Вы здесь

Как избежать проблем с развитием речи у детей


Исследователи выяснили: чем больше родители уделяют внимания развитию речи у ребенка, тем большего успеха он достигнет в жизни. Связь речи и мышления давно доказана. Но сегодняшние дети начинают говорить позже, чем их родители. Причем большое количество дошколят имеет нарушения речи.


— Ребенок рождается с еще не сформированным мозгом, развитие которого происходит в течение всей жизни. Нервные клетки мозга растут, образуют системы, которые обеспечивают контроль различных функций — слуха, зрения, движения, речи. Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, что приведет к прекращению развития ребенка, — рассказывает логопед 3-й городской детской клинической поликлиники г. Минска Светлана Койпиш.

Области мозга, которые отвечают за развитие движений и речевой деятельности, располагаются рядом. Поэтому различные манипуляции, особенно с пальчиками рук, приводят к растормаживанию двигательных и речевых зон мозга. А чем больше различных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные и речевые способности ребенка.

— Для определения развития речи малышей существует такой метод: ребенка просят показать один пальчик, затем два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев рук достаточно быстро и без напряжения, — дети, которые хорошо разговаривают, — объясняет специалист. — Если пальцы ребенка непослушные, напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, наоборот, слабые, вялые и не дают точных движений — это дети с речевыми проблемами.

Интересно

Принято считать, что вторые и третьи дети в семье разговаривают хуже, чем первые. А обучение двум языкам одновременно грозит задержкой речевого развития. И то и другое — мифы!

Установлено, что до тех пор, пока движения пальцев рук не станут свободными, точными, координированными, развития речи достичь не удастся. Соответственно, и развивать ее нужно снизу вверх — от движения к речи, а не наоборот.

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Самый простой и доступный метод — массаж: поглаживание пальцев от кончиков до запястий. Можно выполнять и упражнения: брать каждый пальчик ребенка, сгибать и разгибать его. С семи-восьми месяцев ребенок начинает «загребать» предмет в ладонь. Теперь ему можно давать складывать в коробку большие яркие игрушки. Главное — превратить такое занятие в игру.

Наибольшую трудность для ребенка представляет процесс разжимания пальцев. В норме большинство детей умеет это в десять-одиннадцать месяцев и стремится пользоваться навыкам. Поэтому можно катать шарики из теста, рвать бумагу, перебирать деревянные бусы и пуговицы, находить в емкости с крупой более мелкие предметы. Дети любят проводить за такими занятиями длительное время, и от взрослого требуется всего лишь умение поддержать игру.

Кубики, разноцветные прищепки, складывание пирамидок, матрешек, пальчиковые упражнения и пальчиковый театр — список занятий, которые развивают мелкую моторику, очень большой.

Под влиянием систематических тренировок наступают положительные изменения. Появляются сила, равновесие, подвижность, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. И таким образом к году ребенок овладевает манипуляционными движениями, что способствует стремлению его к общению со взрослыми. И как следствие, он произносит 3-10 осмысленных слов, которые, правда, еще долгое время перемешаны с лепетом.

Нужно знать

  • Работу по развитию моторики нужно проводить регулярно, с учетом возраста и физического развития малыша.
  • Сначала все движения взрослый выполняет руками ребенка, а по мере освоения он делает их самостоятельно.
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения ребенок выполнял правильно. Если он не может выполнить задание, сразу помогите ему зафиксировать нужное положение пальцев.
  • Чередуйте новые и старые упражнения.
  • Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка за успехи, но не забывайте следить за его настроением и физическим состоянием.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Общество

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Автор «Звязды» рассказывает на примере своей семьи.

Культура

ЗЕНА: От сцены не устаю!

ЗЕНА: От сцены не устаю!

График у артистки очень насыщенный.

Общество

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Исследование «Поколение« Z» в вопросах и ответах» было представлено во время научного стэндапа, организованного для учащихся профильных педагогических классов в БГПУ.  

Культура

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Историко-приключенческая лента про Беларусь, белоруса-воина и белоруса-ученого.