Вы здесь

Тиковенко: Важнейшая органичная часть правовой системы — Конституция


25 лет назад 15 марта 1994 года состоялось историческое событие для белорусского народа и его государства. Оно открыло новую эпоху в их развитии, стало символом качественного изменения белорусской государственности. В этот день была принята новая Конституция — Основной Закон нашего государства. Как известно, значение Конституции в любом государстве такое большое, что сам факт ее принятия оценивается как шаг к демократии, к политической и социальной стабильности.


Двадцать пять лет Конституции Республики Беларусь — срок для истории сравнительно небольшой. Будучи впервые в истории Беларуси принятой путем свободного демократического волеизъявления, Конституция отразила моральный, политический уровень общества, его основные идеи конца ХХ века, воплотила в себе социальные идеалы белорусского народа.

Конституция как продукт определенной ступени развития общества явилась наивысшим достижением политической и правовой культуры белорусского народа. Вместе с тем она возникла не на пустом месте. Конституция вобрала в себя предварительную традицию белорусского конституционализма, опыт конституционного строительства в СССР, странах Западной Европы, выводы науки конституционного права.

Конституция как важнейший политико-правовой документ, наивысший акт народовластия юридически оформила качественно новую систему государственности, политические и социально-экономические изменения, произошедшие в государстве и обществе. По мнению Президента Александра Лукашенко, Конституция «служит надежным ориентиром государственной политики, направленной на создание эффективной экономики, обеспечение социальной защиты и благополучия населения, бережное отношение к традициям и ценностям белорусского народа». Она соответствует требованиям времени, потребностям политической, экономической и социальной жизни.

Закрепленные в Конституции принципы и нормы гарантируют стабильность конституционного строя и правовой системы, призванной создавать условия для существования и надлежащего функционирования социальных институтов, обеспечивать правопорядок в обществе, цивилизованные отношения между его членами. Отражая принципы и положения Конституции, правовая система выступает в качестве одной из важнейших и эффективных систем социальной интеграции и социального руководства общественными процессами и различными видами деятельности.

Важнейшей органической частью правовой системы, ее ядром является Конституция Республики Беларусь. Обладая высшей юридической силой, она занимает главное положение во всей правовой системе, оказывает конституционное воздействие на все ее элементы, является мощным правообразующим фактором в процессе прямого действия ее норм, а также выступает в качестве нормативного и ценностного ориентира всего нормотворческого процесса.

Нормы Конституции действуют прямо, непосредственно, являются первичными, исходными, основополагающими для всех отраслей права, обладают верховенством, наибольшей стабильностью, обеспечивая устойчивость политической, экономической и социальной жизни. Конституция представляет собой единую правовую гарантию обеспечения стабильности правовой системы, определяет принципы и пределы ее развития.

Конституция составляет фундамент всей системы законодательства, играет определяющую роль в ее развитии, предусматривает механизм применения нормативных правовых актов в соответствии с принципом верховенства права (статья 7). Конституционная формула, предписывающая издание законов, декретов, указов и других актов государственных органов на основе и в соответствии с Конституцией (статья 137), устанавливает жесткую меру связанности между конституционными нормами и положениями правовых актов, выступает непреложным, важнейшим требованием конституционности нормотворческой деятельности.

Конституция Беларуси закрепила качественно новый этап народовластия, его ценности, а также реальную власть народа, о которой веками мечтали известные белорусские просветители и поэты. Народ как источник государственной власти и носитель суверенитета осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Статья 1 Конституции содержит модель развития Республики Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Максимальное приближение к этой модели, к «совершенному» обществу возможно только через соблюдение всеми Конституции, формирование правоприменительной практики, которая соответствует ее сути, обеспечение прав и свобод граждан, добросовестное, ответственное выполнение последними своих конституционных обязанностей. В этом деле очень важна роль конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом Республики Беларусь, который таким образом способствует совершенствованию национальной правовой системы, формированию демократического социального правового государства и в первую очередь защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Конституционный Суд в одном из ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь отметил, что демократия и верховенство права — две взаимообусловленные и взаимосвязанные конституционные ценности. С демократией, основанной на Конституции, связана реализация таких конституционных ценностей, как законность, равенство, справедливость, права и свободы человека.

Как известно, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 года № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд, наряду с другими полномочиями, наделен полномочием осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания их Президентом Республики Беларусь. При оценке конституционности норм законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд исходит из принципов и норм Конституции, определенного конституционно-правового смысла норм проверяемых с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, что находит выражение в его правовых позициях.

В 2008-2018 годах в порядке обязательного предварительного контроля Конституционным Судом осуществлена ​​проверка конституционности 897 законов, включая восемь кодексов.

За весь период своей деятельности Конституционным Судом принято свыше 1350 решений, в том числе внесено в государственные нормотворческие органы более 210 предложений по совершенствованию законодательства.

Наша Конституция содержит огромный потенциал для формирования подлинно народного суверенного демократического правового государства с конституционной экономикой, развития человека, всех сфер жизнедеятельности.

Надежды и ожидания, порожденные Конституцией в нашем сознании, не всегда могут реализоваться сразу и в полной мере. Несмотря на это, все мы едины в том, что: День Конституции — это по сути День Демократии, а равно и День суверенной правовой государственности.

Анатолий ТИКОВЕНКО, судья Конституционного суда Республики Беларусь

Выбор редакции