVIII в — XIX веков. Сейчас такие экземпляры приносят редко, но показать есть что...

Женщина открывает стеклянную дверцу и достает увесистый фолиант. «Р. Браунсъ. Царство минераловъ» значится на обложке. Аккуратно листаем пожелтевшие страницы и замечаем цветные иллюстрации — неплохо для издания 1906 года. Правда, цена кусается — 1200 рублей.

«Как в букинистических рассчитывается стоимость книг?» — вопрос, который волнует многих.

— У нас есть каталог с ценами на момент издания, от него и отталкиваемся. Разумеется, учитываем возраст книги, состояние, курс доллара. Ничего сверхъестественного.

Пряча один раритет, Ирена Францевна следом достает другой. «Сочинения» Р. П. Данилевского 1872 года с автографом автора. Имеются здесь и «Минские епархиальные ведомости» столетней давности.

— Расходятся они быстро — на подарки. В общем, белорусской литературы нам не хватает. Сегодня, например, ни одного списка с ней не было. Некоторые думают, что это не востребовано. Хотя молодежь постоянно крутится около полочек с нашими авторами. В топе — произведения Светланы Алексиевич. Забирают как более новые на русском языке, так и белорусскоязычные издания 90-х.

За 113 лет цена на Н. В. Гоголя с 4 копеек выросла до 35 рублей.

Белорусский «уголок» в буквальном смысле таким и является. Глаз цепляется за серую «Память». Три книги — Брест, Чаусский и Мядельский районы.

— На такие у нас даже заказы бывают. Минчане хотят иметь дома книгу о малой родине.

Двигаемся дальше. На полках с детской литературой — сразу по несколько одинаковых книг о Гарри Поттере. «Разметут, не успеете оглянуться!» Большой отдел современной фантастики и фэнтези оккупировали молодые, к нему не подступиться. Неподалеку лежат нетронутые (даже в пленке!) романы Виктора Пелевина последних лет. Только стоят они рублей на 10 дешевле, чем в обычном магазине.

Около классики — ни души.

— Но избавиться от нее мечтают многие. Правда, принимаем мы не все. С удовольствием берем книги московских издательств 50-70-х годов. Качественная бумага, безупречная редактура, интересные иллюстрации и ... небольшие тиражи, — расписывает желательный товар Ирена Францевна. —Русскую классику регулярно покупают иностранные студенты, чтобы выучить язык. Бывает, даже целыми группами к нам приходят и уносят целыми полками. Наших студентов найдете около учебной литературы. Техника, математика, физика, философия, история — вот, что им нужно. Мы находимся рядом с БГУИР и БНТУ, поэтому и стараемся составлять ассортимент в соответствии с их пожеланиями. Тот же новый «Справочник конструктора-машиностроителя» Анурьева в трех книгах стоит не менее 300 рублей, у нас — 10-15. Согласитесь, выгодно?

Анна КУРАК

фото автора

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».