Вы здесь

Историк моды Александр Васильев пригласил белорусов на бал


Выставка бальных и вечерних нарядов периода 1915-2015 годов разместилась в Национальном историческом музее.


...Посетителей уже на ступеньках Национального исторического музея встречают маленькие и взрослые девушки в светлых вечерних платьях. Не менее шикарные наряды, каждый со своим возрастом и историей, ждут публику за дверью выставочного зала. Это настоящий рай для модниц, стилистов и любителей красивых фото в Инстаграме: работы знаменитых кутюрье, образы популярных кинодив, предметы гардероба бывших эстрадных звезд (например, платье британской певицы Веры Линн, пик популярности которой пришелся на годы Второй мировой войны), смокинги и фрачные пары, многочисленные аксессуары: туфли, сумочки, перчатки, шляпы, колье и браслеты, веера, пудреницы, пригласительные и бальные книжечки – всего около 300 экспонатов. Все вместе они – выставка "Приглашение на бал" из крупнейшей в мире коллекции костюмов, которую много лет подряд собирает Александр Васильев.

На манекенах и витринах – текстильная мозаика всемирно известных домов моды: Christian Dior, Chanel, Lanvin, Valentino, Givenchy, Nina Ricci, Oskar de la Renta, Yves Saint Laurent, Balenciaga и других. Вышитые многослойные тюлевые платья 1910-го соседствуют с блестящими нарядами эпохи НЭПа, элегантные креп-сатиновые наряды 30-х годов прошлого века перемежаются с романтическими, подчеркнуто женскими послевоенными платьями, ручная вышивка бисером – с пластиковыми серьгами и браслетами, которыми модницы 1960-х любили дополнять футуристические платья для твиста, объемные плечи 1980-х сменяются минимализмом 90-х, и наконец, глянца и блеска начала 2000-х.

Официально эта экспозиция откроется только завтра, 3 марта, но уже сегодня вечером ее смогли увидеть VIP-гости и журналисты, а коллекционер, искусствовед, театральный художник и популярный ведущий телепрограммы "Модный приговор" Александр Васильев рассказал немного о выставке, своей огромной коллекции и моде вообще.

В нашей стране историк моды бывает нередко: приезжает сюда с выставками и лекциями, дружит с театральными режиссерами, популярными артистами и дизайнерами, любит вспоминать про деда-белоруса родом из Молодечно. А вот про Рождественский бал, который традиционно проводит в Минске Большой театр, Васильев раньше не знал — но одобрил сам факт его существования и стремление белорусов сохранить — а может, заново возродить — бальную культуру. "Правда, характер современных пиршеств и торжественных церемоний изменился, и это отразилось на балльной моде, — замечает Александр Васильев. — Если раньше это были платья до пола и декольте, то сейчас — часто мини и открытые спины, что требует хорошей фигуры".

— А что делать тем, у кого идеальной фигуры нет? — спросили из зала.

—  Ну, здесь есть несколько вариантов. Похудеть... Нет? Тогда завести молодого любовника. Тоже нет? Тогда не ездить на бал.

Как утверждает искусствовед, современная мода — и, в частности, мода нарядов для торжественных церемоний — движется, во-первых, на Восток, чувствуя влияние азиатской и арабской культуры, а во-вторых, в сторону упрощения. "Полагаю, в недалеком будущем самыми модными тенденциями будут штаны под платье и закрытые волосы, в глобальном смысле — платок. А у мужчин — знаете, что сегодня самый писк в Париже? Спортивные штаны под кроссовки без носков и худи, это такой свитер с застежкой и капюшоном. Кто не в худи — все, немодный мужчина... Единственное, что здесь утешает — мода очень мечтательная и меняется каждые полгода, так что это тоже пройдет".

"Мужчина в платье? Ну и что, женщина во фраке вас же не смущает"

Впрочем, нынешняя "торжественная" мода иногда также шокирует – так, на недавнюю церемонию "Оскар" актер и певец Билли Портер пришел в... черном бархатном платье. "Меня как модного эксперта часто просили высказать свое мнение на этот счет. На мой взгляд, что образ кентавра, который получился – это интересный ход. Кто знал этого актера в широких массах до сих пор? А теперь, пожалуйста, все о нем говорят – молодец, использовал момент. Вспомним, что в наше время у многих народностей юбки – часть мужской одежды: Шотландия, Греция, Кения, Йемен, Индонезия, а взгляните на полицейские острова Фиджи... К тому же, ответьте честно, если бы на церемонию пришла женщина во фраке или смокинге (это элементы мужского гардероба, но они стали и женскими благодаря Ив Сен-Лорану и Марлен Дитрих) – разве это вас смутило бы? В свое время очень многие вещи шокировали общественность: и брюки на женщинах, и мини-юбки, и джинсы, и бороды у мужчин... А потом к ним привыкли, и мода двинулась дальше".

Отдых для платья и меха в холодильнике

"Как мы сохраняем вещи в коллекции костюмов? О, это очень больной вопрос. Ведь работа на самом деле чрезвычайно тяжелая. Время не щадит ничего, даже бывшие горы превращаются в песок, а текстиль через 300 лет разрушается в тлен, особенно это касается шелка и шерсти. Чуть лучше сохраняется лен, но и он не вечен. Вещи из нашей коллекции боятся влаги, прямого света, утюгов, паровой обработки, поэтому, чтобы поддержать их в приличном виде, чемоданами отправляем на реставрацию и чемоданами забираем. Наш фонд работает с более 12 реставраторами, и это постоянный, практически ежедневный процесс".

Например, чтобы сохранить шубы и другие вещи с натуральным мехом, фонд Васильева приобрел промышленную холодильную установку – в ней вещи вымораживаются, чтобы окончательно уничтожить личинки моли, иначе рано или поздно они проснутся и начнут свое подрывное дело. "Анекдот в тему, – немного грустно добавляет маэстро, – мама-моль говорит дочери: "Если не съешь носки, шубу не получишь!".

Что касается вечерних платьев – им, оказывается, нужны не только забота реставраторов, подновить бисерную вышивку или вывести пятна, но и отдых между выставками. "Если вещь долго висит на манекене, основная нагрузка приходится на плечи. Сколько женщина носит бальное платье? Несколько часов. А выставка может идти несколько месяцев. Поэтому, чтобы волокна ткани не теряли эластичность, мы периодически снимаем ту или иную вещь и откладываем «отдохнуть». Соответственно перевозим и сохраняем: перекладываем пергаментом, складываем в влагостойкие металлические кофры... И все равно это дело настолько кропотливое, что никому не посоветовал бы им заниматься".

Туфли Орловой и все такое

Свою частную коллекцию вещей и костюмов XVIII-XXI веков историк моды собирает более 40 лет, и на сегодня в ней свыше 65 тысяч экспонатов. Есть уникальные вещи, принадлежавшие королевским лицам различных стран, есть купленные через аукционы предметы гардероба знаменитостей, хватает также подарков от известных актеров, эстрадных исполнителей, дизайнеров или их наследников. Так, например, 13 платьев из своих концертных запасов передала Алла Пугачева, некоторые модные вещи прошлого века подарили Васильеву Ядвига Поплавская, Алена Свиридова, Анжелика Агурбаш... Много бандеролей присылают на адрес "Модного приговора". "Я хоть и небедный человек, но безусловно, есть вещи, которые хотелось бы приобрести, но они очень дорогие, — признается Васильев. — Например, платья принцессы Дианы стоят от 70 до 250 тысяч евро, и если один мой знакомый частный коллекционер может их себе позволить, то у нашего фонда есть определенные ограничения бюджета на месяц. Тогда либо беру владельца измором — жду, когда он сам "созреет", чтобы продать ту или иную вещь дешевле — например, так было с туфельками Любови Орловой, которые я нашел в Израиле у ее бывшей соседки по гримерке, либо дипломатично торгуюсь до приемлемой цены".

P.S. "Приглашение на бал" действует с 3 марта до 30 мая – в стенах Национального исторического музея Беларуси.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбор редакции

Общество

Как под Минском сортируют мусор

Как под Минском сортируют мусор

Оператор вторичных материальных ресурсов и движение за переработку отходов «Цель 99» дали людям возможность своими глазами увидеть, как выглядят «мусорные кладбища».

Спорт

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

О слезах, поте и победе самого белорусского вида спорта.