Вы здесь

Ректор БГПУ: Все начинается с учителя


Ректор БГПУ о важности правильного выбора, профессионализме и готовности учиться у детей.

«Утром вы решили выпить чашечку кофе. Отпили от него одну шестую часть и долили молоко. Затем вы выпили одну третью часть кофе уже с молоком и снова его долили. Выпили половину чашечки и долили молоко. А затем выпили всю чашечку полностью. А теперь подумайте, чего вы выпили больше: кофе или молока?» — спросил у своих гостей ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр ЖУК. На днях в ведущем педагогическом вузе страны состоялась встреча его руководителя с выпускниками профильных педагогических классов. У последних была уникальная возможность получить ответы на самые актуальные для себя вопросы, так сказать, из первых рук.

Мероприятие такого формата прошло в БГПУ впервые. С инициативой проведения открытого разговора с ректором выступили сами учащиеся. Свои вопросы они отправляли на сайт «Педагогические классы», а на встречу в университет были приглашены 30 авторов самых интересных из них представители школ и гимназий из всех регионов страны и Минска. Задавали ректору и вопросы личного плана...


Математикам все под силу

«Вы закончили БГУ по специальности «математика». Как жизнь связала вас с педагогикой и образованием? Стать ректором было вашей мечтой или целью?» — интересовались гости.

— На механико-математическом факультете было два потока — научно-производственный и научно-педагогический. Я выбрал последний. Некоторое время работал в БГУ преподавателем, потом поступил в аспирантуру пединститута, писал кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики. Затем вернулся в альма-матер. Создавал Лицей БГУ, который в этом году отметит уже свое 30-летие. Это было очень интересное время, когда все делалось с нуля. Не было здания для лицея, учителей, учащихся... Мы начинали с физико-математического профиля. Но затем, когда увидели, что у нас преобладают среди учащихся ребята, стали развивать и гуманитарные профили. И сегодня лицей — многопрофильное успешное учебное заведение, известное на всю страну. Потом я семь лет был ректором Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (ныне — Академия последипломного образования). Защитил докторскую. 13 лет работал первым заместителем министра образования. И вот уже почти пять лет возглавляю БГПУ. Думаю, сложно в школьные годы мечтать стать ректором или заместителем министра, но я уверен, что любые цели достижимы, — подчеркивает Александр Жук. — Надо только работать качественно и ответственно. И сегодня, и завтра будут цениться профессионализм, поэтому, чем бы вы ни занимались, делайте все так, чтобы вам не было стыдно. А если человек слабо подготовлен, то на рабочем месте это очень быстро становится понятным.

Александр Жук рассказал, что «Приорбанк» выделяет десять именных стипендий студентам физико-математического факультета БГПУ. Их выбирают на основе открытого конкурса. Среди критериев — высокая успеваемость, владение английским языком и активное участие в научно-исследовательской работе.

Почему посчастливилось именно будущим математикам и физикам? Председатель правления «Приорбанка» Сергей Костюченко, считает, что героем нашего времени должен быть не банкир, журналист или милиционер, а педагог. Причем учителя математики и физики в наибольшей степени формируют будущую элиту общества.

«Я сам математик и знаю, что именно эта дисциплина развивает мышление, — делится мыслями Александр Жук. — Тот, кто имеет хорошую математическую подготовку, справится с любой задачей в любой сфере. Будущее страны определяется человеческим потенциалом. В Беларуси много делается для того, чтобы учителями становились мотивированные ребята. Футурологи говорят, что в середине XXI века останутся три основных профессии — учитель, врач и айтишник. Но на первом месте все равно стоит учитель, все с него начинается... Недаром перед входом в главный корпус мы установили к 100-летию университета скульптуру, посвященную первой учительнице.

Гости поинтересовались: а почему у нас не готовят педагогов сразу в нескольких образовательных областях, как это происходит в зарубежных странах, где один учитель может преподавать и музыку, и историю, и физическую культуру, и даже математику?

— А вы считаете, что математика и физкультура — дисциплины, которые хорошо сочетаются? — вопросом на вопрос ответил ректор. — На мой взгляд, из математика сделать преподавателя физкультуры можно, а вот наоборот — не всегда. У нас в университете есть сдвоенные специальности «математика, информатика», «физика, информатика», «химия, биология», «биология, география», «белорусский и иностранный язык» и другие. Но они родственные. Думаю, что за четыре года обучения в совершенстве освоить более двух предметных областей будет проблематично. Но студенты, которые хорошо учатся, после второго курса могут получать параллельно еще одну специальность.

«Цифровые ученики»

«А чем отличается сегодняшний студент-первокурсник от студентов десятилетней давности?» — продолжали интересоваться гости.

— Своим погружением в цифровой мир. Мы ощущаем и позитивное, и негативное влияние интернета на молодежь. Темпы развития информационных технологий сильно меняют нашу жизнь. Кто из присутствующих знает, что такое пейджер? — спросил Александр Жук. — Вы уже не успели им воспользоваться, потому что мобильники очень быстро вытеснили пейджеры. В последние годы появились такие понятия, как «цифровой ребенок», «цифровой ученик». Как с ними работать? Мы ставим для себя целью подготовку «цифрового учителя», который бы владел всеми технологиями не хуже своих учеников: не только использовал электронные средства обучения, но и был способен сам их разрабатывать, обновлять, совершенствовать... Думаю, нужно организовать научную тему на уровне страны — исследовать поколение «цифровых детей». Ведь если мы их не понимаем, то как можем учить? Мы имеем дело с поколением, которое думает по-другому и по-другому воспринимает информацию.

Представители цифрового поколения тут же поинтересовались у ректора ведущего педагогического вуза страны, открыт ли он для новых идей? Планируется ли в университете открыть обучение по новым педагогическим профессиям вроде куратора онлайн-платформы, разработчика образовательных траекторий, тьютора, медиатора?

Александр Жук рассказал, что в конце 2017 года на физико-математическом факультете открылся Республиканский ресурсный центр образовательной робототехники. Он будет частью «Педагогического STЕM-парка», который создается в университете. К тому же основы визуального программирования и образовательной робототехники теперь будут изучать не только на физико-математическом факультете БГПУ. Соответствующий курс стали проходить и студенты факультетов начального и дошкольного образования. Также разрабатывается магистерская программа по специальности «образовательная робототехника».

Портфолио — в помощь

И все-таки большинство поступивших вопросов были связаны с выбором будущей специальности, нюансами приемной кампании и перспективами профессиональной самореализации.

 — В прошлом году мы смогли удовлетворить на распределении только половину заявок от работодателей, — сообщил Александр Жук. — Наниматели борются за наших выпускников, лично приезжают на распределение (мы их называем «купцами»), пытаются завлечь будущих педагогов выделением жилья, льготами на проезд в общественном транспорте, льготными кредитами... Показатель закрепления молодых специалистов на первом рабочем месте составляет сейчас 80 процентов, а в некоторых регионах он достигает даже 100 процентов. Учителя будут востребованы всегда. Это профессия со стабильным заработком, гарантированным двухмесячным летним отдыхом и важной социальной миссией.

О том, как проходит собеседование с использованием портфолио, спросил Александр Величко, учащийся Жемчужненской средней школы Барановичского района.

— Да, у нас уже была возможность познакомиться с созданными портфолио, и мы убедились в том, что работа над ними помогает отрефлексировать свою педагогическую деятельность, провести самодиагностику собственных педагогических способностей и сделать осознанный выбор профессии, — констатирует Александр Жук. — Советую всем нашим абитуриентам не стесняться демонстрировать свои достижения! Бояться разговора тоже не стоит. Но нужно быть готовым объяснить, почему вы выбираете педагогическую специальность, продемонстрировать владение понятиями, освоенными на факультативных занятиях по введению в педагогическую профессию, и подкрепить все собственными педагогическими попытками. Портфолио помогает чувствовать себя во время прохождения собеседования гораздо увереннее.

Между прочим, 30 марта пройдет день открытых дверей в БГПУ. Специалисты факультетов, институтов будут отвечать на конкретные вопросы по конкретным специальностям, расскажут о последовательности действий в период приемной кампании, о распространенных ошибках абитуриентов, дадут конкретные советы и рекомендации каждому.

Ректору БГПУ задавали вопросы и в онлайне.

Без случайных людей

Нынешних выпускников педклассов интересовало, а какой выбор сделали их предшественники? Многие ли решили связать свое будущее с педагогикой?

В 2018 году состоялся уже второй их выпуск. В БГПУ прошли собеседование 176 выпускников педклассов, а поступил без сдачи экзаменов на первый курс из них 161 человек. Остальные 15 — не прошли по конкурсу, потому что на некоторых специальностях количество плановых мест не позволяло принять всех выпускников педагогических классов, которые претендовали на поступление.

Еще 62 воспитанника педклассов не воспользовались льготой и поступали по результатам сдачи ЦТ: 47 человек из них на бюджетные места и 15 — на платные. Таким образом, на первом курсе в БГПУ сейчас обучаются 223 студента, которые прошли через профильную подготовку еще в школе. Балл аттестата выпускников педклассов колеблется в пределах от 8,5 до 9,9 балла, 11 из них награждены золотой (серебряной) медалью.

Если посмотреть ситуацию по стране, то из 2210 выпускников профильных педагогических классов на педспециальности пошли около 30 процентов от общего числа.

— Я считаю, что это неплохая цифра. Быть учителем — одна из сложнейших задач, и хорошо, если у старшеклассников еще в школе есть возможность проверить правильность своего выбора, — рассуждает Александр Жук. — Не констатировать на третьем-четвертом курсе, что ты ошибся, а убедиться в своих способностях и склонностях еще во время первых педагогических попыток, совершенных в школе. В педагогике не нужны случайные люди... Суть нашей профессии не просто в трансляции знаний. Это высокая миссия и готовность учиться всю жизнь вместе с детьми и у детей. Это не работа на конвейере, а ежедневная работа с людьми. Мотивация к профессии — это, наверное, самое важное. И педагогические классы — наш фундамент.

Между тем, студенты БГПУ сформулировали 50 причин, почему они любят свой ВУЗ. Среди них были, например, такие: «В университете прекрасная столовая со вкусной едой и дружелюбным кассиром», «Студенты БГПУ живут в лучших общежитиях Минска», «У нас современный бассейн», «Свой современный тренажерный зал», «Выпускники БГПУ становятся известными, как, например, Алесь Мухин», «В вузах бесплатный WiFi»,« В БГПУ студенты чувствуют себя счастливыми»...

В конце открытого разговора Мария Бездольная, ученица столичной средней школы № 54 задала ректору вопрос: «Я учусь в 11-м классе. В школе у ​​меня всегда хорошее настроение. А с каким настроением приходите на работу вы?»

— Для педагога очень важно, с каким настроением он идет к своим воспитанникам, — подчеркнул Аляксадр Жук. — И бодрое настроение руководителя обязательно передается его команде, а это уже половина успеха. Я свою работу очень люблю, поэтому и настроение у меня всегда хорошее. К тому же каждый день начинаю с плавания: в семь часов утра — я в университетском бассейне, а в восемь часов — уже на своем рабочем месте. Поверьте, что здоровый образ жизни и систематические занятия спортом окрыляют. Недаром в университете очень много внимания уделяется этой теме: совместные велопробеги, заплывы, марафоны, в которых участвуют и преподаватели, и студенты, и ученики педклассов (три поколения), стали уже нашей хорошей традицией...

Будь в курсе!

Право поступать на педагогические специальности есть только у тех выпускников педагогических классов, кто имеет по всем предметам в аттестате оценки от 7 до 10 баллов, а по профильным предметам, которые изучаются на повышенном уровне, — не менее 8 баллов. К тому же учащиеся должны получить развернутую характеристику-рекомендацию педагогического совета учреждения образования для поступления.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.  

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.

Спорт

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

Среди 450 счастливчиков, которым доверено нести факел с огнем ІІ  Европейских игр, оказалась наша Дарья Лобажевич.