Вы здесь

«Брейк-данс — не спорт, а творчество и импровизация»


Это направление появилось в Нью-Йорке еще в конце 1960-х годов, но популярным стало только в 80-е. Движение би-боев с каждым годом расширялось, правда, в СССР оно развивалось менее интенсивно, чем в других странах, и на это были свои причины. Несмотря на появление в последнее время множества стилей уличного танца, классика хип-хоп культуры — брейк-данс — по-прежнему имеет очень много поклонников. В 2018 году он был включен в программу Юношеских Олимпийских игр. Интересно, насколько активно развивается это направление в Беларуси сейчас? Об этом мы узнали у заведующего отделением уличной культуры и спорта, педагога дополнительного образования детей и молодежи столицы, председателя Президиума Республиканского молодежного общественного объединения «Белорусская федерация брейк-данса» Александра Войнова.


— Какие условия созданы для танцоров сегодня?

— К концу 1990-х брейк-данс многими воспринимался в штыки. Говорили, что американизируем нашу культуру. Те, кто был увлечен этим танцевальным направлением, учились самостоятельно — по видеокассетамх, привезенным из-за рубежа. В настоящее время в Беларуси брейк-данс популярен преимущественно среди подростков и маленьких детей. Родители отводят малышей в школу танца, начиная с четырех лет, а уже в семь-восемь лет ребенок ездит на мировые финалы. Для би-боев и би-герл достаточно: гладкого пола и музыкального оборудования. Бывает, что танцоры привозят «хороший пол» с собой, то есть переносную площадку с линолеумом, диджейскими устройствами и микрофонами.

— Есть ли у бибоинга ограничение по полу, возрасту, физической подготовке?

— Танцевать могут все. Но подготовка к соревнованиям для ребят проходит по-разному. Ребята более физически развиты, поэтому включают в выступление сложные силовые маневры, а девочки грациозные, они часто используют элементы сальсы. В школах по брейк-дансу как мальчики, так и девочки тренируются вместе. Это создает здоровую конкурентную среду.

Как и в любом другом деле, чтобы добиться хороших результатов, нужно много работать. Отличная физическая подготовка — бонус для танцора. Как показывает практика, все равно, сколько лет человек танцует, важно, насколько он целеустремленный и мотивированный. Однажды пришел к нам в школу, полный, не пластичный девятилетний мальчик. Теперь ему 15 лет — это высокий, широкоплечий юноша, который очень нравится девушкам.

— Все ли, кто увлекается этим направлением, жаждущих славы, популярности?

— Все зависит от амбиций. Например, я всегда хотел победить на чемпионате мира по брейк-дансу. В качестве танцора не смог, зато выиграл в качестве тренера: в 2017 году мои ученики стали победителями чемпионата мира, а за полгода до этого — чемпионами Европы. Они засветились в Голливуде, благодаря чему теперь известны на весь мир. Считаю, что для собственного развития надо выезжать за пределы страны. Наша федерация не только готовит детей к международным соревнованиям, но и привозит в Беларусь иностранных танцоров. Это обмен опытом и полезное взаимодействие. Недавно в Минске состоялся первый чемпионат по брейк-дансу в Республике Беларусь. В нем участвовало более 800 человек. Атмосфера была невероятная!

— Что дает танцорам Белорусская федерация по брейк-дансу?

— Федерация — это 17 школ по всей стране, которые объединились для общего блага. Когда мы ее открывали, была конкретная цель — развитие брейкинга в Беларуси. Среди преподавателей школ нет лишних людей, все тренеры — опытные действующие танцоры. Многие из них уезжают в маленькие города и открывают там школы, привлекают к танцевальному движению новых поклонников. Для нас брейк-данс — это, прежде всего, не спорт, а творчество. Не набор механических движений, а импровизация, отражение настроения человека.

— Для выступающих важно владеть различными стилями?

— Как показывают результаты различных соревнований, в почете универсальные танцоры. Те, кто миксуют стили, элементы, импровизирует, экспериментирует и, главное, слышат музыку. Случаев, когда би-бой круто танцует, но не слышит бит, много. Профессиональные брейкдансеры просят поставить диджея другой трек, если он им не нравится.

— Вы начинали заниматься брейкингом 20 лет назад. Чувствуете разницу между современными танцорами и танцорами того времени?

— Брейк-данс вошел в мою жизнь, когда мне было 18 лет. Преподавателей по этому направлению танца в Беларуси не было, были только мы — ребята с большим энтузиазмом и желанием танцевать. Поэтому экспериментировали, пробовали различные варианты исполнения элементов, из-за чего разбивали свои колени и плечи в кровь. Теперь танцоры-новички быстро учатся. Несколько лет усиленной подготовки — и появляются крутые возможности для развития. Конечно, не каждый сможет долгие годы заниматься брейкингом. Кого-то призывают в армию, у кого-то появляется семья. Часто парням-танцорам девушки не позволяют ходить на тренировки, требуя к себе большего внимания. Я считаю, что это неправильно. Благодаря тренировкам у ребят нет времени на всякую ерунду, они заняты делом. Плюс ко всему развивается их физическая сила.

— А что развивает этот стиль танца кроме нее?

— Он помогает ориентации в пространстве, развитию лидерских качеств, добавляет уверенности в себе. Родители приводят детей, чтобы избавить их от комплексов и депрессии. Кроме того, тренеры показывают ученикам, как правильно падать. Даже если танцор играет в футбол, он автоматически избегает травм.

— Следите за выступлениями других танцоров, сравниваете со своим уровнем подготовки?

— Лично я этого не делаю, потому что на подсознательном уровне человек копирует поведение, элементы танца. Анализируем только собственные выступления, смотрим на ошибки, делаем выводы и исправляем их.

— Как определиться с выбором школы новичку?

— Лучше идти туда, где преподают опытные педагоги-практики. Школа — это не только подготовка к соревнованиям; а традиции, лагеря, выездные мероприятия, сборы, работа с родителями, поддержка. Родителям, которые хотят отдать ребенка в школу по брейк-дансу, советую руководствоваться не территориальным принципом (ближе к дому), а делать ставку на профессионализм преподавателей.

Дарья ШЛАПАКОВА, студентка IV курса факультета журналистики БГУ


Оргкомитет Олимпийских игр — 2024 в Париже предложил внести в программу соревнований брейк-данс, сообщила СNN.

По мнению представителей оргкомитета, брейк-данс — это городской спорт, универсальный и чрезвычайно популярный среди более чем одного миллиона ребят во Франции, поэтому он имеет право войти в программу игр.

Представитель МОК рассказал СNN, что комитету понравилось это предложение, поскольку оно соответствует актуальным на сегодняшний день целям по омоложению Олимпиады. «Предложение оргкомитета Олимпийских игр — 2024 во многом соответствует реформам Олимпиады 2020 года, которая стремится сделать программу соревнований гендерно сбалансированной, более ориентированной на молодежь и более городской», — говорится в заявлении МОК.

Как сообщает ТАСС, в июле 2018 года МОК принял решение включить пять новых видов спорта в программу Игр 2020 года в Токио: бейсбол/софтбол, каратэ, серфинг, скалолазание и скейтбординг. При этом было оговорено, что этот список соревнований будет актуален исключительно для Олимпиады-2020, а оргкомитеты следующих летних Олимпиад имеют право также формировать соревновательную программу.

Окончательное решение о включении в программу соревнований вышеназванных пяти видов спорта Международный олимпийский комитет должен принять до декабря 2020 года. Брейк-данс дебютировал в качестве олимпийского вида спорта на Юношеских Олимпийских играх 2018 года в Буэнос-Айресе.

Сергей РАСОЛЬКО

Выбор редакции

Общество

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Автор «Звязды» рассказывает на примере своей семьи.

Культура

ЗЕНА: От сцены не устаю!

ЗЕНА: От сцены не устаю!

График у артистки очень насыщенный.

Общество

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Исследование «Поколение« Z» в вопросах и ответах» было представлено во время научного стэндапа, организованного для учащихся профильных педагогических классов в БГПУ.  

Культура

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Историко-приключенческая лента про Беларусь, белоруса-воина и белоруса-ученого.