Вы здесь

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут


В Бресте продолжаются раскопки на месте бывшего гетто. Подняты останки почти тысячи человек

В самом центре Бреста, куда пришел инвестор, чтобы начать строительство квартала современной жилой застройки, продолжаются раскопки. По состоянию на прошлую неделю уже подняли останки 990 человек. Раскопки продолжаются. Не исключается, что будет обнаружена еще одна большая могила. Может, так судьбе было угодно, чтобы в преддверии больших юбилейных празднований все это обнаружилось, и остатки людей наконец были похоронены по-человечески...


Из истории вопроса

В районе стройки, фото Валерия КОРОЛЯ

В квартале, ограниченном нынешними улицами Дзержинского, Куйбышева, Советской и проспектом Машерова, во время войны находилось гетто. Согласно историческим данным, в первые два года войны было уничтожено 28 тысяч брестчан еврейской национальности. Тысячи узников вывозили и расстреливали за городом, также в Березовском районе, других убивали на месте, тут же закапывали. Как рассказывают коренные брестчане, в 50-х, 60-х, 70-х годах останки людей тоже находили, вывозили куда-то. Но делали это тихо, почти засекречено. Сейчас же никто и представить не может, что здесь еще лежат кости тысяч жертв холокоста. Недавнюю встречу с журналистами председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук начал с истории вопроса.

— К сожалению, это не метафора, что Брест стоит на костях. На месте площади Ленина было кладбище времен Первой мировой войны. В центральном городском парке справа от дискотеки лежат немецкие солдаты, с левой стороны — венгерские военные. Недавно на месте проспекта Машерова в районе памятника Афанасию Брестскому подняли для перезахоронения останки солдат Вермахта. Во время реконструкции Городского сада в этом году нашли следы захоронения и человеческие кости.

Много насчитывается трагических страниц в истории тысячелетнего города над Бугом, особенно их много в ХХ веке. Но трагедия гетто стоит особняком именно из-за количества жертв. Снова она напомнила о себе сейчас.

Раскопки

Александр Рогачук показывает старые здания «Прибужского квартала», фото Валерия КОРОЛЯ

В самом начале года на обозначенную площадку пришел застройщик — очередной инвестор. Очередной, потому что это не первая попытка привести в порядок квартал в центре города с полубарачными зданиями, уличными туалетами. Был уже итальянец в 2007 году. Но с ним договор вынуждены были отменить, так как инвестор не выполнял собственных обязательств. Только в 2016 году нашелся новый потенциальный инвестор. Понадобилось время для изготовления проектно-сметной документации, других подготовительных мероприятий. И в январе строительная компания приступила к работе. 17 января во время прокладки котлована нашли первые останки. Уже 18 числа горисполком обратился в Министерство обороны с соответствующей просьбой. И хотя план поисковых работ на год был давно утвержден, министерство пошло навстречу. Все ранее намеченные работы были отменены, через несколько дней личный состав 52-го специализированного поискового батальона Минобороны был в Бресте. Буквально в первую неделю раскопок стало ясно, что все предварительные расчеты-предположения ничего не стоят. Бывали дни, когда бойцы поднимали останки десятками, чуть ли не сотнями за день.

— С самого начала мы знали, что можем наткнуться на следы захоронений, об этом был предупрежден инвестор, но такой цифры никто не ожидал. Даже историки. Это был шок! — не скрывает эмоций Александр Рогачук.

Формы увековечивания

В горисполком тогда пригласили руководителей еврейских общин Бреста. С ними были обсуждены дальнейшие действия по увековечению памяти. Общественные активисты в целом согласились с тем, что предлагал городской исполнительный комитет. Главное, что место захоронения не попадает конкретно под застройку. Это значит, фундаменты зданий не укладываются на грунт, в котором до недавнего времени находились кости. Расстояние от траншеи-могилы до ближней стены составляет пять метров. Здесь не будет игровых площадок, даже не будет парковки или чего-то подобного. Только зеленая трава.

Вот со знаком или обозначением места захоронения нужно как следует подумать, считает председатель горисполкома. С ним нельзя не согласиться. Сейчас, кстати, местная власть предлагает вынести символ-барельеф на проспект Машерова. Это одна из улиц, ограничивающая указанный квартал, и главная магистраль города. На этом месте знак будет более заметен и для горожан, и для туристов. А памятник узникам гетто находится менее чем в сотне метрах от указанного квартала. Возможно, его нужно обновить и усовершенствовать или на его месте вообще поставить новый. Пока эти вопросы находятся на уровне предложений и открыты для обсуждения. Инвестор «Прибужского квартала» готов профинансировать увековечение невинных жертв фашизма.

Перезахоронить и помнить

Останки бывших жителей города будут перезахоронены в мае на Северном кладбище. Там, кстати, уже нашли покой останки с места расстрела 350 евреев в Гершонах. Проект мемориала разрабатывают местные архитекторы по поручению руководства города. Возможно, это будет какая-то общая могила с обелиском, которую обозначат архитектурными формами. После того как закончатся работы по эксгумации всех останков, а также шурфование всей территории, станет известным день перезахоронения. На церемонию сможет прийти каждый, кому небезразлично прошлое города, кто захочет почтить память жертв войны. Эта кампания пройдет за счет средств городского бюджета. Присоединиться, в том числе к финансированию, могут все желающие.

— Нынешние приборы и технологии позволяют очень точно обследовать землю, — сказал председатель горисполкома. — Мне принципиально важно, чтобы дети в песочницах не играли на костях. Поэтому и проводится такая скрупулезная работа, обследуется каждый сантиметр земли. Все останки людей будут подняты на поверхность и должным образом похоронены. Это же страшно, даже представить и осмыслить трудно, что людей стреляли тысячами и закапывали как попало, фактически только присыпали.

х х х

Где-то в интернете промелькнул вопрос-размышление, связанный с нынешними брестскими раскопками: «Неужели никто не пытается идентифицировать остатки на предмет родства?» Наивный вопрос. Некому это делать. Уничтожали же целыми семьями. Убивали немощных стариков и грудничков-младенцев. В этом аду не осталось теток-племянников, двоюродных братьев и сестер. В книге «Память. Брест» есть списки 12 тысяч узников-жертв гетто, тех, кого удалось установить. Там значится, например, 11 человек с фамилией Высоцкий. Возможно, это дальние родственники знаменитого певца. Как известно, дед Владимира Высоцкого был родом из Бреста. Из брестских Высоцких не осталось никого. Как и из семей Авербухов, Балглеев, Гольдманов, Петрушек, Щедровицких, Раппопорт... Недавно разговаривала с молодой женщиной, бабушка и дедушка которой приехали сразу после войны в Брест на работу. Им предложили на выбор пустые еврейские квартиры с мебелью, посудой, одеждой. Они заняли одну и стали жить, как и другие их соседи... Я это к тому, что никогда не вредно знать историю своего города. Да и дело чести нынешних горожан, их обязанность — пристойно отдать дань уважения людям, погибшим в 1941-1942 годах. И помнить.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.