Вы здесь

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?


«Для москвичей очень важна «нехорошая квартира» из романа Михаила Булгакова, для лондонцев — комната Гарри Поттера, для жителей Стокгольма — крыша, на которой жил Карлсон, для веронцев — гробница Джульетты. Есть и в белорусской столице места, описанные в известных произведениях. Так почему бы их не популяризировать?» — рассуждает учитель белорусского языка и литературы минской средней школы № 178 Татьяна Кондрашова, победитель конкурса методических разработок уроков внеклассного чтения «Уроки современности», который уже второй раз организовала для педагогов газета «Літаратура и мастацтва».


Татьяна Земляник, Марта Богданович и Татьяна Кондрашова: «Будут ли ученики читать, во многом зависит от педагога...»

Материализовать содержание книг

«Минск: нескучный маршрут» — именно так назывался урок, который предложила на конкурс учительница.

— Каждый педагог мечтает, чтобы на его занятиях ученики работали добровольно, с интересом и творчески. Для меня отличным решением стала технология проектной деятельности, которая позволяет превратить учебные занятия по белорусской литературе в творческие мастерские, где решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы, — констатирует она. — Как пример — проект «Минск литературный». На уроке был поднят вопрос об интересе молодежи к белорусской литературе. В результате занятия прошли у нас в формате дискуссии, что подтвердило актуальность проблемы. Почему ученики не хотят читать? Как завладеть их вниманием? Я думаю, что нужно совершить что-то невероятное! Материализовать то, что до сих пор не было ощутимым, например содержание книг. Можно пригласить их в интерактивные приключения по книжным страницам (для этого урок проводился в форме квеста) или, например, создать карту путешествия по литературным местам Минска... К идее проекта меня подтолкнуло и то обстоятельство, что жителям и гостям столицы предлагаются самые разные экскурсии «Минск спортивный», «Минск театральный», «Минск партизанский» и так далее. А почему не может быть «Минска литературного?»

Для популяризации белорусской художественной литературы и творчества белорусских писателей и поэтов ученики Татьяны Кондрашовой под руководством учительницы разработали литературный экскурсионный маршрут — литературную карту Минска. Есть электронный и печатный ее варианты. На Gооglе-карте указываются места в столице, которые описываются в произведениях, а также места, где жили белорусские писатели и поэты. Если вы кликаете на маркер (книгу в красном круге), то увидите, на какую улицу надо идти, и ссылку, которая позволит познакомиться с произведением или творчеством белорусского писателя.

На распечатанной карте также обозначаются места, которые описываются в произведениях, а рядом располагаются QR-коды, благодаря которым необязательно брать с собой книгу, достаточно достать из кармана мобильный телефон или планшет и отсканировать QR-код. Произведение или сведения о писателях будут доступны в телефоне уже через несколько секунд.

— Электронная и печатная карты дают возможность индивидуально пройтись по литературному маршруту. А еще у нас есть предложение привязать наш урок к Европейским играм и проводить для гостей экскурсии по литературному Минску, — говорит учительница. — Между прочим, иностранные гости уже на нашей экскурсии побывали...

Зацепить за живое

Вторую премию на конкурсе завоевала учитель белорусского языка и литературы из ошмянской средней школы № 3 Марта Богданович со своим уроком внеклассного чтения «Необычные формы в современной белорусской литературе». Как отметила главный редактор «ЛіМа» Лариса Тимошик, разработок по современной поэзии было представлено на конкурс совсем немного, наверное, потому, что заинтересовать детей поэзией, где нет четкого сюжета и героев, очень непростая задача. Вот почему пройти мимо урока Марты Богданович, которая предложила включить в ход занятий свои собственные стихи, было невозможно.

Еще одним победителем стала учитель белорусского языка и литературы из средней школы № 2 города Турова Татьяна Земляник. Жюри обратило внимание на интерактивную составляющую ее разработки, что для молодежной аудитории чрезвычайно важно, и отметила третьей премией урок по сказке Анатолия Бутевича «Приключения вируса@Шкоди».

Можно ли захватить чтением литературы школьников? Для учителей белорусского языка и литературы этот вопрос стоит особенно остро, так как доминирование русского языка и не очень удачно составленная ​​школьная программа многократно усложняют их задачу. И хотя несколько лет назад программа по белорусской литературе пересматривалась, все равно у педагогов к ней осталось много претензий и замечаний.

— Это нонсенс, но дети в школе сегодня изучают те же произведения, что и я в свои школьные годы, — рассуждает Татьяна Кондрашова. — Современная белорусская литература в старших классах датируется периодом с 1965 до 1991 года. Но может ли литература, которая создавалась в ХХ веке, быть современной для нынешних школьников? Насколько актуальна она для них? А все, что было написано после 91-го года, предлагается только в качестве дополнительного чтения. Если еще до девятого класса ученики изучают различные темы и периоды, то в старших классах тематика произведений весьма ограничена, и мои старшеклассники говорят с упреком: «Крестьянин закончился, и началась война...»

— Во время проведения в нашей школе недели белорусского языка и литературы мы проводили опрос. Нас интересовало, что ученики знают из современных произведений белорусских авторов? И, честно говоря, дети очень мало что смогли вспомнить, — констатирует Марта Богданович. — По моему мнению, включать в школьную программу нужно только те произведения, которые будут понятны современным детям, то, что им близко, что может зацепить за живое. Если ученик заинтересуется, он пойдет дальше и будет читать и другие книги понравившегося автора. Да, современные дети в большинстве своем не ориентированы на интеллектуальную прозу и тем более на поэзию. Творчество Алеся Рязанова они совершенно не понимают, не понимают философскую смысловую нагрузку, которую несет его поэзия...

Вообще педагоги констатируют, что школьная программа включает очень много грустных стихов о природе и тяжелой участи крестьянина — получается какая-то бесконечная «Песня пахаря», что не цепляет современных детей, которые не понимают уже даже поэзию Купалы, Коласа и Богдановича. Слишком много в их стихах содержится неизвестной современным школьникам лексики. Если речь идет о лирике, то учителям очень часто приходится «переводить» эти художественные произведения на язык, понятный ученику... Стихотворение Янки Купалы «Спадчына» — настоящая жемчужина белорусской поэзии. С этим никто не спорит. Но могут ли понять школьники следующие строки? «...І тое нуднае ягнят / Бляянне-зоў на пасьбішчы / І крык вароніных грамад / На могілкавым кладбішчы / І ў белы дзень і ў чорну ноч / Я ўсцяж раблю агледзіны / Ці гэты скарб не збрыў дзе проч/ Ці трутнем ён не з'едзены /?» Для них это не более чем набор слов, которые они просто заучивают наизусть без понимания. Между прочим, поэзия, направленная на человеческие эмоции и чувства, обязательно должна быть представлена ​​в школьной программе. Но она должна быть разная...

— Мне лично очень жаль, что из программы исключили единственный в белорусской литературе роман в стихах «Родные дети» Нила Гилевича. Это глубокие раздумья над проблемами современного образа жизни, нашими ценностями, над тем, какой он — современный человек, что он приобрел, чего лишился? И для воспитания подрастающего поколения сложно найти более удачное произведение, — делится мыслями Татьяна Кондрашова.

Классики — тоже люди

— А у моих учеников всегда идет на «ура» повесть Евгения Хвалея «Принцесса тусовки», так как она для них актуальна, — замечает Татьяна Земляник. — И «Настеньку» Кузьмы Чорного шестиклассники читают с удовольствием. Я считаю, что одним из главных принципов отбора произведений для школьной программы должна быть их соотнесенность со временем, узнаваемость героев. Например, мы с детьми читаем Валерия Гапеева «Моя милая ведьма». Я считаю, что как бы мы ни относились к гаджетам, но современный человек от них никогда уже не откажется, как и от других благ цивилизации. У меня самой трое детей, и они осваивают гаджеты быстрее своих родителей. Поэтому задача учителя — научить квалифицированно ими пользоваться. Мне лично очень близка идея медиаобразования, поэтому я обрадовалась, когда нашла в современной белорусской литературе произведение Анатолия Бутевича «Приключения вируса@Шкоди» — необычную сказку про короля Виндауса Великого, Вируса Шкодю и очаровательные компьютере.

«Происходило это не далеко и не близко, не высоко и не низко. Не за борами таинственными, не за морями чудодейственными, а в самых разумных глубинах космоса. На одной интеллектуально богатой планете основалось необычное королевство. Название у него тоже была здешнее — Всемирная Сеть. И сразу начало происходить там бесчисленное множество дивных чудес, волшебных чар и забавных забав...» Как вы думаете, может ли это произведение заинтересовать современных детей? Оно захватит даже тех, кто вообще не хочет читать.

Между прочим, в 178-й минской школе провели опрос в социальной сети «ВКонтакте», чтобы узнать, какую литературу (отечественную или иностранную) выбирают школьники, и как можно сделать белорусскую литературу более популярной. Выяснилось, что художественную литературу читают 77% учеников, 17 процентов — не читают, а 6% — никогда не берут художественную литературу в руки. Большинство учеников читают книги в электронном формате (67%). Иностранную литературу (в первую очередь, русскую) читают 73% школьников, а белорусскую — только 14%.

«По мнению наших учащихся, сделать белорусскую литературу более популярной могли бы новые подходы к знакомству с ней в школе (так считают 49% опрошенных), интересные авторы и произведения (30%), — замечает Татьяна Кондрашова. — А экскурсией по литературным местам столицы заинтересовались 87% от общего числа опрошенных. Вынуждена констатировать, что изучение биографий писателей не очень интересно детям. Ну что за интерес изучать, кто когда родился, когда что написал и умер? А вот когда дети приходят к писательскому дому, и перед ними предстают живые люди, которые любили, дружили, шутили друг над другом, вместе встречали праздники и так далее, то и интерес пробуждается, и важные биографические данные запоминаются проще.

— А мои ученики говорят, что у белорусских писателей — одна биография на всех. Особенно если те родились в XIX веке — для учеников это что-то за пределами их понимания, будто бы те — люди из параллельного мира. Поэтому можно поискать про них интересные факты, которые на самом деле могут зацепить детей, — поддерживает коллегу Татьяна Земляник. — Их можно найти в том же интернете, но прежде всего надо научить учеников, как проверять ту или иную информацию, добытую в сети. У нас есть интересная форма работы — найти 10 фактов о... И дети на самом деле много интересного находят, например, информацию о Василе Быкове, которой нет в школьном учебнике.

«Также в 11-м классе мои ученики снимают видео и рассказывают о биографии писателя, читая отрывки из его произведений, — делится своими наработками Татьяна Кондрашова. — Нестандартные уроки всегда будут для детей интересными и запоминающимися. И домашнее задание по литературе не должно быть вроде: «Страница 78, ответы на вопросы», оно должно быть творческим. Учащиеся создают фотоальбомы, посвященные писателям, составляют интерактивные литературные карты, кроссворды, ребусы. Когда проходили по программе роман Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», класс разделился: одни читали роман, а другие смотрели художественный фильм. Последние сказали, что «фильм какой-то хмурый», он их не зацепил. А с заданием снять буктрейлер к роману те школьники, которые читали книгу, справились гораздо лучше: у них получились просто шикарные работы, после просмотра которых на самом деле хочется взять в руки роман и прочитать».

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих. Главная задача педагога — вовлечь в разговор весь класс, дать понять школьникам, насколько это увлекательное занятие — чтение книг. Он обязательно должен следить за тем, как сегодня развиваются поэзия, проза, драматургия, какие новые имена появляются в литературе. Но если учитель сам не читает и ничем не интересуется, то как он сможет заинтересовать детей?

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Константина ДРОБОВА

Выбор редакции

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил

Общество

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Третий раз военно-исторический фестиваль «Мир-1812» на два дня перенес поселок более чем на два века назад.

Общество

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Среди знакомых у меня есть много женщин, которые обращаются к врачу при любой болезни и при каждой возможности оформляют больничный лист.

Общество

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Об этом заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.