Вы здесь

Маргарита Левчук: Опера — это мое призвание


Она — исполнительница нового поколения, лауреат 12 международных конкурсов, солистка Большого театра оперы и балета, музыкального дома «Классика». Девушка часто гастролирует не только по Беларуси, но и за ее пределами, исполняет арии всемирно известных композиторов. Ее рабочий график расписан по часам, времени для отдыха остается немного. Но для разговора с «Чырвонкай» певица нашла «форточку» в своем расписании.

 


— Марго, есть ли партии, которые вы пока не поете из-за каких-либо обстоятельств?

— Возраст и особенности голоса очень влияют на то, что можно прекрасно исполнять. У меня легкое, светлое звучание голоса — сопрано. Некоторые композиции будут выигрышнее смотреться через лет 10-15, когда голос станет более грубый и насыщенный. Поэтому на этот счет я не волнуюсь.

— Как вы думаете, почему опера часто ассоциируется со скукой?

— «Классическую музыку любят все, просто не все еще об этом знают», — так звучит девиз музыкального дома «Классика», и я с этим согласна. Опера — это искусство. Если раньше люди часто с непониманием относились к ней, то сейчас это направление популярно. Мне нравится приезжать в разные города и видеть удивленные и счастливые лица зрителей. Приятно, когда люди подходят и говорят, что благодаря мне они полюбили или открыли для себя оперу. К тому же, классическое исполнение востребовано. Белорусских солистов часто приглашают выступать во всемирноизвестных театрах, наши вокалисты становятся победителями престижных конкурсов.

— Вы начали заниматься классической музыкой в ​​детстве. Как это произошло?

— Я родилась в деревне Страдечь Брестского района. Помню, как часто собирала вокруг себя местных детей и организовывала концерты, говорила всем, что буду певицей. На каждом празднике родные просили продемонстрировать свои способности. С детства все визуализировала, фантазировала. Приятно, что сейчас это не мечты, а реальность. Когда я решила заняться пением, условий для этого на малой родине было немного — только в местном Доме культуры, где я иногда выступала. На одном из концертов ко мне подошла незнакомая девушка и сказала, что у меня есть талант и что мне нужно обязательно посещать музыкальную школу. Тогда мне было 10 лет, это поздно для начала карьеры певицы. Но мы с родителями рискнули — поехали в Брест, где находилась ближайшая музыкальная школа. Преподаватели отметили мой прекрасный слух, поняли, что я перспективная девочка, и взяли меня. Я получала хорошие оценки, участвовала в различных конкурсах, даже экзамены сдавала экстерном.

— Удавалось ли совмещать музыкальную школу и обычную? Были проблемы с учителями?

— Я все успевала. Никогда не пропускала школьные уроки, и на занятия в хоре спешила с удовольствием. Поездки за 15 километров от дома каждый день не были в тягость. В то время, как остальные школьники отдыхали в воскресенье, приходилось вставать в половине шестого утра и ехать. Рада, что меня поддерживали родители. Мама даже устроилась работать на полставки, чтобы провожать и встречать меня из музыкальной школы.

— Каким вы были подростком?

— Активным: кроме увлечения пением ходила в драматический кружок, была в составе команды КВН. Но все же решила направить свою энергию на музыку. После школы поступила в музыкальный колледж на хоровое дирижирование, по его окончании поняла, что хочу быть солисткой. Подала документы на вокальное отделение в Академию музыки. Для того чтобы хорошо сдать экзамены, ходила на платные подготовительные курсы. Успешно поступила на бесплатное отделение и училась на одни десятки. Это было интересное и сложное время. Каждый день надо было доказывать всем, что чего-то заслуживаю. Я всегда была прилежной ученицей, ловила удовольствие от занятий. Благодаря тому, что пробовала свои силы во многих направлениях, смогла определить, что мне ближе опера. Не представляю, чтобы я занималась чем-то кроме пения, это мое призвание.

— Музыкальный колледж, музыкальный дом, Академия музыки, потом Большой театр оперы и балета. Сложно было попасть в этот коллектив?

— В Оперном театре каждый год организуют прослушивание для вокалистов. Я с первого курса откладывала это дело, считала, что у меня еще не достаточно профессионального опыта. На последнем году обучения в Академии музыки все же решила пойти: надо было исполнить арию царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. В это время я уже работала над ней вместе с дирижером Олегом Лесуном. К моему удивлению, мне отказали, даже не прослушав, сказали, что сопрано не нужен. Когда об этом узнал Олег, он возмутился, ведь я прекрасно пела партию. Дирижер поговорил с руководством Большого театра оперы и балета, вскоре мне назначили встречу, утвердили на роль, да еще и предложили вторую — роль Барбарины в опере Моцарта «Свадьба Фигаро».

— Вы помните свое первое публичное выступление перед большой аудиторией? Какие были ощущения?

— Это было пять лет назад. Музыкальный дом «Классика» организовывал концерт «Классика у Ратуши», на площади собралось десять тысяч человек — это вызвало страх. Я понимала, что не должна реагировать на внешние раздражители. Как только взяла первую ноту, волнение ушло. Оркестр, дирижер, публика — все было идеально. Я чувствовала бешеную энергетику, но такое бывает не часто. Я очень требовательна к себе и другим.

— На сцене и в жизни вы...?

— Дерзкая и смелая. Я боец, привыкла работать в полную силу. К тому же, я Овен! Не терплю лжи, несправедливости, всегда отстаиваю свою позицию. Пройдя через трудности, могу с уверенностью сказать: они сделали меня сильнее. Комфортные условия для развития не дали бы мне таких результатов, какие я сейчас имею. Жизнь всегда расставляет все по своим местам.

— Вы — финалистка телепроекта «Большая опера» 2017 года. Расскажите об этом опыте.

— «Большая опера» — мечта для многих вокалистов. Это единственное шоу для оперных певцов, поэтому все очень хотят в нем участвовать. Когда в Большой театр пришло приглашение от организаторов конкурса, мне предложили отправить заявку. Тогда на российский канал «Культура» пришло 900 писем от желающих. Из них отобрали 36 выступающих, и только десять дошли до эфира. В то время я много репетировала и у меня сел голос. Пришлось ехать на кастинг в таком состоянии. Решила, что главное — позитивный настрой. Я понравилась судьям и стала участницей проекта, а после дошла до финала. После окончания конкурса меня стали узнавать. С другими выступающими мы до сих пор в хороших отношениях, считаем друг друга семьей, часто встречаемся. Здорово, что у всех, кто участвовал в «Большой опере», график расписан поминутно, без работы никто не остался.

— В 2016 году вы снялись в российском фильме «Ангел-спаситель» в роли певицы Элен. Что труднее: петь на сцене или находится в кадре?

— В кино царит другая атмосфера, чем на концертах. К съемкам готовишься целый день, делаешь грим по нескольку часов. Одна репетиция, вторая, третья... не успеваешь поесть. К выступлению я готовлюсь максимум час и сил на это трачу меньше.

— В прошлом году у вас состоялся первый сольный концерт. Вы долго к нему шли?

— Честно говоря, я не мечтала о нем, меня поставили перед фактом, что он будет. Дело в том, что после моих выступлений многие зрители спрашивали, когда же состоится сольник Маргариты Левчук. Дирижер Андрей Галанов и мой продюсер Александр Чаховский за небольшой промежуток времени все организовали. Мне было приятно узнать, что билеты на концерт были быстро распроданы по всей Беларуси.

— Для оперных певцов важно иметь хорошую физическую подготовку?

— Главное, не запускать себя, потому что зрители хотят видеть перед собой красивого ухоженного артиста. Оперным певцам нельзя качать пресс, потому что должен быть свободный мягкий живот, чтобы набирать воздух. Остальное разрешается.

— В вашем профиле «ВКонтакте» стоит интересный статус: «Уважайте мою тишину». В этом есть определенный посыл для ваших фолловеров?

— Смысл этой фразы имеет для меня большое значение. У меня и так много музыки в жизни, поэтому дома люблю тишину: сплю в бирушах, не терплю, когда беспокоят без веской причины. Многие мужчины, например, думают: если она не выставляет фотографии со своим парнем, значит, у нее его нет. Это не так! Я красивая девушка, и в депрессии не нахожусь. Не люблю растрачивать свою энергию, мне не нужно лишних отношений. В свободное время я похожа на кота: сплю, ем, иногда гуляю. Знаю, что когда вернусь домой, надо будет выучить три оперы до июня. Поэтому сейчас позволяю себе релакс.

— Какой профессиональный совет будет полезен для начинающих певцов?

— «Не увлекайтесь нюансами, пойте голосом». Эту фразу я услышала от своей преподавательницы по вокалу. Сначала было сложно понять, о чем речь, но со временем все осознала. Не надо быть чересчур чувственным на сцене, пытаться доказать всем, что ты понимаешь смысл того, о чем поешь. Из-за этого голос часто остается «за кадром», а так быть не должно. Я сама борюсь с эмоциональностью, учусь вовремя включать «холодную» голову. В опере «Ромео и Джульетта», где я играю роль Джульетты, мой партнер — испанец. В пятом акте постановки его всегда захлестывают эмоции, и он плачет. Для артистов хорошо, когда плачут зрители, а не мы. Поэтому для себя я поняла: на сцене я спокойна, когда «умираю», так же и «воскрешаю», не «ношу с собой» роль домой.

И еще один совет, который пригодится не только певцам: относитесь ко всему спокойно. Не плачьте из-за одной неудачи и не слишком радуйтесь победам. Сегодня мы можем быть известны и богаты, а завтра остаться ни с чем. Надо работать и никогда не расслабляться. Я человек, который живет одним днем. Конечно, ставлю перед собой определенные цели, но не глобальные. Иду к ним постепенно, чтобы не расстраиваться из-за надуманных результатов.

Дарья ШЛАПАКОВА, студентка IV-го курса факультета журналистики БГУ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.