Вы здесь

Как художник Май Данциг создавал свои картины


Новатор, «шестидесятник», воинствующий оптимист — это все о нем. В белорусском изобразительном искусстве имя Мая Данцига зазвучало еще в начале 1960-х годов, и сразу стало понятно, что в арт-пространство пришел настоящий мастер — молодой, дерзкий, независимый, с богатым творческим потенциалом.

Май Данциг создал свой художественный язык. Его произведения отличаются большими размерами, размашистым письмом, смелым сочетанием цветов. На вопрос о параметрах картин он отвечал коротко: «Крылья есть. Художник должен иметь орлиные крылья!»


Партизанская баллада. 1969. Холст, масло. Фонд Аrt russe.

За свою жизнь Май Вольфович Данциг написал более пятисот полотен, подавляющая часть из которых вошла в золотой фонд белорусского искусства. Сегодня его произведения хранятся во всех ведущих музеях Беларуси, а «Автопортрет» 1976 года занимает достойное место в коллекции живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Справка

Май Вольфович Данциг (1930-2017). Родился в Минске. Окончил Минское художественное училище, Московский государственный институт имени В. И. Сурикова (диплом с отличием). Работал преподавателем Белорусского государственного театрально-художественного института (с 2001-го — Белорусской государственной академии искусств), заведующим кафедрой живописи Белорусской государственной академии искусств.

Член союза художников БССР, народный художник Беларуси.

Награжден орденом Франциска Скорины (2005) и орденом Почета (2010).

Еще в самом начале творческого пути Май Данциг определил для себя всего несколько главных тем, которые он разрабатывал и интерпретировал в течение всей жизни: война, город, новостройки, рабочие будни, портреты деятелей культуры. Принципиально важным для него являлся не столько поиск новых сюжетов, сколько смелый и свежий взгляд на уже известные темы.

Безусловно, магистральной темой в творчестве Мая Данцига стала война. Самым главным днем ​​года художник считал 9 мая. «Это не великая, а величайшая Победа!» — любил повторять мастер. Война заставила одиннадцатилетнего мальчика повзрослеть раньше времени. И детская память навсегда сохранила в сердце художника ее ужасы и драмы: первые дни войны, эвакуация из родного Минска в далекий Ульяновск, четыре голодных года вдали от дома... Данцигу понадобилось время, чтобы воспоминания военных лет смогли выкристаллизоваться в яркие, лаконичные образы, способные сообщить всему миру о трагедии и мужестве советского народа. В произведениях, посвященных войне, Май Вольфович как никогда был одержим желанием отойти от литературной темы и решить ее опосредованно, «вопреки». В его картинах нет ни одной батальной сцены, «ни одного выстрела», как отмечал сам автор. Однако по силе эмоционального воздействия, по глубине смысловой нагрузки и оригинальности композиционного решения «военных» произведений Маю Данцигу нет равных в белорусском искусстве.

В постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь представлен натюрморт «О Великой Отечественной...» (1968). Существует версия, что Май Данциг посвятил его народному писателю БССР Василю Быкову.

В 1960-е годы в советском искусстве подход к воплощению событий военных лет значительно отличался от предыдущего десятилетия: война уже объяснялась художниками как всенародная трагедия. В отличие от документализированной живописи послевоенного периода, сейчас это были философские размышления и обобщения. Их яркий пример — произведение «О Великой Отечественной...». Он решен Маем Данцигом по-своему, оригинально и нетрадиционно, начиная от выбора жанра и заканчивая самой идеей. В этой картине мастер углубил сюжетную линию, создал художественный образ окружения человека, который рассказывает о войне.

Возле окна стоит стол, на нем — пишущая машинка, полная пепельница с еще дымящейся сигаретой, портфель, часы, спички... В пространстве комнаты видны следы бессонной ночи, ощущается душевное бееспокойство, волнение хозяина изображенных предметов. На столешнице, у самого подоконника, с засохшей веткой рябины стоит ваза, сделанная из использованной гильзы от артиллерийского снаряда. Размашисто написанная штора открывает аскетический утренний пейзаж за окном: кирпичные дома, занесенные снегом крыши. Здесь, как и во многих других картинах Мая Данцига, присутствует его фирменный цвет — красный, который для художника всегда являлся олицетворением жизни, квинтэссенцией ее энергии. «Он способен «зажечь» любую картину», — объяснял Май Вольфович.

О Великой Отечественной... 1968. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Сюжет натюрморта словно оборван на полуслове. И чистый лист бумаги в каретке предлагает зрителю продолжать размышления невидимого писателя, вникнуть в смысл подтекста произведения. Все предметы, основательно выписанные художником, приобретают особое, самоценное значение, раскрывают внутренний мир их хозяина. Живописец видит здесь духовные символы, наделяет вещественные атрибуты временными и социальными характеристиками. В картине «О Великой Отечественной...» невероятно органично сочетаются метафоричность и пластическая выразительность реалистического образа.

Май Данциг — один из немногих белорусских художников, кто сумел еще при жизни получить не только национальное, но и мировое признание. В 2015 году его масштабной (почти четыре метра на семь) аллегорической картиной «И помнит мир спасенный...» (1985 –1995) открывалась выставка «Наследие Второй мировой войны в русском искусстве» в лондонской галерее Чарльза Саатчи, куда мечтают попасть все художники мира. Это произведение Данцига и его «Партизанскую балладу», которая также экспонировалась в Лондоне, в 2013 году приобрел российский Фонд Аrt Russ. Рядом с белорусским мастером в галерее Саатчи были представлены картины Гелия Коржева, Веры Мухиной, Александра Лактионова, Алексея и Сергея Ткачевых, Евсея Моисеенко и многих других художников с мировым именем. В 2015 году фонд Аrt Russ также провел уникальную выставку с участием работ Мая Данцига в Абу-Даби в престижном Еmirаtеs Раlасе (раньше здесь выставлялись такие мастера, как, например, Пабло Пикассо).

На создание картины «И помнит мир спасенный...» Маю Вольфовичу понадобилось практически 10 лет. Работать над ней он начал еще в 1985 году. Мастер вспоминал: «Писал я ее с перерывами, оставлял, возвращался. А однажды у меня в гостях, в мастерской на Некрасова, оказался Петр Миронович Машеров, первый секретарь ЦК Компартии Беларуси, с которым мы были поверхностно знакомы, он увидел эту картину, тогда еще только прорисованную углем на холсте, и твердо сказал: «Обязательно напиши эту работу». Данциг написал ее, но своего настоящего признания картина ждала несколько десятилетий — и дождалась...

На полотне «И помнит мир спасенный...» мастер сохранил момент «освобождения» Сикстинской Мадонны. Напомним, что во время Второй мировой войны Дрезден был бомбардирован американской авиацией. Здание галереи было разрушено, однако картины заранее спрятали в специально оборудованном хранилище. Среди них — Сикстинская Мадонна, написанная художником Возрождения Рафаэлем Санти около 1513 –1514 годов по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченца. Когда тоннель-хранилище был найден солдатами Красной армии, многие картины находились в ужасном состоянии. Ценная находка была доставлена ​​в Москву, где спасением шедевров Дрезденской галереи занялись лучшие специалисты СССР, реставрационными работами руководил известный советский художник-живописец Павел Корин. В 1955 году коллекция была полностью возвращена в Дрезден.

«И помнит мир спасенный...». 1985-1995. Холст, масло. Фонд Аrt russe.

«Сам факт освобождения картин советскими воинами показался мне очень символичным, — вспоминал Май Данциг. — В освобождении Мадонны заключается смысл того, ради чего воевали советские воины. Они освободили Европу и дали нам жизнь, ведь Мадонна с младенцем символизирует жизнь. И в то же время, поскольку это произведение искусства в лице освобожденной Мадонны, советские воины освободили Культуру и Цивилизацию. В центре моей картины расположена Мадонна с младенцем. Сзади — армия, слева — почтальон, который оглашает Пальмиру — весть о Победе. И все это над поверженными городами, над руинами. Есть еще на картине миноискатель, который очищает город от скверны. Справа сидят пленные немецкие солдаты на фоне своих «дел» — столбов концлагерей. Ниже справа отец держит на руках погибшего молодого солдата — и тут же Мадонна, которая спускается навстречу людям, едва касаясь босыми ногами поверхности облака...»

Вторая работа Мая Данцига, приобретенная Фондом Аrt Russ, — это «Партизанская баллада». Она напоминает нам Пьету Микеланджело: на выжженным поле боя сидит женщина с винтовкой, которая кормит истощенного партизана грудью. Художник называл это произведение самым опальным. (Кстати, почти каждая его значительная работа вызвала противоречивые чувства, от полного восторга до резкого неприятия). И действительно, написанная в 1969 году картина была воспринята в штыки, ее отстраняли от участия в выставках. И только почти через 20 лет, в 1988-м, Май Данциг впервые смог экспонировать «Партизанскую балладу» на персональной выставке в Центральном доме художника на Крымском валу (Москва, Россия).

Мастер рассказывал: «Те, кто ее критиковал, даже не поняли, откуда была заимствована тема. А вдохновился я римским сюжетом «Отцелюбие римлянки» в исполнении Пауля Рубенса, когда ходил по соответствующему залу Эрмитажа. Старца за какие-то грехи посадили в тюрьму, и он был осужден на голодную смерть, но к нему пробралась дочь, вскормила грудью и тем самым спасла. И вот, увидев эту работу, я сказал: «Так это же наша тема: мать-земля белорусская вскормила партизан!» Время все расставило на свои места. Сегодня эта картина занимает достойное место среди шедевров советского искусства.

От картин Мая Данцига исходит ощущение некой универсальной человечности: они выражают мысли и чувства целого поколения, что пережило войну, они экспрессивные, эмоциональные и жизнеутверждающие, в них присутствует обостренное чувство гражданственности их создателя.

Интересно знать

  • На пишущей машинке можно заметить надпись «Данциг», а на пачке сигарет — «Беларусь». Ни машинок, ни марки сигарет с такими названиями не существовало.
  • Гильзу разорванного артиллерийского снаряда, изображенную на картине, художник нашел во время своих путешествий по послевоенному Минску. Она неоднократно становилась «героиней» произведений Данцига.
  • В Магнитогорской картинной галерее (Россия) находится авторский повтор картины «О Великой Отечественной...», написанный Маем Данцигом в 1980 году.

Наталья Селицкая, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

Выбор редакции

Общество

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Об этом заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.  

Общество

Как Брест готовится к празднованию своего 1000-летия

Как Брест готовится к празднованию своего 1000-летия

Официальные празднования и основные мероприятия городского Миллениум пройдут 6—8 сентября.

Общество

Михаил Мясникович: Форум регионов Беларуси и России прирастает новыми проектами и не исчерпал свой потенциал

Михаил Мясникович: Форум регионов Беларуси и России прирастает новыми проектами и не исчерпал свой потенциал

Выступление председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаила Мясниковича на пленарном заседании VI Форума регионов.