Вы здесь

«Касіў Ясь канюшыну» и Smoke on the water. В гостях у «Несвижских ложкарей»


Если вы считаете народную музыку интересной для узкого круга слушателей, значит, вы никогда не были на концерте «Несвижских ложкарей». Абсолютное большинство участников этого народного инструментального ансамбля — молодые ловкие ребята, в чьих выступлениях — и танцевальный пыл, и юмористически-пластические зарисовки, и сочетание самых неожиданных музыкальных фрагментов: от «Касіў Ясь канюшыну» до Smoke on the water. Коллектив существует уже более 12 лет, имеет богатый репертуар и гастрольный опыт, а в этом году получил высокую награду — специальную премию Президента за популяризацию музыкального искусства, целенаправленную работу по эстетическому воспитанию подрастающего поколения и активную концертную деятельность.

Корреспонденты «Звязды» напросились в гости к «Несвижским ложкарям», чтобы проверить, не испортила ли парней слава, и расспросить художественного руководителя коллектива Владимира СУХОВЕЯ о том, почему с ложками только юноши и как ансамбль шумовых инструментов превратился в культурную особенность.


...В общежитии Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа нас уже ждут. Ребята в сценических костюмах и черных шапках разбирают инструменты — кто ложки, кто гитару, а кто и стиральную доску. На полу расставляют обязательный реквизит — кувшины, расписанные под березу. Ранее использовали настоящие чурки, но те довольно тяжелые и занимали в багаже ​​немало места, в то время как пустотелые кувшины можно укладывать один в один.

— Этот состав ансамбля, пожалуй, уже шестой, — рассказывает основатель и руководитель «Несвижских ложкарей» Владимир Суховей. — Одних парней набираем, преимущественно из отделения физической культуры, где их больше всего, а другие выпускаются.

— Не бывает ли немного обидно: вы учите все новых детей, а они выпускаются, уходят, и практически никто не продолжает это направление дальше?

— В этом действительно есть определенная сложность, но, с другой стороны, и определенное очарование — мы не застаиваемся на месте, приходят новые люди, новые идеи. И лично мне очень важно и приятно то, что современные молодые люди проявляют интерес к народной музыке. Были случаи, что наши выпускники организовывали детские коллективы, выступали на разных конкурсах, поэтому преемственность, продолжение музыкальных фольклорных традиций все же есть.

Жизнь в ритме

— На старых фотографиях, наверное, сделанных еще во время учебы в педагогическом университете, видела вас с женской группой. Так почему же в нынешнем ансамбле ни одной девушки, только ребята?

— Я, вдохновленный творческими командировками с нашим педагогом Владимиром Перетятько, долго мечтал собрать свой эстрадный ансамбль, — но, видите ли, с течением времени эта идея трансформировалась в ансамбль шумовых инструментов... Однажды руководство предложило ввести в состав девушек. Взяли мы четырех учениц из отделения физической культуры, у них была необходимая выносливость, но не хватало пластики, грации, и уже на областном конкурсе поняли, что в таком составе до республиканского этапа мы не дойдем. Потом взяли танцовщиц, но это оказалось психологически сложно: рано или поздно в смешанном коллективе завязываются романтические отношения, и все, нет никакой дисциплины, ребята не слушают руководителя, а слушают девушек, соперничают между собой, что, разумеется, не идет на пользу общей работе. И с тех пор, хотя девушки постоянно просятся взять их в ансамбль, но я вижу, что с ребятами проще. Так что у нас как на корабле.

— Важный вопрос: откуда ложки? Лишь бы какие же не годятся, правильно понимаю?

— Совершенно так. Ложек в коллективе примерно 56 штук, несколько различных видов: самые большие в рост человека, маленькие — как обычные столовые, но изготовленные из намного более прочной древесины, иначе «улетают» очень быстро. Имейте в виду: деревянные ложки из сувенирной лавки не выдержат такой нагрузки и не то что год, второй, а и месяц не прослужат. У нас даже одно время была своя особая «фишка»: если на концерте ложка ломается и деревянные брызги летят в зал, у публики бешеное восхищение, поэтому даже нарочно ломали. Но сейчас стараемся поберечь, так как человека, который вырезал первый набор ложек, уже нет в живых, а мастеров в этом деле немного. Мы сотрудничали с различными мастерами. все было не то; сейчас ложки делает наш преподаватель дизайна, народный умелец Олег Прокорина.

— Сколько времени нужно, чтобы новый участник влился в коллектив?

— Примерно полгода — за это время он изучает ритмы, элементарную музыкальную грамоту — что такое ноты, их длину, паузы. Нужно натренироваться, ведь это сейчас ребята могут играть и час, и два, а сначала много синяков на коленях, на руках — иногда до крови... И только во втором семестре можно выпускать на сцену. Хотя, естественно, многое зависит и от способностей самого подростка — например, один парень через три дня усвоил то, на что другим требуются месяцы. Но в среднем за два-три года новый участник безупречно разучивает шесть, семь произведений. А как нахожу подход к ребятам? Стараюсь заинтересовать, но никого не заставляю. Бывает, ребенок одаренный, но психологически ему неуютно в коллективе, или родители против такой дополнительной нагрузки — ну, если нет, то нет.

«Несвижские ложкари» много выступают — в Несвиже и Молодечно, Минске (на днях были в группе поддержки на «Гонке легенд»), в других городах Беларуси, а также в Польше, Литве, Латвии, Казахстане. «В прошлом году были на международном фестивале в Ауце, латвийском городе-побратиме Несвижа, и если в свободное время другие участники ездили в Ригу на базар, то мы — в Юрмалу, на море, — рассказывает руководитель. — Знаете, прибалты, особенно старшее поколение, на наших выступлениях плачут и говорят, что чувствуют большую ностальгию. Как-то были в Польше под Щецином, в городе, окруженном большим каналом, — и мы наматывали по нему круги на байдарках, с условием: кто попал в воду, уходит с трассы, — такой адреналин получили! А самая памятная поездка, безусловно, в Казахстан, поскольку там познакомились с совершенно другой, восточной, культурой, и это невероятно интересно».

Групповой портрет

Единственный из всех участников, кто закончил колледж и остался в коллективе, — Павел Горбель (на фото). Впрочем, теперь уже Павел Алексеевич, ведь он и сам преподаватель — работает в Несвижском центре детского творчества, а в «ложкарях» играет на гитаре. «Что меня держит здесь? — переспрашивает молодой человек. — Да нет никакой тайны, просто очень нравится. В 2014 году я поступил на первый курс колледжа на иностранный язык — причем до того времени с музыкой никак не был связан, хотя на день рождения, как раз в конце августа, купил себе гитару. Играть еще не умел, но, когда Владимир Евгеньевич спросил у первокурсников, у кого есть инструменты, поднял руку. Мне дали балалайку, и один из старшекурсников показал, как ее правильно держать, чтобы играть — балалайка была очень старая, лады стесанные, и прижимать надо было очень сильно, чтобы инструмент звучал. Но я справился, и буквально за 20 минут разучил три аккорда, которые показал руководитель, прошел «боевое крещение» репетицией. А уже через неделю выступал вместе с ансамблем, мы встречали каких-то важных гостей во дворе колледжа. И, знаете, понравилось! Когда мы все вместе стоим на сцене, это особые эмоции, которые трудно передать словами: и командный дух, и адреналин. Как относятся родители и друзья? Стоит только побывать на одном выступлении, как всем нравится, и ни разу я не слышал мнения, что «Несвижские ложкари» немодные или невостребованные».

Первокурсник Дима Дранчук в ансамбле всего несколько месяцев и признается, что попасть на сцену Дворца Республики для него было большой честью и стимулом развиваться дальше: «Конечно, я понимаю, что ребята, которые занимаются несколько лет, умеют намного больше меня, но это не зависть, хочется за ними тянутся. И хотя я учусь на «иностранца», но, возможно, и по поводу музыкального образования подумаю».

А вот староста оркестра Влад Синицын сам готов учить музыке других — например, своих будущих учеников (он по специальности педагог младших классов): «Я же освоил не только ложки, а играл на барабане, блок-флейте, бас-гитаре, баяне — это инструмент как раз преподает наш руководитель. Мне кажется, если показать ученикам младших классов наше выступление и потом самим дать в руки ложки, им очень понравится, поэтому устроить в школе детский ансамбль — почему бы и нет?» А ему самому больше всего нравятся в репертуаре ложкарей «Славянская» и «Юрочка» — взрыво-эмоциональные, где ансамбль наиболее обменивается энергетикой с публикой.

Ансамбль — это не только выступающие на сцене, но и те, кто находится за кулисами — преподаватели. Музыку находит и аранжирует Владимир Суховей, идею каждого номера придумывает его жена, а по совместительству заведующий музыкальной кафедрой колледжа Анна Суховей. Хореограф Екатерина Лобаза учит участников правильно и красиво двигаться, помогает иногда застенчивым юношам не просто понять, куда девать руки-ноги, а позволить телу жить в танце. За гимнастическую подготовку отвечает преподаватель физической культуры Владимир Груша, благодаря которому и шпагат, и стойка на руках не являются для ложкарей проблемой. Также колледж обеспечивает своих музыкантов сценическими нарядами — один комплект эстрадный, другой — народный.

Чтобы душа развернулась

— Гэй, глядач, пускайся ў скокі, ці малец ты, ці стары — для цябе іграюць сёння «Нясвіжскія лыжкары»! — объявляет староста, и ансамбль с места в карьер выдает несколько лихих мелодий, демонстрируя собственные возможности и разнообразие шумовых инструментов. В футляре замечаем среди деревянных металлическую ложку:

— Ребята, кто халтурит?

— Нет, — смеются ложкари, — это нужная вещь, так как у нас же еще и стиральная доска, и терка, и коса ..

Была также бутылочная батарея, но от нее отказались — хрупкая штука. А сейчас у ложкарей, кроме собственно ложек, баяна, балалаек, флейты и гитар, есть бубен, барабаны, конторские счеты, трещотка, и несколько уникальных инструментов — африканский агаг, ритм которого положен в основу карнавальной самбы, и реор, звучание которого напоминает шум крыльев взлетающей птицы. Каждый раз, бывая в Минске, Владимир Суховей заглядывает в музыкальный магазин в поисках необычных вещиц для ансамбля.

И все это используется, так как «Несвижские ложкари» играют далеко не одни польки и кадрили — например, в некоторых попурри органично вплетены аккорды тяжелого рока от Black Sabbath, эстрадные мелодии. Есть в репертуаре и «Юмореска» Евгения Глебова. Ее когда-то «снял» опытный балалаечник, сделали аранжировку и обработку мелодии: добавили немного джазовых элементов и даже рок-н-ролла, и получилась пьеса, хотя и сложная в техническом смысле, но очень полюбившаяся и слушателями, и самими исполнителями. В планах — составить «Белорусские наигрыши» с включением других произведений Глебова. Разложили для гармони и ложек даже «Танец с саблями» Арама Хачатуряна! Кстати, когда на II фестивале стран ЕврАзЭС в Астане китайская делегация профессиональных музыкантов услышала «Танец с саблями» в версии ложкарей, опустилась на колени, чтобы только снять на видео это выступление.

Вообще, неугомонная натура и руководителя, и коллектива требует экспериментов — поэтому в народные произведения часто включают отрывки из излюбленных эстрадных мелодий, классики или рок-хитов, если только это не нарушает общую концепцию номера. Сначала, признается Владимир Суховей, каждую новую задумку он испытывает на себе — если может это сыграть и чувствует, что ритм подходит для ложек, значит, есть смысл работать дальше.

В планах — сделать в электронном формате сборник из репертуара «Ложкарей», но пока «списать ноты» невозможно — эти наработки, а все они авторские и уникальные, педагог держит в секрете.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Узнать в городской толпе абитуриентов можно без проблем.

Общество

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

Опыт Витебщины в уничтожении борщевика интересен потому, что здесь более 80 процентов зарослей от общего по стране.

Общество

Как живут последние жители деревни Весневичи

Как живут последние жители деревни Весневичи

Главная достопримечательность Весневичей, ее живая история — 96-летний Алексей Юркевич. 

Культура

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

С Натальей Батраковой мы встретились на открытии обновленного книжного магазина «Светоч», что на столичном проспекте Победителей, 11.