Вы здесь

«Касіў Ясь канюшыну» и Smoke on the water. В гостях у «Несвижских ложкарей»


Если вы считаете народную музыку интересной для узкого круга слушателей, значит, вы никогда не были на концерте «Несвижских ложкарей». Абсолютное большинство участников этого народного инструментального ансамбля — молодые ловкие ребята, в чьих выступлениях — и танцевальный пыл, и юмористически-пластические зарисовки, и сочетание самых неожиданных музыкальных фрагментов: от «Касіў Ясь канюшыну» до Smoke on the water. Коллектив существует уже более 12 лет, имеет богатый репертуар и гастрольный опыт, а в этом году получил высокую награду — специальную премию Президента за популяризацию музыкального искусства, целенаправленную работу по эстетическому воспитанию подрастающего поколения и активную концертную деятельность.

Корреспонденты «Звязды» напросились в гости к «Несвижским ложкарям», чтобы проверить, не испортила ли парней слава, и расспросить художественного руководителя коллектива Владимира СУХОВЕЯ о том, почему с ложками только юноши и как ансамбль шумовых инструментов превратился в культурную особенность.


...В общежитии Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа нас уже ждут. Ребята в сценических костюмах и черных шапках разбирают инструменты — кто ложки, кто гитару, а кто и стиральную доску. На полу расставляют обязательный реквизит — кувшины, расписанные под березу. Ранее использовали настоящие чурки, но те довольно тяжелые и занимали в багаже ​​немало места, в то время как пустотелые кувшины можно укладывать один в один.

— Этот состав ансамбля, пожалуй, уже шестой, — рассказывает основатель и руководитель «Несвижских ложкарей» Владимир Суховей. — Одних парней набираем, преимущественно из отделения физической культуры, где их больше всего, а другие выпускаются.

— Не бывает ли немного обидно: вы учите все новых детей, а они выпускаются, уходят, и практически никто не продолжает это направление дальше?

— В этом действительно есть определенная сложность, но, с другой стороны, и определенное очарование — мы не застаиваемся на месте, приходят новые люди, новые идеи. И лично мне очень важно и приятно то, что современные молодые люди проявляют интерес к народной музыке. Были случаи, что наши выпускники организовывали детские коллективы, выступали на разных конкурсах, поэтому преемственность, продолжение музыкальных фольклорных традиций все же есть.

Жизнь в ритме

— На старых фотографиях, наверное, сделанных еще во время учебы в педагогическом университете, видела вас с женской группой. Так почему же в нынешнем ансамбле ни одной девушки, только ребята?

— Я, вдохновленный творческими командировками с нашим педагогом Владимиром Перетятько, долго мечтал собрать свой эстрадный ансамбль, — но, видите ли, с течением времени эта идея трансформировалась в ансамбль шумовых инструментов... Однажды руководство предложило ввести в состав девушек. Взяли мы четырех учениц из отделения физической культуры, у них была необходимая выносливость, но не хватало пластики, грации, и уже на областном конкурсе поняли, что в таком составе до республиканского этапа мы не дойдем. Потом взяли танцовщиц, но это оказалось психологически сложно: рано или поздно в смешанном коллективе завязываются романтические отношения, и все, нет никакой дисциплины, ребята не слушают руководителя, а слушают девушек, соперничают между собой, что, разумеется, не идет на пользу общей работе. И с тех пор, хотя девушки постоянно просятся взять их в ансамбль, но я вижу, что с ребятами проще. Так что у нас как на корабле.

— Важный вопрос: откуда ложки? Лишь бы какие же не годятся, правильно понимаю?

— Совершенно так. Ложек в коллективе примерно 56 штук, несколько различных видов: самые большие в рост человека, маленькие — как обычные столовые, но изготовленные из намного более прочной древесины, иначе «улетают» очень быстро. Имейте в виду: деревянные ложки из сувенирной лавки не выдержат такой нагрузки и не то что год, второй, а и месяц не прослужат. У нас даже одно время была своя особая «фишка»: если на концерте ложка ломается и деревянные брызги летят в зал, у публики бешеное восхищение, поэтому даже нарочно ломали. Но сейчас стараемся поберечь, так как человека, который вырезал первый набор ложек, уже нет в живых, а мастеров в этом деле немного. Мы сотрудничали с различными мастерами. все было не то; сейчас ложки делает наш преподаватель дизайна, народный умелец Олег Прокорина.

— Сколько времени нужно, чтобы новый участник влился в коллектив?

— Примерно полгода — за это время он изучает ритмы, элементарную музыкальную грамоту — что такое ноты, их длину, паузы. Нужно натренироваться, ведь это сейчас ребята могут играть и час, и два, а сначала много синяков на коленях, на руках — иногда до крови... И только во втором семестре можно выпускать на сцену. Хотя, естественно, многое зависит и от способностей самого подростка — например, один парень через три дня усвоил то, на что другим требуются месяцы. Но в среднем за два-три года новый участник безупречно разучивает шесть, семь произведений. А как нахожу подход к ребятам? Стараюсь заинтересовать, но никого не заставляю. Бывает, ребенок одаренный, но психологически ему неуютно в коллективе, или родители против такой дополнительной нагрузки — ну, если нет, то нет.

«Несвижские ложкари» много выступают — в Несвиже и Молодечно, Минске (на днях были в группе поддержки на «Гонке легенд»), в других городах Беларуси, а также в Польше, Литве, Латвии, Казахстане. «В прошлом году были на международном фестивале в Ауце, латвийском городе-побратиме Несвижа, и если в свободное время другие участники ездили в Ригу на базар, то мы — в Юрмалу, на море, — рассказывает руководитель. — Знаете, прибалты, особенно старшее поколение, на наших выступлениях плачут и говорят, что чувствуют большую ностальгию. Как-то были в Польше под Щецином, в городе, окруженном большим каналом, — и мы наматывали по нему круги на байдарках, с условием: кто попал в воду, уходит с трассы, — такой адреналин получили! А самая памятная поездка, безусловно, в Казахстан, поскольку там познакомились с совершенно другой, восточной, культурой, и это невероятно интересно».

Групповой портрет

Единственный из всех участников, кто закончил колледж и остался в коллективе, — Павел Горбель (на фото). Впрочем, теперь уже Павел Алексеевич, ведь он и сам преподаватель — работает в Несвижском центре детского творчества, а в «ложкарях» играет на гитаре. «Что меня держит здесь? — переспрашивает молодой человек. — Да нет никакой тайны, просто очень нравится. В 2014 году я поступил на первый курс колледжа на иностранный язык — причем до того времени с музыкой никак не был связан, хотя на день рождения, как раз в конце августа, купил себе гитару. Играть еще не умел, но, когда Владимир Евгеньевич спросил у первокурсников, у кого есть инструменты, поднял руку. Мне дали балалайку, и один из старшекурсников показал, как ее правильно держать, чтобы играть — балалайка была очень старая, лады стесанные, и прижимать надо было очень сильно, чтобы инструмент звучал. Но я справился, и буквально за 20 минут разучил три аккорда, которые показал руководитель, прошел «боевое крещение» репетицией. А уже через неделю выступал вместе с ансамблем, мы встречали каких-то важных гостей во дворе колледжа. И, знаете, понравилось! Когда мы все вместе стоим на сцене, это особые эмоции, которые трудно передать словами: и командный дух, и адреналин. Как относятся родители и друзья? Стоит только побывать на одном выступлении, как всем нравится, и ни разу я не слышал мнения, что «Несвижские ложкари» немодные или невостребованные».

Первокурсник Дима Дранчук в ансамбле всего несколько месяцев и признается, что попасть на сцену Дворца Республики для него было большой честью и стимулом развиваться дальше: «Конечно, я понимаю, что ребята, которые занимаются несколько лет, умеют намного больше меня, но это не зависть, хочется за ними тянутся. И хотя я учусь на «иностранца», но, возможно, и по поводу музыкального образования подумаю».

А вот староста оркестра Влад Синицын сам готов учить музыке других — например, своих будущих учеников (он по специальности педагог младших классов): «Я же освоил не только ложки, а играл на барабане, блок-флейте, бас-гитаре, баяне — это инструмент как раз преподает наш руководитель. Мне кажется, если показать ученикам младших классов наше выступление и потом самим дать в руки ложки, им очень понравится, поэтому устроить в школе детский ансамбль — почему бы и нет?» А ему самому больше всего нравятся в репертуаре ложкарей «Славянская» и «Юрочка» — взрыво-эмоциональные, где ансамбль наиболее обменивается энергетикой с публикой.

Ансамбль — это не только выступающие на сцене, но и те, кто находится за кулисами — преподаватели. Музыку находит и аранжирует Владимир Суховей, идею каждого номера придумывает его жена, а по совместительству заведующий музыкальной кафедрой колледжа Анна Суховей. Хореограф Екатерина Лобаза учит участников правильно и красиво двигаться, помогает иногда застенчивым юношам не просто понять, куда девать руки-ноги, а позволить телу жить в танце. За гимнастическую подготовку отвечает преподаватель физической культуры Владимир Груша, благодаря которому и шпагат, и стойка на руках не являются для ложкарей проблемой. Также колледж обеспечивает своих музыкантов сценическими нарядами — один комплект эстрадный, другой — народный.

Чтобы душа развернулась

— Гэй, глядач, пускайся ў скокі, ці малец ты, ці стары — для цябе іграюць сёння «Нясвіжскія лыжкары»! — объявляет староста, и ансамбль с места в карьер выдает несколько лихих мелодий, демонстрируя собственные возможности и разнообразие шумовых инструментов. В футляре замечаем среди деревянных металлическую ложку:

— Ребята, кто халтурит?

— Нет, — смеются ложкари, — это нужная вещь, так как у нас же еще и стиральная доска, и терка, и коса ..

Была также бутылочная батарея, но от нее отказались — хрупкая штука. А сейчас у ложкарей, кроме собственно ложек, баяна, балалаек, флейты и гитар, есть бубен, барабаны, конторские счеты, трещотка, и несколько уникальных инструментов — африканский агаг, ритм которого положен в основу карнавальной самбы, и реор, звучание которого напоминает шум крыльев взлетающей птицы. Каждый раз, бывая в Минске, Владимир Суховей заглядывает в музыкальный магазин в поисках необычных вещиц для ансамбля.

И все это используется, так как «Несвижские ложкари» играют далеко не одни польки и кадрили — например, в некоторых попурри органично вплетены аккорды тяжелого рока от Black Sabbath, эстрадные мелодии. Есть в репертуаре и «Юмореска» Евгения Глебова. Ее когда-то «снял» опытный балалаечник, сделали аранжировку и обработку мелодии: добавили немного джазовых элементов и даже рок-н-ролла, и получилась пьеса, хотя и сложная в техническом смысле, но очень полюбившаяся и слушателями, и самими исполнителями. В планах — составить «Белорусские наигрыши» с включением других произведений Глебова. Разложили для гармони и ложек даже «Танец с саблями» Арама Хачатуряна! Кстати, когда на II фестивале стран ЕврАзЭС в Астане китайская делегация профессиональных музыкантов услышала «Танец с саблями» в версии ложкарей, опустилась на колени, чтобы только снять на видео это выступление.

Вообще, неугомонная натура и руководителя, и коллектива требует экспериментов — поэтому в народные произведения часто включают отрывки из излюбленных эстрадных мелодий, классики или рок-хитов, если только это не нарушает общую концепцию номера. Сначала, признается Владимир Суховей, каждую новую задумку он испытывает на себе — если может это сыграть и чувствует, что ритм подходит для ложек, значит, есть смысл работать дальше.

В планах — сделать в электронном формате сборник из репертуара «Ложкарей», но пока «списать ноты» невозможно — эти наработки, а все они авторские и уникальные, педагог держит в секрете.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.