Вы здесь

«Потенциал местных Советов надо использовать в интересах государства»


Выступление Михаила Мясниковича, председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на совместном заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики и Совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь


О задачах органов местного управления и самоуправления по совершенствованию региональной социально-экономической политики

Уважаемые участники заседания!

Совершенствование региональной политики — это весьма актуальная задача, которая предусмотрена положениями Программы социально-экономического развития нашей страны на 2016—2020 годы, а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.

Работа депутатов местных Советов депутатов

Выборы в местные Советы депутатов, которые состоялись в феврале 2018 года, продемонстрировали политическую стабильность в стране и высокую гражданскую позицию нашего населения. Депутатами избраны наиболее инициативные и активные люди, способные и умеющие эффективно работать с учетом современных требований.

Основной план действий для местных Советов депутатов — обеспечение выполнения параметров социально-экономического развития регионов; принятие сбалансированных бюджетов; создание новых рабочих мест и новых производств; активизация деятельности по раскрепощению деловой инициативы граждан и развитию малого и среднего бизнеса, вовлечению его в экспортный процесс, содействие организации производства с высокой долей добавленной стоимости, а также привлечение инвестиций и импортозамещение. Насколько эффективна эта работа — цель настоящего мероприятия. Безусловно, важен и обмен мнениями.

В Беларуси сформировано 1309 местных Советов депутатов. Депутатами всех уровней избраны 18 110 человек, в том числе 13 565 — депутаты первичного территориального уровня. В состав депутатского корпуса вошли достойные и неравнодушные люди, пользующиеся доверием населения, знающие ожидания своих избирателей.

Работа органов местного самоуправления является прекрасной управленческой школой, которая должна растить кадры для органов власти всех уровней. Нынешний состав депутатского корпуса в большинстве своем состоит из тех, кто проявил себя в трудовой деятельности, умеет вести разговор с людьми, дискутировать с различной аудиторией, убеждать, слушать и руководить. Потенциал депутатов местных Советов надо умело использовать в интересах государства, это своего рода резерв кадров. С ними надо, безусловно, организовать собеседования. Кому-то помочь в реализации планов, кого-то взять на заметку как перспективного человека для последующей работы на должностях более высокого уровня. Поручение всем руководителям Советов депутатов предметно рассмотреть этот вопрос с учетом рекомендаций, которые были даны Советом Республики.

Надо учитывать, что местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления не всегда оказываются эффективны в качестве площадок для согласования интересов общества и власти на местах. Об этом говорят люди. Многие Советы депутатов создают видимость работы. Так, работу Советов, как показали проведенные в 2017 году опросы Информационно-аналитического центра, не смогли оценить 70 процентов опрошенных. Информацией о решениях, принимаемых местными Советами депутатов, располагали лишь 4,5 процента граждан.

Депутаты практически не используют социальные сети для общения и получения информации. В то же время самоорганизующиеся сообщества, зачастую оппозиционные, выступающие за решение локальных и каких-то личных проблем, активно представлены в интернете, обладают подвижностью и быстротой реагирования, готовы активно и публично отстаивать свои интересы. Такие объединения по существу играют роль параллельной системы представительства интересов граждан. Вы должны это видеть и вести собственную работу.

Главной особенностью избирательной кампании 2018 года стало изменение электоральных настроений и предвыборных ожиданий граждан. Сегодня избиратели постепенно меняют требования к народным избранникам. У белорусов начал формироваться «новый запрос к профессиональному портрету депутатов. По их оценкам, это должны быть лидеры общественного мнения, готовые не только выражать, но и отстаивать права своих избирателей».

Общество видит в народных избранниках главным образом людей, способных выстроить результативный диалог с местной исполнительной властью, настойчиво доводить до нее позицию рядовых граждан.

Сравнение электоральных предпочтений белорусов в преддверии выборов в местные Советы, которые прошли в 2014 и 2018 годах, свидетельствует о росте электоральной поддержки кандидатов, не связанных ни с властью, ни с оппозицией (т. е. именно с гражданскими активистами).

По данным социологов, в отдельные периоды о готовности выбрать такого кандидата заявляли до 30 процентов опрошенных.

Белорусские граждане хотят видеть результаты работы депутатов.

Поэтому работа представительных органов власти, организованная «по старинке», сегодня избирателей уже, как правило,  не удовлетворит.

Депутаты призваны быть первыми, к кому могут обратиться люди со своими затруднениями.

Председателям Советов депутатов надо в обязательном порядке учесть данные тенденции при подготовке к предстоящим парламентским выборам.

Экономика

Ситуация в настоящее время в стране стабильная. Люди проявляют социальную лояльность к проводимой экономической и социальной политике. Однако надо учитывать, что кредит доверия не может быть многолетним в условиях невысоких доходов физических лиц и при наличии трудностей с эффективным трудоустройством населения.

Президентом поставлена конкретная задача — достичь ВВП 100 миллиардов долларов в эквиваленте к 2025 году и за счет этого повысить жизненный уровень населения. И это не какие-то заоблачные цифры. К примеру, в 2014 году у нас ВВП был 80 миллиардов долларов, сейчас — около 60 миллиардов, а в сопоставимой по размерам Чехии ВВП — около 200 миллиардов долларов.

Предприятия государственные и большие частные держат избыточную численность. Это их, как правило, заставляют делать местные власти вместо создания новых рабочих мест. В результате средняя зарплата невысокая. Малые и средние предприятия в условиях профицита трудовых ресурсов занижают выплаты рабочим и служащим, что также негативно влияет на общественный климат. Главное для всех управленцев и депутатов — это создание новых предприятий, рост объемов производства. Инструмент для этого есть: Декрет Президента № 7. Его надо наполнять быстрее, с момента его принятия (ноябрь 2017 года) прошло достаточно много времени, а предпринимательского бума нет, особенно в Витебской и Могилевской областях.

Доля белорусской обрабатывающей промышленности в мировой в 2016 году снизилась на 0,02 п. п. — до 0,11 процента. В 2010—2011 годах составляла 0,13 процента. ВВП = 0,06 процента мирового в 2017 году, а в 2014 был 0,09 процента. Для сведения, доля ВВП США в мировом ВВП составляет 24 процента, а Китая — 15 процентов. Это данные за 2017 год.

В среднем по стране валовой региональный продукт на душу населения составляет у нас 12 818,6 рубля: от 7680,2 рубля в Витебской области до 16 931,4 рубля в Минске.

И если в структуре ВВП удельный вес ВРП Минской области составляет 14,4 процента, то вклад Могилевской области — только 6,8 процента.

Фактически выполнение в 2016—2018 годах Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы по росту ВВП, ВРП в Витебской и Могилевской областях не достигло уровня 2015 года.

31 район нашей страны является территорией, отстающей по уровню социально-экономического развития, — более четверти районов страны. Эта цифра говорит сама за себя.

Таких районов три в Брестской области (Ганцевичский, Дрогичинский, Малоритский); семь — в Витебской (Городокский, Лиозненский, Миорский, Сенненский, Ушачский, Шарковщинский, Шумилинский); восемь — в Гомельской (Ветковский, Добрушский, Кормянский, Лельчицкий, Лоевский, Наровлянский, Петриковский, Чечерский); три — в Гродненской (Вороновский, Зельвенский, Свислочский); три — в Минской (Клецкий, Копыльский, Любанский); в Могилевской области — Глусский, Кировский, Краснопольский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский.

Необходимо наполнить Декрет Президента № 7 конкретными мерами, в том числе за счет усиления спроса с должностных лиц и лояльности к товаропроизводителям.

Привлекать инвесторов под гарантию Президента, как единственно реальную и к которой имеется доверие.

Основную массу республиканских предприятий передать в коммунальную собственность и, если надо, реформировать. В регионах есть хоть какие-то инструменты поддержки. У министров их практически нет.

Дать людям землю под строительство жилья, дать кредиты молодым семьям с детьми. Дать также землю под строительство объектов сферы услуг и производства. Отменить административный жим по отношению к инвесторам.

Обратите особое внимание на доходы граждан, особенно семей с детьми. По Беларуси от общей численности малообеспеченных — 2/3 семьи с детьми. Тенденции за последние годы несколько ухудшились, и численность малообеспеченных семей, имеющих детей, где душевые доходы ниже МПБ (347,74 рубля), несколько увеличилась.

Надо в работе учитывать то, что не все наши граждане предрасположены к самостоятельному ведению бизнеса, многие предпочитают работать у нанимателя. А создать нанимателя без помощи государства очень сложно.

В наших условиях, я полагаю, нецелесообразно идти по пути абсолютного отказа в государственной поддержке предприятий. Многие модернизировались и строились, как правило, директивно и в объективно труднейших условиях, сформированных не ими. Поэтому, если некоторым хозяйствующим субъектам, выходящим из кризиса, помочь, то они внесут свой вклад в ВВП и доходы населения, стабилизацию в целом.

Экономически развитые страны также оказывают помощь своим товаропроизводителям.

Вызывает обеспокоенность крайне низкая инновационная активность предприятий реального сектора.

Инновационность — это конкурентоспособность, а удельный вес отгруженной инновационной продукции, новой для мирового рынка в общем объеме отгруженной инновационной продукции, остается крайне незначительным и находится в пределах 1 процента, новой для внутреннего рынка — 35—40 процентов. Основная доля инновационной продукции промышленных предприятий, по сути, является тиражированием импортных или отечественных аналогов.

Доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров в Беларуси составляет 33 процента, в Венгрии — 69,5, Словакии — 66,6, Чехии — 64, Румынии — 52,8, Польше — 49,6 процента. Это страны Центральной и Восточной Европы, потенциал которых в науке и технологиях можно считать сопоставимым с нашей республикой.

Механизм глубокой и объективной оценки эффективности предлагаемых к реализации проектов не совершенен.

В последние годы значительно снизилась инвестиционная активность реального сектора экономики. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП сократилась с 32,1 процента в 2011 году до 20 процентов в 2018 году. Не просматривается улучшение и в 2019 году. Вместе с тем для обеспечения устойчивого развития страны с высоким удельным весом обрабатывающей промышленности в структуре экономики, а Беларусь таковой является, необходимо, чтобы доля инвестиций в основной капитал в ВВП была не ниже 25 процентов. Задача местных органов власти рассмотреть этот вопрос у себя в районе, городе, области и принять, подчеркиваю, принять управленческие решения, а не констатировать уже свершившиеся факты, с учетом рекомендаций Минэкономики. Изучите и примите решения по развитию каждого региона, который вам вверил Президент.

Внешние вызовы и угрозы и преимущества интеграции

В каких условиях предстоит работать? Какие внешние факторы способствуют социально-экономическому развитию Республики Беларусь?

Даже плохая интеграция лучше торговых войн, от которых в конечном итоге страдает потребитель.

Рассмотрим некоторые вопросы. Факторы развития капитализма, как теоретической и практической основы рыночных отношений, исчерпаны. Возможность расширения экономической (производственной) деятельности сдерживается, поскольку ведет к снижению нормы прибыли и доходности капитала. Деградируют экосистемы, природные ресурсы истощаются.

Это означает, что человечество находится на этапе неизбежной смены общественно-экономической формации. Какой-то модели не существует, хотя попытки налицо:

  • обособление крупных и богатых экономик,
  • межстрановая миграция высококвалифицированных кадров приобретает статус государственной политики,
  • укрепление доллара США как ключевой мировой валюты ведет к откровенному ущемлению интересов других государств и многое другое.

Выступления представителей мировой элиты из сферы бизнеса, финансов, политики, общественных отношений на Всемирном экономическом форуме в Давосе (состоялся в январе 2019 года) показали, что сегодня нет ни четкой согласованной позиции по путям глобального развития, ни модели вообще.

Идет пересмотр приоритетов в мировой финансовой системе.

Инвестиционный капитал возвращается в экономики развитых стран.

МВФ и Всемирный банк ориентируются на поддержку беднейших стран, в том числе и для сдерживания миграционных процессов. Страны с доходом выше среднего, к которым относится Беларусь и поддержка которых со стороны финансовых институтов затруднена, могут существенно замедлить темпы роста. Это приведет к росту бедности и скажется на развитии всей мировой экономики.

Президент Дональд Трамп последовательно реализовывает принцип «Америка фёст» («Америка прежде всего»), инициируя повышение ввозных тарифов на чувствительные для своих торговых партнеров позиции. Зеркальный ответ Китая не заставляет себя долго ждать. Происходит ревизия взглядов на миропорядок, которые были актуальны в течение последних 15—20 лет. Глобализация постепенно утрачивает свою привлекательность. Ей на смену приходит парадигма обособленного развития. Это тревожный тренд и для Беларуси, для малых и средних экономик, которые, как правило, являются более открытыми и могут оказаться изолированными со всеми негативными последствиями (дефицит инвестиций, перепроизводство, безработица). Самодостаточные страны тоже, полагаю, столкнутся с угрозами снижения глобальной конкурентоспособности, мотивации к инновационному развитию.

Справочно. Открытость экономики характеризуется уровнем интеграции в мировую экономику. В первую очередь отношением экспорта и импорта к ВВП. У Беларуси показатель открытости экономики 1,3 (для сравнения у Германии – 0,8, у Китая – 0,4, у США – 0,3).

Дальнейшее бескомпромиссное противостояние больших экономик приведет к эскалации напряженности. Это отразится на темпах,
полагаю, взаимной торговли, инвестиционном сотрудничестве, совместных проектах в научной и гуманитарной сферах. Как итог — общая динамика экономического развития может «угасать». 

В этом контексте хотел бы отметить и контрпродуктивность санкций к Российской Федерации. Мы отмечаем подъем национальной экономики России, последовательное снижение ее импортоемкости. Но при этом страдают европейские производители, которые теряют огромный рынок России. Напряжение не спадает. В этой связи позиция многовекторности, которую занимает Беларусь, представляется наиболее рациональной. Вместе с тем основу должен составлять расчет на собственные силы. Никто в ущерб собственным интересам помогать нам не будет. А значит, мы должны быть конкурентоспособны. В управлении, в дисциплине, качестве производимых товаров и услуг, снижении их стоимости и материалоемкости. Есть ли это на практике? Далеко не везде. Надо заниматься этими вопросами конкретно всем руководителям Советов и исполкомов. Как сеять и убирать, есть кому. А вашу работу за вас никто не сделает.

Евразийский экономический союз за три с половиной года работы не до конца раскрыл весь свой потенциал. А ожидания были большие.

Приходится констатировать, что в ЕАЭС вопросы согласованной промышленной политики проработаны слабо. А промышленность — главный драйвер развития. Практически не создаются совместные акционерные общества и другие компании, которые во всем мире являются основным звеном интеграционных проектов и инновационной глобальной экономики. Сегодня у нас в стране из 6,3 тысячи совместных компаний 2,5 тысячи субъектов хозяйствования с российским капиталом. Но это, как правило, небольшие организации и не существенно влияют на производственную сферу. А с капиталом из других стран ЕАЭС крайне мало вообще. С Арменией — 58, Казахстаном — 45, Киргизией — только 3 предприятия. Не лучше положение дел и с дальним зарубежьем. С немецким капиталом — 306, польским — 339, литовским — 615 (Великобритания — 228, Франция — 43, США — 181, Латвия — 335). Задача для всех управленцев — привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), особенно в малые населенные пункты, города-спутники. ПИИ и накопления стартового капитала — это вещи взаимосвязанные. Безусловное следование общей букве закона не придаст мотивации развитию в этих регионах.

Дополнительно прошу проработать вопрос заключения соглашений о сотрудничестве не только между областями Беларуси и регионами России, но и на уровне районов и городов, а также Советов депутатов.

В этом году мы планируем провести I Форум регионов Беларуси и Узбекистана. Прошу вас поработать и по расширению сотрудничества с Узбекистаном.

Население и трудовые ресурсы

С 2017 года в стране наблюдается резкое ухудшение демографической ситуации.

За два года (по предварительным данным) численность населения республики сократилась на 29,1 тысячи человек и на 1 января 2019 года составила 9475,6 тысячи человек.

Фактически мы вернулись к началу 2015 года.

Основное влияние на демографическую ситуацию продолжают оказывать снижение уровня рождаемости и низкий миграционный прирост, который не может восполнить естественные потери населения.

По предварительным данным в прошлом году в республике родилось 94,4 тысячи детей, что на 20 процентов меньше, чем в 2016 году. Уровень рождаемости снизился с 12,4 до 10 на 1000 человек населения. Это является самым низким уровнем в ЕАЭС.

Справочно. За 2017 год в рес-публике родилось 102,6 тысячи детей, что на 15,2 тысячи (на 13 процентов) меньше, чем в 2016 году. Уровень рождаемости снизился с 12,4 до 10,8 на 1000 человек населения.

Особую тревогу вызывает тот факт, что по сравнению с 2016 годом число детей, рожденных первыми, сократилось почти на 24 процента, рожденных вторыми — на 21 процент, третьими — на 13 процентов. В целом, я приводил данные, минус 20 процентов. Самые худшие показатели рождаемости в Минске и Витебской области. Рекомендую рассмотреть эти вопросы у себя в Советах депутатов. Ссылки на общие недостатки не принимаются. Есть хорошие примеры: коэффициент рождаемости более высокий в течение 2011—2018 годов в Брестской, Минской и Гродненской областях, остальные резко теряют численность.

Впервые за последние 7 лет в 2018 году в республике отмечен рост смертности населения в трудоспособном возрасте. Как показал анализ данных, изменение пенсионного возраста не оказало существенного влияния на значение данного показателя. Рассмотрите каждый у себя в районе этот вопрос. Владеют ли руководители Советов этими вопросами?

Стоит отметить проблемы и с внешней трудовой миграцией, особенно выезда людей с высоким уровнем квалификации.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, за 2018 год число граждан, работающих за пределами республики (не меняя своего постоянного места жительства), составило 95,4 тысячи человек: это выше 2017 года.

Нельзя Советам депутатов самоустраняться от текущих вопросов. Невысокая, может быть, заработная плата. Но она должна своевременно выплачиваться.

На 1 января этого года в 83 организациях республики имелась задолженность по заработной плате (в Витебской области — 70 организаций; в Гомельской — 2; в Гродненской — 1; в г. Минске — 6; в Минской — 3; в Могилевской — 1).

За 2018 год выявлено 2618 фактов нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы. А где в этот момент находились депутаты, которые представляют интересы своих избирателей, профсоюзы?

Местные Советы пока к работе подключились слабо. А ведь избиратели, когда отдавали свой голос за того или иного кандидата в депутаты, верили, что депутатами будет сделано все возможное для улучшения жизни населения.

Союзное строительство

Актуальным и постоянно обсуждаемым является вопрос Союзного договора.

Вы должны владеть этой темой, разъяснять людям. Рекомендую каждому лично почитать Договор 1999 года. Иногда приходишь в ужас, когда слышишь комментарии людей, особенно это касается некоторых россиян, и не только из системы СМИ, но и политиков, которые не знают или умышленно искажают существо Союзного государства.

На что необходимо обратить внимание?

1. Договор 1999 года является актуальным и сегодня, и его положения должны оставаться незыблемыми и не подлежащими ревизии и корректировке. Иначе рухнет вся конструкция.

2. Союзнические отношения необходимо развивать на основе закрепленного в ст. 6 Договора принципа сохранения каждым из государств-участников суверенитета, независимости и территориальной целостности, Конституции и других атрибутов государственности. Охрана внешней границы Союзного государства должна осуществляться в порядке, установленном его участниками на момент подписания Договора, т. е. самостоятельно.

3. Решения о продвижении по пути союзного строительства следует принимать в соответствии с принципами и порядком, закрепленными в ст. 2, т. е. согласовано. Односторонние решения недопустимы.

4. Направления развития интеграции сторонами следует вырабатывать в соответствии со статьями 17 и 18. Там все перечислено. Если не учитывать эти подходы, то взаимодействие осложняется. Сегодня и так у нас на общем рынке самые серьезные конкуренты — это российские товары. Почему? Качество и цены близки между собой, а экономические условия у российских производителей более комфортные, особенно по энергоносителям и другим сырьевым товарам.

5. Этапность интеграции. Тема изучена и опробована в мире, и не следует ее ломать.

а) Преференции. Они сегодня не гармонизированы.

б) Зона свободной торговли. Можно сказать, что тарифных и нетарифных ограничений нет, хотя есть различные косвенные барьеры.

в) Таможенный союз. Создан.

г) Общий рынок. Изъятия и ограничения, избирательные преференции имеют место.

д) Экономический союз. К нему, где и общая валюта, еще надо идти, устраняя проблемы предыдущих этапов.

Кстати в Договоре указано, что общая валюта — это не российский рубль. И банк-эмитент должен быть общим, а не российским.

Новые формы организации работы Советов депутатов

Перспективным направлением работы является деятельность ассоциаций местных самоуправлений. Законом о местном управлении и самоуправлении предусмотрена возможность создания таких ассоциаций местных Советов депутатов.

В настоящее время созданы Гродненская областная и Могилевская областная ассоциации местных Советов депутатов. Но их работа не получила должного развития в других областях. Это плохо! Председатели облсоветов должны сделать соответствующие выводы.

Сегодня созданы уникальные предпосылки для активизации отношений Беларуси и Совета Европы, а также вовлечения белорусской стороны в общеевропейские политические процессы. Эксперты Конгресса местных и региональных властей Совета Европы предоставляют нам информацию и знакомят с лучшими примерами развития местного самоуправления в странах — членах Совета Европы. Надеюсь, проведение в апреле 2019 года Международной научно-практической конференции на тему «Местное самоуправление. Современные этапы развития» с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы поможет нам активизировать эту работу.

Сегодня, как никогда, жизненно необходимо активное участие депутатского корпуса в реализации принятых программных документов региона, осуществлении контроля за их реализацией, формировании валового регионального продукта, внесении предложений по решению актуальных вопросов социально-экономического развития, в том числе с учетом мнения населения. Все полномочия для этого вам предоставлены законом.

Поэтому сегодня каждый из вас должен переформатировать свою работу: задуматься, наметить и реализовать систему мер по развитию территории, решению проблемных вопросов в соответствии с приоритетами развития, определенными на пятом Всебелорусском народном собрании.

Главное наше богатство — интеллектуальный потенциал страны и квалифицированные кадры. Именно через кадровую работу инициировать и реализовывать как можно больше проектов, способных обеспечить создание высокопроизводительных рабочих мест, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внутреннем и внешних рынках, увеличение производительности труда. За этим — рост реальных доходов населения. При этом важно, чтобы увеличение заработной платы обеспечивалось ростом производительности труда.

Омоложение кадрового состава управленцев, создание условий для проявления способностей молодого поколения являются важнейшими направлениями организационной и идеологической работы всей вертикали власти.

Мотивированная, образованная, активная молодежь — это действительный стратегический ресурс развития нашей страны.

Здесь, я думаю, неплохо бы молодежи пройти и через депутатскую деятельность. В Советах объединена наиболее политически зрелая и опытная часть нашего населения.

Особая роль в подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров отводится Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Надо идти по пути пересмотра учебных планов, определения конкретных тем для обучения с преломлением их на практическую деятельность. Больше внимания уделять передаче передового опыта практической работы непосредственно на примере базовых районов, которые необходимо закрепить для стажировки. По результатам учебы ввести обязательное итоговое тестирование. И эту работу надо начинать незамедлительно.

Председатели Советов депутатов являются председателями постоянно действующих комиссий по координации работы по содействию занятости населения. Вы должны организовать эффективную деятельность этих комиссий. Думаю, целесообразно привлекать к данной работе депутатов местных Советов депутатов для получения объективной информации о гражданах, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Лучше депутатов своих избирателей никто не знает. Безусловно, ответственность за представленные сведения должны нести структурные подразделения исполкомов, которые представляют информацию в комиссии, на основании которой эти комиссии и выносят свои решения.

Серьезным вызовом для устойчивого развития является «вымывание» человеческого капитала. Именно человеческий капитал в комплексе с продовольственной и энергетической самодостаточностью будут обеспечивать в будущем устойчивое социально-экономическое развитие. Будем объективны: кадровая политика пока не стала основным вопросом повестки дня для Советов депутатов и их исполкомов. Доводятся цифры заданий, но нет должного уровня отбора, подготовки, расстановки и закрепления кадров. Руководство Совета и исполкома обязаны работать с кадрами и вести должный спрос на всех уровнях управления.

Важность работы местных Советов депутатов особо отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, посещая 16 февраля 2018 года с рабочей поездкой Слуцк: «Это люди, которые быстрее могут достучаться до начальства, и именно через местного депутата можно быстрее решить имеющуюся проблему… Мы институт местных Советов будем укреплять».


Слово участникам

«Образование — фактор развития регионов»

Ирина СТАРОВОЙТОВА, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, первый заместитель министра образования:

 

— Устойчивое развитие регионов — это процесс многостороннего взаимодействия различных участников: органов управления, рынка труда, промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, институтов гражданского общества и учреждений образования.

Стратегическая цель региональной образовательной политики — создать равные возможности для реализации личностного потенциала и удовлетворения жизненных потребностей граждан независимо от места их проживания. Образование в регионе является своеобразным форпостом государства на его границах. Следует заметить, что в последние годы в соседних с нами зарубежных странах университеты целенаправленно открывают программы бесплатного обучения на русском языке. Поэтому одной из актуальных задач для регионов, особенно приграничных, является предотвращение угрозы оттока талантливой молодежи из страны путем создания комфортных условий для самореализации каждого молодого человека у себя на родине.

Открытые и доступные образовательные ресурсы, базирующиеся на цифровых технологиях, инклюзивно ориентированная образовательная среда, и, самое главное, реально обоснованная потребность в тех или иных кадрах в регионе — вот то, к чему мы должны стремиться повсеместно.

Своей деятельностью и реализацией социальных функций университеты способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом.

В то же время не сняты с повестки дня вопросы необходимости модернизации учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений образования. Созданные в каждом регионе ресурсные центры концентрируют на своих площадках передовые материально-технические, учебно-методические и информационные ресурсы образовательных программ с целью сетевого взаимодействия как учреждений образования, так и организаций. Однако технологии постоянно обновляются, потому необходимо совместными усилиями поддерживать их базу в актуальном состоянии.

Важное значение приобретает укрепление взаимодействия между учреждениями образования и организациями — заказчиками кадров. Чтобы получить молодого специалиста с качественно сформированными и закрепленными практическими умениями, готового со стартовых позиций включиться в процесс производства, необходимо укреплять взаимодействие промышленного сектора и учреждений образования, выявляя тем самым перспективные направления развития регионов.

Высокая динамика изменения технологического уровня и квалификационных требований приводит к необходимости непрерывной корректировки образовательных стандартов и учебных программ. При этом оперативное изменение учебно-программной документации с использованием лучших примеров отечественной и международной практики должно осуществляться учреждениями образования с обязательным участием организаций — заказчиков кадров, с учетом новейших мировых разработок в данной отрасли.

Поднятый пласт вопросов может быть решен лишь совместными усилиями региона, парламентариев, представителей министерств и ведомств, всех заинтересованных. Сообща мы внесем весомый вклад в экологическую целостность, социальное благополучие и экономическую устойчивость нашей республики.


Цель — помочь в трудоустройстве

Наталья Якубицкая, председатель Минского областного Совета депутатов:

— Вопросы трудоустройства — занятости — это те вопросы, которые сегодня актуальны и волнуют жителей Минской области. Декрет Президента «О содействии занятости населения» является тем инструментом, который стимулирует занятость и самозанятость граждан. В Минской области созданы 23 постоянно действующие комиссии, которые приступили к работе сразу же после принятия декрета и ряда постановлений Совета Министров, регламентирующих данную работу. Для того чтобы жителям было удобно, мы определились, чтобы комиссии заседали по единому графику два раза в месяц в одно и то же время.

До 1 декабря мы работали с людьми, приглашали их для трудоустройства на заседания комиссии. Прежде всего организовали широкую информационную работу через СМИ, интернет, сайты районных исполнительных комитетов, Миноблисполкома. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, могли ознакомиться со всеми вакансиями. Комиссии работали в полном составе и проводили работу — от консультаций до трудоустройства.

После 1 декабря, когда базы были сформированы Министерством труда и социальной защиты и направлены в комиссии, для нас было самым важным качественно отработать и выверить все данные, чтобы ни один трудоспособный человек, который занят в экономике, ошибочно в них не попал. Мы определили списки, и каждый член комиссии по телефону путем общения с родственниками, соседями старался достучаться до человека и предложить ему работу. То есть принципом комиссии стало дойти до каждого, помочь обрести профессию и трудоустроить.

Именно через комиссии в Минской области удалось трудоустроить 1200 человек. Невозможно сказать, много это или мало. Надо понимать, что сегодня интересы человека, который ищет работу, и интересы нанимателя должны исключительно совпадать в плане заработной платы, социального пакета. Нам был очень важен данный аспект.

Подчеркну, наша цель — не уличить трудоспособного человека в том, что он не занят в экономике, а помочь ему найти работу, предложить ее варианты, помочь и разобраться в трудной ситуации.


Уезжают из Придвинья меньше

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ, председатель Витебского областного Совета депутатов:

— Миграция — естественный процесс в любой стране, как и на отдельно взятой ее территории. Если проанализировать данные о количестве уехавших из Витебщины и наоборот, вывод оптимистичный. Ведь в Придвинье миграция, как говорится, «не делает погоду» на рынке труда. Лишь 1 833 человека — миграционная убыль населения.

В прошлом году из Придвинского края уехало почти 33,4 тысячи человек — на 2,8 % меньше, чем в 2017-м. А приехало более 31,5 тысячи человек (меньше на 1,9 %).

В числе приехавших примерно 2,7 тысячи — из-за границы, в том числе более 2,1 тысячи из постсоветских стран. Из иностранцев, пожелавших работать в Беларуси, большинство — граждане Украины.

Всего в прошлом году управлением по гражданству и миграции управления внутренних дел Витебского облисполкома выдано или продлено 431 специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам из 29 стран. Отказано 53 нанимателям в выдаче специальных разрешений в отношении 95 иностранцев.

Выехало же из Витебщины на работу за рубежом 1410 человек. Из них для работы в России — 952, Литве — 243, Польше — 175, Молдове — 31, Республике Корея — 3, Японии — 2, Латвии — 2, Сингапуре — 1, Гонконге — 1.

Многие наши трудоустраиваются водителями-экспедиторами, дальнобойщиками, грузчиками, комплектовщиками, переработчиками рыбы, подсобными рабочими.

И с ними заключаются трудовые договоры преимущественно на срок до шести месяцев.

Все более востребовано трудоустройство за границей, как правило, на сезон. Например, во время летних каникул таким образом трудоустраиваются студенты при содействии БРСМ. В частности, в Российскую Федерацию и в Молдову.

Если затронуть тему так называемой внутренней миграции, Витебская область — лидер в стране по количеству переселения семей безработных туда, где они смогут трудиться.

Это предусмотрено в рамках программы содействия занятости населения.

При годовом плане — не менее 35 семей, только в прошлом году помогли 47. Им оказана всесторонняя поддержка. В частности, предоставлена финансовая помощь для компенсации затрат на переезд. Таким семьям обязательно предоставляется жилье, в том числе дома усадебного типа со всеми удобствами.

Особое отношение к тем, кто согласился стать жителями районов приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Там весьма востребованы работники. В 2018-м туда переселены 15 семей безработных. Так, в Поставский район переселились три семьи из Докшицкого района, в Миорский — столько же из Глубокского, Шарковщинского районов и Минской области. В Верхнедвинский переехала семья из Шумилинского района, в Полоцкий — пять семей: из Витебского, Поставского, Россонского, Шарковщинского, Шумилинского районов. А в Глубокский — три семьи из Докшицкого, Шарковщинского районов и Гомельской области.

Местная власть внимательно анализирует тенденции миграции. Депутаты различного уровня содействуют трудоустройству в нашей области. Для этого открываются новые производства, модернизируются существующие. Всесторонняя поддержка оказывается тем, кто хочет себя попробовать в качестве предпринимателя. Если в родном крае человек сможет достойно зарабатывать, жить в благоустроенном населенном пункте с развитой социальной инфраструктурой, он много раз подумает, стоит ли ему где-то «искать счастья».

Сократить межрегиональную дифференциацию

Игорь ЖУК, председатель Гродненского областного Совета депутатов:

— В 2019 году продолжится ускоренное развитие центров экономического роста (Гродно, Гродненский, Лидский, Островецкий, Мостовский, Сморгонский, Волковысский и Слонимский районы) за счет усиления региональной специализации и углубления локализации производства продукции. Главным инструментом развития будет привлечение прямых иностранных инвестиций, которых в нынешнем году планируется привлечь не менее 70 миллионов долларов.

К слову, в центрах экономического роста в 2017 году привлечено 89,2 % от общего объема инвестиций в основной капитал, трудоустроено 84,7 % граждан от общего количества по области, в 2018 году — 84,6 % и 86,8 % соответственно.

В целях сокращения межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения, обеспечения устойчивого развития в районах вокруг центров экономического роста в 2019 году планируется создание более 630 новых рабочих мест за счет создания новых предприятий и производств, базирующихся на местных сырьевых ресурсах, в том числе за счет стимулирования и поддержки предпринимательской активности и местной инициативы.

Для снижения риска роста межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения, а также для повышения конкурентоспособности регионов, наращивания их инвестиционного и производственного потенциала во всех районах области и Гродно разработаны Планы индустриализации, сформирован Портфель инвестиционных проектов и предложений. Также совместно с Министерством экономики и НИИ Минэкономики разработан Атлас конкурентных преимуществ и перспективных направлений развития области.

Запланированный к реализации Портфель включает 719 инвестиционных проектов и предложений, в том числе 445 (61,9 %) проектов по созданию новых производств и предприятий, и 274 проекта будут реализованы на существующих предприятиях путем их модернизации или реконструкции.

Особое внимание будет уделено развитию районов, отстающих по уровню социально-экономического развития, Вороновскому, Зельвенскому и Свислочскому.

Планами индустриализации этих регионов предусмотрена реализация 55 инвестпроектов и предложений с объемом инвестиций 392 миллиона рублей, создание 890 рабочих мест.

В Вороновском районе будет развиваться сфера услуг в первую очередь за счет реализации проекта по строительству гостиничного комплекса в горпоселке Радунь (религиозный туризм), а также строительства транспортно-логистического центра и «зоны ожидания» с внедрением системы «электронная очередь» возле автодорожного пункта пропуска «Бенякони».

В Зельвенском районе сфера услуг будет развиваться за счет реализации проектов, направленных на создание инфраструктуры вблизи водохранилища в целях увеличения туристических потоков и развития любительского лова рыбы, а также развития ІT-технологий в области криптовалют.

В Свислочском районе в перспективе и вовсе изменится специализация района с производства сельскохозяйственной продукции на выпуск промышленной и оказание услуг в сфере логистики.

Реализация всех этих задач и направлений развития в текущем году позволит обеспечить ВРП на уровне 104,2 %.

Точка отсчета — АЭС

Ирина ТАЛЬЧУК, председатель Островецкого райсовета депутатов:

— К началу строительства атомной станции сегодняшний Островец был среднестатистическим поселком сельскохозяйственного района с восемью тысячами населения и одним многоэтажным микрорайоном. Здесь не возводились ни мясокомбинаты, ни молокозаводы, что традиционно строилось в райцентрах.

Сейчас это уже перспективный город с тремя новыми микрорайонами и развитой инфраструктурой. За несколько лет город прирос на три тысячи человек. Строительство тем временем продолжает наращивать темпы.

Введено три современных детских садика на 190 мест каждый, школа на 510 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. В старой части города практически завершилась реконструкция городского стадиона, здесь же ведется строительство еще одного многофункционального спортивного комплекса, запланирована реконструкция концертного зала. Власти не забывают про улицы. Не все они благоустроены, поэтому в ближайшее время начнется их реконструкция, в том числе и в частной застройке.

За последние несколько лет рост занятых в экономике составил почти 20 %. Но город в состоянии обеспечить работой и значительно больше человек. Ведь строительство не прекращается. Так, на этот год запланирован ввод в строй ряда значимых объектов — школы, детского садика, центра детского творчества, социального центра, объектов торговли.

Идет строительство одного из самых важных учреждений — межрегиональной больницы. Здесь будут оказываться услуги не только местным жителям, но и из соседних областей. Поскольку район приграничный, с вводом многопрофильной больницы рассчитываем развивать экспорт услуг. Кстати, наши зарубежные соседи — литовцы — уже сейчас приезжают сюда за медицинскими услугами.

Будет создано более тысячи рабочих мест, половину из которых предполагаем отдать молодым специалистам. Они будут привлекаться из других регионов.

Власти считают, что сегодня надо делать ставку на высокотехнологические виды производства. В том числе в интеллектуальной сфере. Для этого в городе две площадки подготовлены именно для таких инвестиций. Постараемся заинтересовать ІТ-компании, которые могут создать здесь филиал Парка высоких технологий. Также наш район выгоден для оказания транспортно-логистических услуг. Здесь проходят международная автомагистраль и железная дорога.

В развитии территории важное место отводится туризму. В частности, есть возможность развивать промышленный туризм, а маршрут связать с БелАЭС. Сеть туристических услуг расширяется, сюда приезжают отдохнуть многие любители природы, ведь на территории района находится республиканский заказник «Сорочанские озера».

Точка роста — это АЭС. Сейчас задача органов власти — создать инфраструктуру. Для этого необходимо привлечь сюда трудовые ресурсы. То, что вложено государством, должно приносить отдачу. Например, обеспечивать экспорт услуг. Важным подспорьем может стать создание здесь безвизовой зоны. С этим предложением мы вышли к областным властям.

Партнеры власти в решении вопросов местной жизни

Василий Панасюк, председатель Минского городского Совета депутатов:

— Общественному самоуправлению в столице более 25 лет. В развитие института органов территориального общественного самоуправления значительный вклад внес Минский городской Совет депутатов. Сегодня в городе действуют 127 зарегистрированных комитетов территориального общественного самоуправления. Особенность самоуправления в Минске с его почти двухмиллионным населением заключается в том, что городской Совет депутатов является единственным органом местного самоуправления, так как в районах города аналогичных органов просто нет. Для ликвидации пробела и организации взаимодействия органов территориального общественного самоуправления, оказания им методической помощи в работе на уровне каждого столичного района создан Совет органов территориального общественного самоуправления, возглавляемый депутатом Мингорсовета, а в каждом микрорайоне — коллегиальный орган территориального общественного самоуправления. Системная деятельность органов территориального общественного самоуправления позволяет им быть важным связующим звеном между жильцами микрорайонов и организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. А также — между администрациями районов, городскими органами управления и самоуправления, населением, осуществляющим собственные инициативы по месту жительства.

Отмечу, что заметен вклад органов ТОС в работу по поддержанию правопорядка и безопасных условий проживания, организацию досуга по месту жительства, выработку жителями активной жизненной позиции по отношению к негативным проявлениям и нарушениям общепризнанных норм поведения, в работу с семьями, требующими особого внимания. Неоценима забота о ветеранах войны и труда, одиноких и инвалидах.

В городе также уделяется значительное внимание улучшению работы органов общественного самоуправления, развитию института единоличных органов — старших домов, подъездов, старост улиц на территориях частного сектора. Им принадлежит социальная практика привлечения граждан к решению вопросов благоустройства, ремонта жилых домов и придомовых территорий, санитарного состояния улиц, домов, подъездов, сокращения количества должников по оплате коммунальных услуг.

Деятельность КОТОС оценивается в ходе ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы. Считаю, что любая общественная система устойчива и эффективна тогда, когда развивается. А городской Совет депутатов фиксирует на этом повседневное внимание и объективно оценивает масштаб распространения территориального общественного самоуправления, поскольку органы ТОС являются самыми ближайшими и надежными партнерами органов власти в решении вопросов местной жизни.

Как сформировать новый класс собственников

Екатерина ЗЕНКЕВИЧ, председатель Гомельского областного Совета депутатов:

— Развивать бизнес не только в больших городах, но и в глубинке выгодно. Сегодня это уже поняли многие предприниматели и власти на местах. Именно депутаты местных советов чаще всего информируют о специальных режимах налогообложения и предлагают бизнесменам те помещения, которые по разным причинам не используются. Часто недвижимость приобретается по цене от одной базовой величины. Удовлетворение общих интересов ведет к созданию новых рабочих мест. При этом неиспользуемые, заброшенные здания получают новую жизнь. Одновременно возрастает доля поступлений в бюджет от предпринимателей, реализующих различные инвестиционные проекты.

Например, на территории Гомельщины в прошлом году было продано 94 объекта коммунальной собственности, из них почти половина — по начальной цене, равной одной базовой величине. В этом году эта работа идет еще активнее. Уже продано 13 объектов, из них за базовую — 10. Основная часть этих объектов находится в сельской местности.

Для задействования в экономике каждого объекта в Гомельской области ежегодно проводится инвентаризация всего имущества — независимо от формы собственности. Основную роль в ее проведении играют депутаты. Именно они лучше всех знают свои территории. Им известно, какая деятельность и кем осуществляется на объектах, а что — не используется. На Гомельщине по результатам последней инвентаризации в 2019 году надо вовлечь в хозяйственный оборот более 250 объектов.

В Декрете Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства» заложены нормы по устранению излишних административных барьеров, минимизации вмешательства государства в работу экономически активных слоев населения, усилению саморегулирования бизнеса. Это сильно упрощает организацию собственного дела.

Депутаты в составе постоянно действующих комиссий по содействию занятости в простой и доступной форме объясняют людям различные возможности занятости. Например, то, как осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве субъекта предпринимательства, как получить субсидию... Такая деятельность депутатов позволяет снизить напряженность на рынке труда, а также сформировать новый класс собственников.

Для опережающего развития регионов

Дмитрий ХАРИТОНЧИК, председатель Могилевского областного Совета депутатов:

— Тема семинара — формирование направлений устойчивого развития территорий — это то, над чем сегодня активно работает и наша ассоциация местных Советов депутатов. Мы занимаемся планомерным изучением не только проблем, но и возможностей для реализации тех или иных инициатив. В области не без активного участия ассоциации создана сеть центров поддержки малого и среднего предпринимательства. На 1 января этого года их зарегистрировано 12, в прошлом году появились в Могилеве,Черикове, Горках и Мстиславском районе. Дополнительно в области работают 5 бизнес-инкубаторов. Услугами центров поддержки в прошлом году воспользовалось около 13 тысяч человек. Мы также рассматриваем всевозможные способы стимулирования представителей органов местного самоуправления, которые своими подходами в работе способствуют экономическому росту конкретной территории.

Правительство и парламент постоянно обращают внимание на важность равномерного развития регионов. Концентрация людских, финансовых и производственных ресурсов в одном каком-то месте создает дисбаланс и негативно сказывается на общем состоянии страны. На сегодняшний день наиболее ускоренными темпами развиваются Минск и Минская область, а хотелось бы, чтобы республиканская политика, программы всех министерств и ведомств были нацелены на опережающее развитие регионов.

Для нас важно знать, на каких принципах и подходах будет развиваться республика и регионы в частности. Основываясь на них, будет легче выстроить и свою практическую деятельность. В таком деле очень помогают конкретные примеры, когда ты знакомишься с подходами и методами в работе какого-то отдельно взятого района и оцениваешь, как это сказывается на формировании региональной политики.

Звенья одной цепи

Юрий НАРКЕВИЧ, председатель Брестского областного Совета:

— Вся работа депутатского корпуса, органов общественного самоуправления — это и есть работа с людьми. Председатель Совета — депутат, депутат — избиратель, председатель сельисполкома — староста, — взаимодействие перечисленных звеньев и есть залог успешной работы на местах.

В каждом районе есть немало примеров активного и успешного взаимодействия этих звеньев. Скажем, Пружанский район избрал для себя такую форму работы, как день сельского Совета. В прошлом году такие дни прошли в Хоревском и Зеленевичском сельских Советах. Для их эффективности создано пять аналитических групп. Накануне мероприятия группы выезжают на место, изучают все аспекты социально-экономического развития данной территориальной единицы. И главное, специалисты и руководители встречаются и общаются с людьми. Приемы граждан здесь проводят председатель райисполкома и его заместители. Таким образом, к Дню Совета вырисовывается полная картина прежде всего проблем населенных пунктов и их жителей. Кстати, некоторые вопросы удается решить в ходе подготовки мероприятия. А на собрание в указанный день приходят все желающие сельчане, с ними ведется предметный разговор, многие получают ответы на свои вопросы от руководителей служб и подразделений района.

В результате осуществления депутатских инициатив решены конкретные проблемы благоустройства в населенных пунктах Пинского района. К примеру, жители Пинковичей не раз жаловались своим депутатам на отсутствие цивилизованных условий для торговли сельхозпродукцией в деревне. Депутаты сельского Совета Дмитрий Кисель и Александр Войтович, один их которых — заместитель директора предприятия, другой — начальник участка ЖКХ, организовали активистов-избирателей. Была проведена работа по благоустройству будущего мини-рынка, установлены столы. И теперь в сезон комфортно себя чувствуют как продавцы, так и покупатели. А депутат этого же сельского Совета — директор местной школы Виктор Гаврилович — организовал работу по высадке 200 декоративных деревьев вдоль республиканской трассы, которая проходит па деревне.

Депутата районного Совета по Логишинскому избирательному округу Андрея Тихонова избиратели просили помочь с организацией дополнительного автобусного маршрута. По депутатскому запросу утренний рейс из Логишина в Пинск был введен. Это особенно актуально, поскольку в последнее время многие жители поселка добираются на работу в город.

В Ганцевичском районе интересно, плодотворно работают старосты. Староста из Мальковичей Николай Хилютич несомненный упор делает на порядок. Николай Николаевич с помощью односельчан вывозит мусор из установленных на кладбище контейнеров, контролирует состояние мини-полигона для складирования ТБО, обкашивает территорию. Он проводит разъяснительную работу о пользе раздельного сбора мусора и сам показывает пример.

Староста деревни Великие Круговичи Ванда Чеботаренко ведет большую работу по профилактике пьянства и алкоголизма, эффективно работает с проблемными семьями. Староста деревень Куково, Передел, Дубняки Иван Муха заботится об одиноких престарелых людях. Сам за свои средства обновил и облагородил памятник погибшим воинам в Куково. Староста деревни Хатыничи Андрей Ярошевич пишет летопись своей деревни. Хотя, учитывая трудовые и общественные заслуги бывшего сельского учителя, в самый раз писать летопись о нем.

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.