Вы здесь

Министерство финансов второй год реализует проект «Бюджет для граждан»


Для всех, кто интересуется государственными финансами, Министерство финансов второй год реализует проект «Бюджет для граждан», дающий возможность каждому жителю республики узнать максимум информации о бюджете и бюджетном процессе. Информация в доступной форме размещена на сайте Министерства финансов.


«В условиях новых реалий, в которых функционирует белорусская экономика, характеризующихся нестабильностью мировой финансовой системы, особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности государственных расходов. Ведь от того, как точно будет продуман и составлен бюджет страны, от выверенных решений, грамотного планирования и взвешенного подхода к распределению бюджетных средств зависит функционирование каждой отрасли в государстве и социальное благополучие каждого его гражданина», — обращает внимание министр финансов Беларуси Максим ЕРМОЛОВИЧ.

Субвенции и дотации

Для выполнения своих задач государству необходим бюджет, который формируется за счет налогов и других платежей. Фактически на эти средства общество приобретает у государства общественные блага. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Республиканский бюджет утверждается в форме закона, местные бюджеты — решений местных Советов депутатов.

Для обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов — бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой на безвозвратной и безвозмездной основе. Трансферт, передаваемый другому бюджету на осуществление целевых расходов, называется субвенцией. При недостаточности в нижестоящем бюджете собственных доходов для финансирования его расходов в целях обеспечения сбалансированности из вышестоящего в нижестоящий бюджет передается межбюджетный трансферт в виде дотации.

Местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня — сельские (1152), поселковые (9), городские (городов районного подчинения) (14); бюджеты базового уровня —районные (118), городские (городов областного подчинения) (10); бюджеты областного уровня — областные (6), бюджет города Минска.

Доходы и расходы

Доходы и расходы консолидированного бюджета распределяются между республиканским и местными бюджетами в соответствующем порядке, закрепленном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Разделение налоговых доходов, неналоговых доходов между республиканским бюджетом и бюджетами областного, базового и первичного уровней установлено статьями 30—37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Виды расходов, финансируемые из республиканского бюджета, областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровней, определены статьями 44—47 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Более половины доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь приходится на доходы республиканского бюджета. Однако после передачи из республиканского бюджета в бюджеты регионов межбюджетных трансфертов соотношение по доходам изменяется в пользу местных бюджетов. В республиканский бюджет помимо иных доходов включены средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда и республиканского дорожного фонда. В местные бюджеты — средства местных инновационных фондов.

Значительный объем консолидированного бюджета сосредоточен в местных бюджетах и направляется на финансирование расходов социальной сферы и национальной экономики. Это предопределено тем, что именно местные бюджеты несут на себе основную нагрузку финансирования социально значимых услуг государства, оказываемых населению: обеспечение функционирования организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры, спорта, финансирование расходов на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, пассажирский транспорт.

Расчет на 2019 год

Формирование республиканского бюджета и местных бюджетов на текущий год осуществлялось на основе базового сценария параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год, который предполагает сбалансированное развитие экономики и предусматривает в этом году рост ВВП на уровне 102,1 %, рост заработной платы, основанный на повышении производительности труда, и замедление инфляции.

Местные бюджеты на 2019 год сформированы с учетом необходимости выполнения социальных стандартов и гарантий государства перед гражданами, а также своевременного и полного исполнения долговых обязательств регионов. Проводимая бюджетная политика в части межбюджетных отношений направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение стабильности налогового режима для регионов в целях обеспечения граждан любой административно-территориальной единицы равными правами и возможностями для получения оказываемых государством услуг.

Объем финансовых ресурсов местных бюджетов ежегодно увеличивается. Доходы местных бюджетов в 2019 году прогнозируются в сумме 17,8 миллиарда рублей (без учета повышения ставок налогов местными Советами депутатов), в том числе: налоговые и неналоговые поступления местных бюджетов составят порядка 13,8 миллиарда рублей, или 77,5 % в общем объеме доходов; безвозмездные поступления — 4 миллиарда рублей, или 22,5 %.

Неналоговые доходы — это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, а также другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Самостоятельность местных бюджетов

Основными источниками формирования доходов местных бюджетов являются: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль, уплачиваемый негосударственными и коммунальными организациями; налоги на собственность (земельный налог и налог на недвижимость). Данные налоги в полном объеме зачисляются в местные бюджеты. Чем выше уровень экономического развития территории, тем больше собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступает в местный бюджет.

Структура собственных доходов местных бюджетов в 2019 году: подоходный налог — 40 %, налог на добавленную стоимость — 20 %, налоги на прибыль и доходы — 16 %, неналоговые доходы — 9 %, налоги на собственность без учета дополнительных поступлений от повышения ставок налогов на собственность — 8 % , иные доходы — 7 %.

Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать до 2,5 раза установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении организаций, расположенных на соответствующей территории. Местные органы власти самостоятельно определяют размер повышения (понижения) ставок данных налогов отдельным категориям плательщиков, а также направления использования дополнительно поступающих в соответствующие местные бюджеты средств.

В целях создания равных финансовых условий и возможностей для органов местного управления и самоуправления для реализации возложенных на них полномочий и задач регионам из республиканского бюджета в 2019 году будут переданы дотации в общей сумме 2,900 миллиарда рублей. Данные средства не являются целевыми и могут быть направлены на финансирование расходов по усмотрению местных властей.

Кроме того, в местные бюджеты из республиканского бюджета будут переданы финансовые ресурсы (субвенции) для финансирования целевых расходов — 1,021 миллиарда рублей, а также иные межбюджетные трансферты — 43,9 миллиона рублей.

Самая большая доля в субвенциях текущего года приходится на выплату льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, — 399,2 миллиона рублей. На развитие сельского хозяйства будет направлено
166,7 миллиона рублей, на строительство, реконструкцию, ремонт местных дорог, улиц в населенных пунктах за счет средств дорожного фонда — 145 миллионов рублей, строительство жилищной структуры — 115 миллионов рублей, погашение обслуживания долга местных органов власти (в соответствии с принятыми указами главы государства) — 79,5 миллиона рублей, оказание поддержки гражданам в строительстве жилья — 75 миллионов рублей.

Средства местных бюджетов направляются на предоставление базовых бюджетных услуг населению: образование (5,318 миллиарда рублей), социальная защита (451,2 миллиона рублей), здравоохранение (4,376 миллиарда рублей), культура (402,2 миллиона рублей), пассажирские перевозки (403 миллиона рублей), жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство (1,460 миллиарда рублей).

По материалам проекта «Бюджет для граждан»

Название в газете: Деньги на общественные блага

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.