Вы здесь

В Беларуси появился инструктор по кроссфиту на коляске


Виктор Захарьев утверждает: все ограничения у нас в голове.


В 21 год серьезная травма посадила молодого парня в инвалидную коляску, но это его не сломило, сначала он занимался спортом, чтобы беспрепятственно самостоятельно передвигаться, а потом стал помогать другим колясочникам не забывать о полноценной жизни. Виктор начал участвовать в тренировочных лагерях для инвалидов-колясочников, стал инструктором по плаванию и преподает его в лагерях, сейчас выучился на инструктора по кроссфиту, а летом планирует заниматься развитием экстремальных видов спорта на воде. В марте мужчина побывал в Норвегии, где прошел обучение катанию на лыжах. Подобный опыт он хотел бы перенести и в Беларусь.

Спортом Виктор увлекался с детства и даже мечтал вырасти хоккеистам, в профессиональной команде играл его отец, однако в юности парень забросил хоккей — в моду пришли «качалки».

— А в 21 год в результате пулевого ранения я получил травму, которая заставила сесть в инвалидную коляску, —рассказывает Виктор. — Со спортом я дружу с детства, это помогло восстановиться быстрее, хотя первые два года уже в коляске я занимался очень интенсивно. Потом пришло время определяться, думать, как жить дальше, не дома же сидеть. О том, чтобы запереться в четырех стенах, не было даже и мысли, может быть, повезло, потому что у меня до этого был достаточно большой круг общения, и после травмы я не упал духом. Характер и сила воли в таких ситуациях играют основную роль, — утверждает Виктор.

Тогда молодой человек впервые попал на сборы для колясочников, а через год Захарьев уже сам стал инструктором по тяжелой атлетике на таких же сборах.

— Там помимо различных видов спорта и общей физической подготовки, мы обучаем людей, как правильно ухаживать за собой, ездить на коляске, спускаться по ступенькам. Подобные сборы очень востребованы, так как хорошая физическая форма и владение различными навыками позволяют все делать самому, хотя бы просто передвигаться свободно, а не просить помощи, — рассказывает Виктор. — Мы стараемся сделать так, чтобы и после сборов люди общались, не оставались одни, потому что, как только они замыкаются дома, родственники начинают все подносить, помогать и все занятия идут насмарку. Поэтому на сборах мы постоянно говорим о том, что нельзя останавливаться в своем развитии. К сожалению, такие сборы проходят только раз в год и принять в них участие может ограниченное количество людей, — отмечает Виктор. — Многие инвалиды сидят дома по десять лет, особенно это было в 90-х, когда большинство жили в пятиэтажках и без лифта не могли выбраться на улицу. Получается, если ты сломался и лифта нет, — это приговор. Сейчас люди больше пытаются выходить на улицу.

Дальше — больше. После тяжелой атлетики Виктор Захарьев стал сертифицированным инструктором по плаванию: учит этому как в бассейнах, так и в открытых водоемах.

— К сожалению, желающих заниматься плаванием среди колясочников мало, — отмечает он, — У многих проблемы с шейным отделом, а это в основном люди, получившие травму именно ныряя, поэтому у них панический страх воды. Кто-то стесняется, потому что надо же переодеться, а это дополнительные сложности.

Недавно Виктор прошел обучение на инструктора по кроссфиту, это позволит мужчине тренировать как инвалидов, так и здоровых людей.

— В нашей специфике, конечно, надо разбираться, нагрузка должна зависеть от рода травмы, потому что есть проблемы, начиная с сидячего образа жизни, почек, заканчивая давлением. Заниматься кроссфитом можно в любом спортивном зале, тренажеры для нас практически ничем не отличаются, например, я могу подтягиваться на обычной перекладине, для этого к ней всего лишь нужно приделать небольшие «ушки», с помощью которых я мог бы заскочить. Вообще, главное, чтобы у человека было желание, — отмечает Виктор.

Мужчина рассказывает, что на подобных активных колясочников люди реагируют по-разному.

— Недавно был в Норвегии, обучался там кататься на горных лыжах, на склоне на нас вообще никто не обращал внимания, а вот в Беларуси люди смотрят на инвалидов или удивленными глазами, или бегут помогать сразу вдесятером, что может больше навредить. Часто удивляются, мол, он сам сел в машину? А что тут такого? Конечно, я ее вожу. Живу на втором этаже, ежедневно спускаюсь и поднимаюсь самостоятельно. Раньше даже любил шокировать людей, где-нибудь в баре заскочить по лестнице на второй этаж.

Основная причина, которая ограничивает людей на колясках это боязнь того, что о тебе подумают другие, — отмечает Виктор. Но в мире нас около 9 миллиардов, и разве важно, что подумают конкретно о тебе... Конечно, нашему обществу не хватает нормального обращения с инвалидами, доступности выхода из дома, перемещения, возможности куда-то попасть. Знаете, даже если взять пандусы их появляется все больше, но некоторые установлены под девяносто градусов. К тому же, есть закомплексованные люди, иногда где-то дети могут тыкать пальцем, если мне все равно, то кого-то это оскорбляет. В Европе, например, изначально обычные дети учатся в школе вместе с детьми-колясочниками и поэтому привыкают к тому, что люди могут быть разными.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.