Вы здесь

В сельском хозяйстве надо кардинально менять повышение квалификации


Во время V Форума регионов Беларуси и России, который проходил в прошлом году в Могилеве, сельскому хозяйству была посвящена целая секция. Одной из насущных проблем в этой области называлась проблема кадров. Речь шла о том, что не в полной мере задействован научный и профессорско-преподавательский потенциал, есть вопросы по непрерывному образованию. Участники секции пришли к выводу, что нужно кардинальным образом менять процесс переподготовки и повышения квалификации кадров. На эту тему «МС» побеседовало с известным в Беларуси ученым-аграрием, директором Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома в Горках Яковом Яроцким.


— Яков Устинович, в чем лично вы видите проблему с кадрами? Как ее можно решить в сегодняшних условиях?

— Человеком движет интерес, и действия его всегда мотивированы. А интерес заключается не в понимании основ той или иной специальности, а в удовлетворении элементарных жизненных потребностей. Это еще до Маркса было известно, но он четко все сформулировал в своей теории — одежда, еда и жилье. Если эти три основополагающие элементы присутствуют, человек будет работать. У нас же все на сегодняшний день упирается в заработную плату. Если сравнивать, в сфере IT-технологий, например, получают 2,5 — 3 тысячи долларов, а молодой специалист в сельском хозяйстве в лучшем случае 150 долларов в эквиваленте. Отрасль сельского хозяйства по отношению к другим сегодня находится на одном из последних мест по уровню заработной платы. Продукция промышленности растет в цене более значительными темпами, чем поднимается стоимость продукции сельского хозяйства. И если брать сырье, топливо, запчасти, сельхозпродукция получается дорогой. Реализовывать ее надо по социально-обоснованным ценам, поэтому реальное производство практически не имеет прибыли. Нет возможности развиваться, поднимать заработную плату. И молодой человек это знает. Он, в отличие от того, каким был 20-30 лет назад, живет теперь в другом информационном поле. Он знает, где и как можно заработать.

— Но ведь есть примеры успешной деятельности некоторых фермерских хозяйств. Возможно, будущее сельского хозяйства именно за частной собственностью?

— К сожалению, мы с вами на это повлиять не можем. У нас в основном общественная форма производства в сельском хозяйстве, большая часть хозяйств находится в коммунальной форме имущества. По сути, это бывшие советские хозяйства. Нужно постепенно их реформировать. Если мы хотим получить достойные сельхозпредприятия, должны в это вкладывать деньги. Нужен капитал, и очень большой, чтобы переоснастить производство, чтобы были новые технологии, чтобы заинтересовать людей. А как это сделать, если кредиты под 18-20%? Они неподъемные.

— Как вы относитесь к тому, что в стране много аграрных высших учебных заведений, не говоря уже о колледже, а кадров не хватает.

— Действительно, учреждений много, вот это и плохо, так как региональные интересы привели к тому, что мы распылились в подготовке кадров и уровень получился очень низкий. Сегодня, если в столичный вуз абитуриент не поступил, он идет в аграрный, где недобор. Это же не запрещается. Молодые люди заполняют свободные места, чтобы потом кое-как просуществовать пять лет, получить диплом и — не работать. А был бы один вуз, и конкурс был бы. Когда я поступал в Белорусскую сельскохозяйственную академию на факультет механизации, на одно место претендовали четыре человека, а до меня, говорят, и все 8-9. Мы поступали мотивировано, готовились специально. А сегодня такого нет. Нужно немедленно подключить социологов, чтобы они сказали, сколько среди студентов аграрных вузов мотивированного контингента. Сегодня наши кадры работают и в МЧС, и в милиции, только не в сельском хозяйстве. Там регламентированы и зарплата, и рабочий день. А в сельском хозяйстве пришел на работу — и можешь «зависнуть» на сутки.

Еще одна проблема, о которой сегодня нужно говорить, это неправильная пропорция между кадрами с высшим и средним специальным образованием и кадрами массовых профессий. В Англии, например, 16% работников имеют высшее образование, остальные — кадры массовых профессий. В Южной Корее тоже. А у нас кадров массовых профессий всего 24%, остальные — с высшим образованием. Надо немедленно понижать их число, поскольку 50% из них не работают по специальности.

— Министерство образования решило на базе отдельных школ организовать агроклассы. Насколько это спасет положение?

— Это очень правильный шаг. Надо будущему аграрнику давать зачатки новых технологий, основ сельского хозяйства. И в аграрных классах нужно говорить не только об этом, необходимо и философскую составляющую добавить, чтобы дети понимали, насколько это важно. А вот с тем, что такой выпускник сможет идти в аграрный вуз без экзаменов, не согласен. Какие-то экзамены должны быть, чтобы человек чувствовал, что должен готовиться.

— Сегодня повсюду внедряются инновационные технологии, и сельское хозяйство не исключение. Есть ли проблемы в привитиие инновационного мышления сегодняшним работникам АПК?

— Сложности, действительно, есть. Технологии развиваются очень быстрыми темпами, и молодому специалисту нужно постоянно находится в стадии обучения. Здесь даже с рабочей специальностью нужно иметь высокий уровень знаний. Поэтому тема дополнительного образования специалистов существует повсюду. Вопрос вот в чем. Можно пригласить на учебу и что-то рассказывать. Но китайская парадигма образования звучит таким образом: расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне это сделать, и это останется со мной навсегда. Там, где дело касается повышения квалификации, нужна практическая отработка новых приемов и технологий. Необходимо, чтобы лекционный курс составлял 20-30% от общего объема часов, остальное должно быть практикой работы на новой технике, с новыми препаратами. На Западе давно пользуются тренажерами-симуляторами, слушатель садится за компьютер и начинает управлять. Таким образом человек отрабатывает владение функциями. У нас ни одно предприятие в стране не делает таких тренажеров.

— А может ли наше сельское хозяйство само зарабатывать, без помощи государства?

— Китайцы говорят, если у вас нечем кормить собаку, отпустите ее. Сельское хозяйство было и будет столько, сколько будет существовать человечество. И мамонта человек убивал, объединяясь в большие группы, потому что есть хотел. Нет альтернативы сельскому хозяйству. Обратите внимание на наш Столинский район. Там уже все сегодня люди как муравьи сидят в теплицах, а через несколько недель будут продавать огурцы и клубнику. Значит, можно заработать. Есть в сельском хозяйстве сферы приложения, которые пользуются спросом. Но для этого должна быть личная свобода, чтобы можно было принимать решение.

Оксана Огородникова, председатель Горецкого райсовета депутатов:

— Кадры для АПК готовятся в районе еще на школьном уровне, чтобы дети подходили к этому сознательно. На базе школ организовано обучение по профилю «тракторное дело», чтобы молодежь имела возможность освоить рабочую профессию еще до того, как начнет взрослую жизнь. В четырех школах организованы сельские классы, где во время факультативных занятий обсуждаются темы сельскохозяйственной тематики. На базе горецкой средней школы №2 работает малая академия, которая держит тесные связи с Белорусской сельскохозяйственной академией. Там ведется углубленное изучение химии и биологии, предметов, необходимых для ветеринарного дела.

Нам, депутатам, по роду своей деятельности приходится постоянно заниматься кадрами. Наша комиссия по содействию занятости работает с населением очень тесно, объясняем, направляем на предприятия и в сельскохозяйственные организации, на переобучение. Только за январь в районе было трудоустроено 60 человек. Почти в два раза выросло количество желающих быть самозанятыми: кто-то оказывает услуги населению по колке дров, кто-то стрижет собак. Но здесь не столько заслуга комиссии, сколько государства, которое создало для этой деятельности благоприятные условия.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.