Вы здесь

«Студентов нужно задействовать в кухне по «приготовлению» знаний»


Ректор БГУ про нешаблонное мышление, эвристическое обучение и отказ от монолога

Почти полгода назад на Совете БГУ были озвучены стратегические цели развития университета: среди них фигурировали повышение качества образования, выстраивание кадровой политики с опорой на реальные достижения сотрудников, увеличение количества профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и даже вхождение в 1% лучших университетов мира. Как ведется работа по реализации поставленных задач? Кого должен готовить университет: узких профессионалов или лиц с фундаментальной подготовкой и широким кругозором? Без каких навыков нельзя обойтись в современном мире? Обо всем этом мы беседуем с ректором Белорусского государственного университета, доктором педагогических наук, профессором Андреем КОРОЛЕМ.


Андрей КОРОЛЬ: "Очень трудно научить студента мыслить нестандартно..."

Если нет готовых рецептов...

—​ Андрей Дмитриевич, разделяете ли вы мнение, что диплом как трастовый сертификат университета теряет свою значимость? Образование становится непрерывным процессом, «конструктором» из знаний, которые человек может пересобрать, причем не раз за свою жизнь...

— Я бы так радикально об обесценивании диплома все же не говорил, так как он все равно остается важной частью биографии человека — и научной, и профессиональной, неотъемлемой составляющей портфолио любого профессионала. Нас всегда оценивают, все имеет свое измерение, в том числе и в образовании. Поэтому для кого-то всегда будет важно, какой вуз ты закончил. Но на рынке труда происходят серьезные изменения, которых нельзя не замечать: во внешней среде они более стремительны, чем в сфере образования. В силу своей традиционной консервативности университет и школа, не только у нас, но и вообще в мире, не всегда за ними успевают.

Я, например, знаю IТ-компании, руководителей которых в гораздо большей степени интересует, что ты умеешь делать, и в меньшей — какой у тебя диплом. Это пока не массовая практика в Беларуси, но определенные тенденции уже прослеживаются. Мир ускоряется, делается ставка на высокую технологичность, меняются взгляды работодателя на то, кто ему нужен, многие профессии уходят в прошлое. Пока у нас в приоритете диплом, но я не исключаю, что через 20-30 лет будет по-другому. Кстати, Марк Цукерберг, один из основателей самой популярной социальной сети, сказал: «Фейсбук» — шикарный опыт, мне просто повезло. Но я жалею, что не доучился в колледже, где тебе дают больше, чем ты знаешь. Там ты просто получаешь удовольствие, открывая мир...»

— А как в условиях неопределенности, когда о будущем мало что известно, можно спроектировать свой личностный и карьерный рост?

— Надо понять, что нет готовых рецептов и шаблонов. И чем дальше, тем более непредсказуемой будет наша жизнь. Поэтому учить нужно не чему-то конкретному. Философы говорят, что самое настоящее знание — это знание о своем незнании. И мы должны учить студентов видеть область своего незнания, выходит за пределы стереотипов, смотреть на вещи с разных сторон, видеть здание не только с фасада. Но можно ли смотреть на мир нестандартно и нешаблонно, когда тебе транслируют стандартную шаблонную информацию, упакованную и расфасованную по разным дисциплинам и учебным планам? Это приводит к тому, что с каждым часом у молодого человека появляется все больше готовых знаний. Нести сумку все труднее, но самое обидное, что, пока эти знания ему транслируются, они уже успевают устареть.

Ценность знаний зависит от способа их получения. Почему мы считаем, что лекция должна обязательно проходить в форме монолога?

Уверен, что студентам и школьникам нужно учиться не конкретным знаниям, а умению открывать себя. И через изучение себя изучать внешний мир, а не наоборот. Надо выявлять свои возможности, учиться ставить цели. Чтобы построить собственную траекторию, когда нет четких ориентиров, нужно опираться на свой потенциал, но для этого его нужно раскрыть.

Нужны не «кладовщики», а создатели

— Как вы считаете: лекционная форма занятий себя еще не изжила? Насколько правильно подавать знания на блюдечке в готовом виде? Может, надо переходить к диалогу?

— А почему мы считаем, что лекция должна обязательно проходить в форме монолога? Монологичность отрицает прежде всего самостоятельный, творческий характер постижения учащимися окружающего мира. Обычная трансляция информации работает на «склад», на подготовку «кладовщика», а не на воспитание создателя своего успеха. Очень трудно научить мыслить нестандартно, если образовательный процесс свести к сообщению шаблонной информации в виде правил, схем, классификаций, теорем и закономерностей. Передаточный характер образования, основанный на информационном подходе, приводит к тому, что студент на занятиях играет пассивную роль, следуя за логикой преподавателя. И тут уже возникает ряд вопросов. Всегда ли то, что нам дают, мы берем? Всегда ли то, что взяли, становится нашим? И если мы берем, всегда ли приумножаем?

В нашей действительности быть экипированным знаниями еще не означает умения их применить. Полученное от других, как правило, теряется. Почему студенты часто говорят: «Я понял многое, но ничему не научился»? Ценность знаний зависит от способа получения, но студентов и учащихся лишают возможности участвовать в кухне по их «приготовлению». Система трансляции заранее правильной информации не развивает творческое начало, которое есть в каждом из нас...

Конечно, лекционная форма занятий будет трансформироваться, и в нашем университете уже многие преподаватели отказываются от монолога. Есть преподаватель и есть студент, учитель и ученик — и от того, как организован между ними диалог, в большой степени зависит конечный результат.

— В прошлом году в БГУ был создан межвузовский портал «Креативное образование: методология, содержание, практика». Стал ли он точкой роста для системы креативного образования?

— Мы создавали открытую интерактивную интернет-площадку с возможностью дистанционного участия в ее работе всех желающих и налаживания диалога. Как я уже говорил, для подготовки современных специалистов, которые будут востребованы нанимателями, требуется переход от монологичного характера обучения к диалогу, другая методология обучения, когда студента учат не брать «чужое», а создавать собственный образовательный продукт по каждой конкретной теме. Я не могу сказать, что брошенное в землю зерно выросло за год в мощное дерево, было бы наивно полагать, что изменения будут происходить с такой скоростью, но определенная часть педагогов посмотрела на свою деятельность под другим углом.

Эвристическое обучение, на которое мы делаем ставку, это обучение на основе диалога, которое раскрывает ученика. Студенту предлагается не взять напрямую и усвоить достижения человечества, а изучать объекты действительности (природы, техники, культуры, науки) самостоятельно, по предложенному педагогом алгоритму. Важнейшим элементом эвристического обучения выступает открытое задание, на которое у каждого может быть свой ответ и которое раскрывает внутренний потенциал учащегося, мотивирует его на поиски. Функции преподавателя/учителя при этом также изменяются: он не дает знания, а организовывает их поиск. На втором этапе свое сопоставляется с чужим — накопленными человечеством знаниями в рамках определенной учебной темы. В результате студент совершает собственные открытия, познает себя... В диалогичности обучения заложена возможность личного роста для студента или школьника: последний учится ставить собственные цели, сопоставлять, анализировать, дискутировать, развивает свои креативные качества, создает собственный образовательный продукт... И вопросы он задает уже не информационного плана, а объемные, которые выходят за пределы одного предмета, у него формируется целостность мира.

Портал — это зеркало деятельности наших педагогов. На нем размещаются и проводятся в онлайн-режиме тематические вебинары, круглые столы, семинары и конференции, дискуссии, обсуждаются образовательные стандарты, учебные программы, технологии обучения.

Все разработки преподавателей БГУ в сфере креативного образования реализуются в учебном процессе. Проведено уже свыше 80 эвристических занятий и около 60 интернет-занятий, которые ориентированы на формирование личности студента, учат его правильно ставить цели, сопоставлять, анализировать и создают условия для самореализации. На портале можно найти методические разработки преподавателей БГУ, описание их мастер-классов, видеопрезентации передового педагогического опыта, научно-методические статьи преподавателей по актуальным проблемам развития университетского образования.

В БГУ начался выпуск серии "Креативнон образование": изданы шесть практикумов открытых эвристических заданий для гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Их выполнение не подразумевает единственно правильный ответ. Серия содержит задания преподавателей БГУ и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, апробированные в процессе подготовки будущих филологов, журналистов, экономистов, юристов, политологов, математиков, биологов, физиков, химиков и других специалистов.

В БГУ начался выпуск серии "Креативное образование": изданы шесть практикумов открытых эвристических заданий для гуманитарных и естественно-научных дисциплин

— 2018 год ознаменовался для БГУ запуском первого в Беларуси университетского наноспутника, который к тому же стал только третьим объектом отечественного происхождения на околоземной орбите. Скажите, собственный наноспутник — это прежде всего имиджевое событие или от него есть реальная польза для университетской науки?

— Конечно, наноспутник — предмет гордости для университетской науки, результат десятилетней работы коллектива сотрудников и студентов научно-методического Центра аэрокосмического образования БГУ, факультета радиофизики и компьютерных технологий и физического факультета БГУ. Аппаратно-программные средства спутника и наземного комплекса управления являются интеллектуальной разработкой ученых и студентов БГУ. Таким образом университет вошел в число 100 вузов мира, которые успешно осуществили запуск и эксплуатируют свои наноспутники.

При незначительных габаритах наноспутник обладает всеми характеристиками больших спутников. Он оснащен всеми необходимыми подсистемами энергоснабжения, управления ориентацией и стабилизацией, телекоммуникации. На спутнике установлена ​​цифровая камера, радиационный спектрометр, инфракрасный детектор и другое научное оборудование полезной нагрузки.

Белгосуниверситет вошел в число 100 вузов мира, которые успешно осуществили запуск и эксплуатируют свои наноспутники.

Перед спутником стоит широкий спектр задач: в научных целях будет проводиться исследование радиационных полей околоземного пространства, радиационной прочности электронных элементов, дистанционное зондирование Земли.

К тому же наноспутник — это летающая учебно-научная лаборатория. Вместе с наземным комплексом управления, приема и обработки данных студенты в реальных условиях могут осваивать космические технологии и проводить научные исследования. Все, кто участвовал в проекте, получили уникальный опыт полного цикла разработки, создания и использования собственных космических аппаратов.

Признаюсь, что мы уже работаем над новым аппаратом с немного другими функциями, который ориентировочно планируем запустить в 2020-2021 годах. И у нас уже есть предложения от зарубежных фирм поучаствовать в создании нового наноспутника.

Финансы и психология

— Андрей Дмитриевич, одна из задач, которую вы ставили перед собой после назначения на должность ректора БГУ, — омоложение кадрового состава. Скажите, а легко ли молодому ученому сделать карьеру в БГУ? Например, стать деканом факультета и заведующим кафедрой?

— В БГУ сегодня работают более 2700 преподавателей. Я считаю, что главное все-таки не возраст, а готовность к переменам. И для меня важно, чтобы на руководящую должность пришел тот, кто хочет перемен. У этого человека горят глаза, есть своя стратегия, видение, что можно сделать на маленькой кафедре (а их у нас 154), чтобы реализовать стратегические цели университета. Может быть, он меньше знает, чем тот, кто много знает, но не хочет дальнейшего прогрессивного движения. Если оперировать цифрами, то каждый четвертый заведующий кафедрой у нас сменился. Средний возраст новых заведующих — 44 года. И примерно каждый третий декан у нас тоже новый. Их средний возраст — 39 лет. Омолодилось также примерно 50 процентов проректорского корпуса. Средний возраст новых проректоров — 47 лет. Например, наш проректор по учебной работе и интернационализации образования защитил докторскую в 36 лет. Я считаю, что это хороший пример для других. Новому декану географического факультета — 38 лет, физического — 37 лет. Это люди не с улицы — они выросли и сформировались как профессионалы на своем факультете.

— Вы внедрили механизм рейтинговой оплаты труда всех категорий сотрудников университета. Как коллектив отнесся к этому нововведению?

— Надеюсь, с пониманием. Обсуждение в трудовых коллективах длилось более четырех месяцев, мы много дискутировали, учли каждый голос. По результатам рейтинговых оценок, выставленных за 2018 год, ежемесячная дополнительная премия была назначена 30 процентам преподавателей БГУ.

В рейтинговой системе результаты оцениваются по объективным критериям, отражающим учебно-методическую, научную, организационную и воспитательную работу преподавателей. Техническая уникальность рейтинга профессорско-преподавательского состава заключается в полной автоматизации процессов выставления рейтинговой оценки, расчета и назначения премий. Это позволяет минимизировать субъективный фактор при анализе показателей эффективности работы преподавателей.

Внутриуниверситетский рейтинг поспособствовал тому, что многие сотрудники сейчас задают вопросы вроде «Какие параметры мне нужно закрыть, чтобы подняться в рейтинге?..». И дело здесь не только в финансах, но и в психологии. А мы, между прочим, видим, что даже для того, чтобы нам удержаться в двух процентах лучших университетов мира, нужно, чтобы каждый сотрудник с ученой степенью за год подготовил и опубликовал свою статью в престижном научном издании. Через реализацию кадровой политики мы имеем уникальные и для БГУ, и для всей страны результаты в научной деятельности. В прошлом году в университете были защищены и утверждены 71 кандидатская диссертация и 8 докторских.

И хочу добавить, что у нас не было ни одной жалобы в апелляционную комиссию в университете, значит, инструменты измерения эффективности деятельности преподавателей работают. Если работник не удовлетворен начисленными ему баллами, он имеет право об этом заявить.

— А можете ли вы с уверенностью сказать, что знаете, как должен развиваться ведущий национальный университет? Вам известны рецепты успеха?

— Нужно создать такие условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал и это имело бы кумулятивный эффект для всего университета. Вот самое главное условие. Стратегия БГУ разработана только на три года, планировать дальше смысла нет, так как мир меняется очень быстро. Мы понимаем, что войти в 1 процент лучших вузов (первые три сотни) чрезвычайно сложно. На мировом образовательном рынке развернулась реальная война за доминирование, за право влияния, почти как в спорте. И рейтинги — это определенная манипуляция. Я знаю университеты, которые не занимают высокие позиции в мировых рейтингах, потому что не соответствуют западным шаблонам, но они работают на высшем уровне. Репутация вуза — это индустрия. В тебя вкладывают деньги, и ты занимаешь высокие позиции в рейтинге. А чем выше твоя позиция, тем больше денег в тебя вкладывают. Первая тройка и первая сотня вузов почти не меняются. Любого новичка тут же начинают «выталкивать». Критерии или «правила игры» меняются каждый год. Можно, конечно, махнуть на них рукой, но можно рассматривать рейтинги, как некий маяк: в каком направлении нам двигаться, как развивать университетскую науку, как расставлять акценты в работе? Публикационная активность наших ученых — очень важный показатель в рейтингах. Значит, будем ее стимулировать. Для формирования имиджа университета, его академической репутации присутствие в рейтингах, за которыми следит мировое сообщество, все-таки важно. Главное — не стоять на месте...

Беседу вела Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Константина ДРОБОВА и пресс-службы БГУ

Выбор редакции

Культура

Операция «Багратион»: новые подробности

Операция «Багратион»: новые подробности

Могилевская библиотека имени Ленина стала инициатором акции «Дорогами войны. Маршрутами Победы».

Общество

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Что его удивило, особенно порадовало, заставило задуматься?

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил