Вы здесь

О чем писали партизанские газеты накануне 8 Марта


«8 марта 1943 года женщины всего мира встречают в обстановке жестоких сражений с озверелым фашизмом. Советский народ и вместе с ним рабочие женщины в эти суровые дни рядом с мужчинами отстаивают честь и свободу своей Родины... В борьбе с фашистом выросли десятки и сотни героинь советского народа, женщин и девушек, которые покрыли себя неувядаемой славой. Народ знает имена героинь-партизанок: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ани Петровой и многих других. Яркие примеры патриотизма и бесстрашия проявили женщины на всех участках фронта и тыла. Они возводили баррикады под Ленинградом и в Севастополе, копали противотанковые рвы под Москвой, тушили пожары, под разрывами бомб работали около станков, под градом пуль выносили с поля боя раненых бойцов и сами в нужную минуту свинцовым дождем уничтожали оккупантов. Таких героинь у нас тысячи», — это текст из передовицы номера «Бобруйского партизана» за 8 марта 1943 года. Только по официальным данным Белорусского штаба партизанского движения, участниками партизанских отрядов были как минимум 45242 белорусские женщины — и это без учета тысяч агентурных разведчиков и связных. И конечно, про них — матерей, жен, сестер, дочерей, соратниц и подруг, героинь и жертв Великой Отечественной — тоже писали подпольные и партизанские издания.


«Хочешь быть свободной — иди в партизанский отряд»

Согласно справке, составленной Белорусском штабом партизанского движения в 1946 году, на декабрь 1942 года в партизанских формированиях на оккупированной территории Беларуси находились всего 576 женщин — либо 5,3% от всего личного состава, однако уже летом это число увеличилось более чем в пять раз, и дальше тенденция сохранилась. Чаще всего женщины уходили в леса, к партизанам в тогдашних Минской, Витебской и Барановичской областях. Связано же это было, прежде всего, с практикой вербовки в Германию, которую нацисты особенно расширили в 1943 году: в рейх отправлялись целые эшелоны с бесплатной рабочей силой... А оттуда потом доходили до родных только горестные письма, которые перепечатывали и распространяли в листовках белорусские подпольщики. «Хлеб получаем два раза в день по 100 граммов. Работаем по 12 часов в день. Кроме завода и бараков ничего не знаем. За короткое время нашей жизни здесь мы все выбились из сил, недосыпаем, недоедаем, — приводит письмо Нонны Г. от 8 октября 1942 агитплакат «Раздавим фашистскую гадину». — В маленькой комнате нас 16 человек, все украинки и я. Если придется увидеться, то расскажу. Но увидеться едва ли придется, потому что зимовать остаемся в летних бараках из досок. При таком питании, да без сна, да голой и босой не выжить мне...» Рядом напечатана корреспонденция деревенской девушки с Витебщины: «Меня били десять раз, два раза бросали в холодный погреб за то, что я взяла на господской кухне три картофелины — не могла стерпеть голода. Вы помните Зоську из деревни Навойки? Она не выдержала издевательств, умерла. Вера, Балабина дочь, по дороге в Германию заболела тифом, и немецкие звери расстреляли ее. Убили немцы и мою подругу Зину только за то, что она намеревалась пойти в соседний имение, так как узнала, что там работает ее двоюродная сестра. На каждом шагу мы видим здесь смерть, слезы, страдания наших людей. Ой, как тяжело и больно мне, родные мои!»

Чтобы таких писем с немецкой неволи было меньше, по всей стране распространялись листовки с призывами уклоняться от вербовки и не верить нацистской агитации. Вот выдержки из обращения к женщинам Витебской области газеты «Витебский рабочий»: «ЖЕНЩИНЫ! Немец отобрал у вас семью, отобрал семейное счастье, отобрал любимого мужа. ДЕВУШКИ! Немцы унижают вашу честь. Лучшие годы вашей жизни — вашу молодость они превратили в черные дни страданий и горя. Они вывозят вас в Германию и превращают в рабынь, они загоняют наших девушек в дома разврата. Не будем безучастными в освобождении своей Родины! Вступайте в партизанские отряды, всеми средствами помогайте партизанам Красной Армии. Срывайте все немецкие мероприятия, сборы налогов, хлеба, продуктов, теплых предметов, не едьте в Германию в рабство, не идите на службу в немецкие учреждения. Знайте — победит Красная Армия, победит Советской народ! Вселяют же уверенность в победе Красной Армии в каждом гражданине и гражданке...»

«Женщины Минска! Дорогие сестры! — подхватывает призыв газета «Минский большевик». — спасайте свое добро и государственное имущество от немецких грабителей и разрушителей. Спасайтесь от угона в немецкое рабство. Всеми силами и средствами помогайте наступающей Красной Армии. Этим вы приблизите время своего освобождение от кровавого фашизма».

«Лучше смерть на поле, чем позор в неволе»

«Десятки женщин нашего района прославили свои имена как мужественные и смелые в борьбе с врагом, за что представлены к правительственной награде. Среди них Бочарова Аня, Лопатина Шура, Рогатинская Елизавета, Бим Любовь, Надежда К., Александра С., Маруся Н., Алина Р. и Нина Захаровна Д., которая погибла смертью храбрых в последнем неравном бою с карательной экспедицией немцев... женщины Гресского района! Берите пример с мужественных партизанок, включайтесь во всенародную борьбу, отмечайте Международный день женщины 8 марта новыми ударами по тылам врага», — пишет газета «Сталинец», издававшейся в Слуцком районе в Гресских лесах, в номере за 8 марта 1944 года. В этом тематическом выпуске находим и другие заметки, авторы которых более подробно рассказывают про своих боевых подруг: как по инициативе комсомолок девушки в партизанском отряде изучают оружие — русскую и немецкую винтовки, автомат и пулемет; как врач Любовь Михайловна Бим не только спасает жизни раненых бойцов, но и участвует в боевых операциях — Жилин-Бродской засаде, разгроме полицейских гарнизонов, подрыве железной дороги; как Надежда К. в свои 20 лет уже 16 раз проявила себя на поле боя как смелый боец ​​и надежный друг, за что и была представлена ​​к награде.

Поименно перечисляет погибших минчанок-патриоток в обращении 8 марта 1944 года «Минский большевик»:

«С высоко поднятой головой шла на казнь работница фабрики «8 марта» Оля Щербович. <...> Разведчицу Олю Берзон поймали в Узлянах. Гестаповцы подвергли её жестоким пыткам. Олю ослепили, но ни единым звуком она не выдала отряд. Озверевшие людоеды повесили её 1 сентября 1942 года в Руденске. <...> Волчек Ольга перед смертью бросила палачам: «Всех не перевешаете! Всё равно победа будет за нами». Палачи отрезали ей груди, вырезали язык и на окровавленную героиню накинули петлю 1 января 1944 года в Минске...»

«Бессмертна будет память о партизанке Тосе, убившей во Мстиже немецкого офицера и его адъютанта и за это зверски замученной немцами. Бессмертна будет память о храброй подрывнице нашего партизанского соединения Марине Кленовой и других партизанках, погибших в бою с немцами», — доводит партизанская «Большевистская правда» (март 1944 года).

Ценные сведения — с указанием имен и мест событий, а иногда даже портретов их участников — содержат многие партизанские журналы. Так, например, в «Народном мстителе» (издавался в 208-м партизанском отряде имени Сталина, что действовал на Могилевщине) находим рассказ «Соня разведчица» о Соне Аринич, в «Книгах почета» различных отрядов — биографические заметки про героических партизанок — фельшерок, врачей, разведчиц и рядовых бойцов, а в «Красном Знамени» бригады имени Флегантова, которая действовала на территории Брестской области, художник Леонид Бойко (настоящее имя Абрам Розенштехер) создал небольшую, но выразительную портретную галерею бойцов отряда, среди которых и женские портреты — Мария Малишевская, К. М. Никулина и другие.

В отряды лесных мстителей шли преимущественно молодые девушки и женщины в возрасте 16-30 лет, но и взрослые, и те, кто оставался в городах и деревнях, откликались на нужды партизан. «Наши девушки сделали для партизан несколько десятков пар теплых носков и рукавиц. Сейчас они готовят подарки бойцам Красной Армии», — рассказывает издание Гресского райкома КП (б) Б «Сталинец». В партизанской «Большевистской правде» находим рассказ про крестьянку Ольгу Пескареву со Смоленщины: осенью 1941 года она спасла боевое знамя артиллерийского полка — буквально завернула его вокруг тела и скрывала таким образом, пока длился гитлеровский налет на деревню, а потом сделала земляное укрытие и через два с половиной года передала бойцам Красной Армии, освободившим деревню от фашистов... А жительница Речицкого района Мария Митрофановна Кулик, двое сыновей которой боролись с фашистами на фронте, поддержала Красную Армию материально: женщина лично внесла на постройку танковой колонны «Ответ Речицы» 4000 рублей!

Стихами и прозой

Уникальный источник информации — специальный журнал «Рогачевские партизаны в борьбе с немецкими захватчиками», который бойцы 8-й Рогачевской партизанской бригады в 1944 году подарили секретарю ЦК КП (б) Б Пантелеймону Пономаренко. Это настоящая энциклопедия партизанской жизни, отделанная художником Мечиславом Липенем, рассказывает все подробности: где жили, как строили курени и землянки, что носили, как питались, чем и как лечились, как проводили свободное время. А поскольку бытовое обеспечение во многом лежало на плечах женщин, то им на 98 страницах журнала отдано много внимания — и уважения, и благодарности. Вот партизанка Маруся печет лепешки... на лопате, вот в партизанском подземном лазарете близ деревни Химы другая Маруся — Мария Мархасева, раненная пулей в ногу, ждет перевязки, а вот в рассказе про партизанских медиков тепло упоминается зубной врач Стефа Дучко, которая устроила курсы — «лесной медицинский институт», чтобы научить добровольных помощников санитарному деле. А вот партизанка Сима танцует «барыню» на вечеринке 265-го отряда — а что вы думали, в периоды относительного покоя бойцы только спали и ели? И пели, и танцевали, и устраивали лесные школы для детей, и даже партизанские спектакли ставили...

Вообще, женщины в подпольных и партизанских изданиях — не только героини статей. Это символ. Символ семьи и любви, женщины-матери, которую надо защищать любой ценой, символ доброты и милосердия, противопоставленный зверствам немецко-фашистских захватчиков, — наконец, символ самой мирной жизни. Но также и борьбы:

Ад краю ў край па Беларусі

Ідзе гамонка аб Марусі:

Яна аднойчы летнім ранкам

Падбіла пяць нямецкіх танкаў.

Праз нейкі тыдзень тая ж Маня

Разбіла карнікаў дазвання

І, каб адзначыць чым хаўтуры,

Спаліла дом камендатуры, —

читаем стихотворение Язепа Касилы «Наша Маша», помещенное в агитплакате «Раздавим фашистскую гадину». Оно про всех дочерей, сестер и матерей, народных мстителей. А еще были «Баллада про партизанку Галину», стихотворные посвящения матери, многочисленные варианты «Лявонихи» и множество сатирических частушек, героинями которых становились женщины...

«Пройдут года, снова зацветет наша земля. Снова вернется счастливая жизнь, мир и покой, — прадракала ў 1944-м газета «Минский большевик». — И всюду, и везде по всей нашей земле с глубокой любовью и великим уважением будут вспоминать геройскую жизнь и борьбу верных дочерей Родины». И это как раз тот случай, когда пафос кстати, а 8 марта— больше, чем праздничный день в календаре.

Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.