Вы здесь

Репортаж из единственной в Беларуси мастерской профессиональных гитар


Кто бы мог подумать, что любовь к гитаре приведет к такому? Представьте, что вы закончили Санкт-Петербургский университет и специальность ваша – технология корабельного машиностроения. Своими глазами видели, как на большую воду спускают ледокол, и вам бы суда проектировать, но... Однажды вы просыпаетесь с идеей: «Я буду делать гитары по-настоящему целый день, чтобы это была моя профессия». Так, в лихие девяностые увлечение Андрея Кибиня рокерской музыкой не прошло даром – судьба привела в мастерскую.


Сегодня создатель гитар живет в Гродно. Он имеет единственное на всю Беларусь мелкосерийное производство гитар экстра-класса, достойных международной арены. Корреспондент «Звязды» посетила чудо-мастерскую и подсмотрела, как над шестиструнной колдуют золотые руки.

Идеальная елка

В просторном помещении с большими окнами пахнет лесом, свежей древесной стружкой. Здесь делают грифы и корпуса гитар. Здесь же их полируют, красят, сушат и собирают. Андрей Кибинь говорит, что производственная мощность позволяет делать чуть ли не 240 гитар в год, но за объемами он не гонится: за месяц 20 инструментов пока еще не выпускает. Цены колеблются от 500 долларов, цена отдельных моделей поднимается в несколько раз.

«Цена зависит от фурнитуры, породы дерева и того, как долго материал сушился естественным образом. Найти идеальное дерево – миссия выполнимая, но сложная. Например, ель ищу именно кавказскую, и то далеко не каждый кусок подойдет для гитары. Важен серьезный отбор», – объясняет Андрей Кибинь.

И отбор действительно серьезный. Какая порода, где росло дерево, какая там были почва, влажность, перепады температур, сколько лет оно росло и какую толщину накопило – все имеет значение. Когда-то советское производство делало дешевые гитары из березы, но последняя давала бедный звук. А вот клен, кедр, палисандр, орех, красное дерево с гитарами дружат.

По углам в мастерской отлеживаются запасы древесины. Некоторым доскам лежать еще пару-тройку лет. Материал для будущих гитар должен просохнуть. А вот и шестиструнные, которые ждут своей законной очереди на сборку.

От рисования эскизов каркаса до внешней отделки одного инструмента может пройти больше месяца. Здесь работают не только руками, но и головой, особенно ушами. Ведь каждый музыкант хочет что? Идеальный звук – глубокий, густой и певучий, достаточно мощный, сильный, интимный. Струны в мастерской ставят либо из нейлона, либо из железа. Первые дают мажорное звучание, бархат. Вторые – более брутальное.

Белорусская испанка и не только

«Каждая гитара –  результат математических расчетов по разработанной испанцами методике, где база – принципы золотого сечения, – говорит Андрей Кибинь. – Инструмент – это колебательный контур, который имеет струны, две опоры и дерево. Зная пропорции золотого сечения, можно не только спрогнозировать распределение звуковых волн, но даже управлять ими».

Каждая гитара жителя Гродно по форме абсолютно испанская. Это классический академический инструмент. Поэтому музыкальные школы и ансамбли заказывают гитары Андрея Кибиня партиями, часто их покупают родители для своих юных гитаристов-новичков. Конечно, прошли те времена, когда импортную гитару меняли на автомобиль, а гитара ГДРовского производства была апогеем грез любого советского музыканта. Но даже на сегодняшний день с его принципом «пожалуйста, все за ваши деньги» иметь, скажем, европейскую гитару проблематично. Цены такие, будто ее не из Германии авиапочтой доставили, а везли из самой Патагонии на парусной шхуне. В Беларуси Андрей Кибинь единственный создает инструменты надлежащего качества и стабильного количества.

Работа в мастерской не останавливается, кипит.

«Видите, – клея нижнюю деку, говорит Константин Бандурин, коллега Андрея Кибиня, – форма этой гитары будет немного выпуклая, – показывает он, прикладывая линейку. – Это делается, чтобы повысить ее прочность. Здесь работает физический закон, согласно которому прямые поверхности проломить проще куполообразных. Наверное, в школе вам приводили классический пример: цыпленок легко разбивает скорлупу яйца, снаружи же ее разбить сложнее».

«Это светлая гитара из ели?» – спрашиваю.

«Да! – слышу в ответ. – А вот те, – он показывает десяток других, – темнее – из кедра. После покрытия лаком некоторые из них приобретут цвет шоколада с молоком. Кому как повезет»,  улыбается.

В команде Андрея Кибиня три человека, таких же влюбленных в творчество, музыку, гитары. У них есть совместные секреты, которые тщательно хранятся в тайне от других производителей. Все-таки университетов по этому делу не существует. И наработанный собственными руками и собственной инженерной мыслью опыт слишком ценен, чтобы делиться им на «ютубе».

В окружении классических испанских гитар замечаю... цимбалы! Оказывается, география этого инструмента широка: не только Беларусь, Польша, Литва, но и Греция, Турция, даже – представляете! – Дикий Запад. Белорусские же цимбалы оформились в советское время.

«Сегодня в Беларуси нет производства белорусских цимбал. Ведь завод был, но он давно закрылся, а музыканты остались. И периодически они ко мне подходили, спрашивая: «Где же наши цимбалы? Где?» Спрос родил предложение, – говорит Андрей Кибинь. – Оказалось, что это не какой-нибудь ящик со струнами, а серьезный инструмент. Уже восемь лет делаю белорусские цимбалы».

Тест на качество

На инструментах Андрея Кибиня играют такие виртуозы, как Валерий Дидюля и Павел Кухта. С его гитарами музыканты побеждают на конкурсе имени Фраучи. Опробовал гитару белоруса и Томми Эммануэль, мастер уникальной импровизационной техники игры, дважды номинант на «Грэмми». Тогда во время своих минских гастролей австралиец очень высоко оценил инструмент. И американский гитарист-виртуоз Адам Рафферти тоже полюбил испанскую гитару от белоруса Андрея Кибиня. Из зарубежных мэтров на очереди остались разве что Элис Купер или Джон Патитуччи, но еще не вечер.

Участвует гродненец в зарубежных выставках музыкальных инструментов. Например, на франкфуртской ярмарке Musikmesse Frankfurt – важном событии для культурной сферы Германии, куда съезжаются выдающиеся музыкальные мастера со всего мира, а также блогеры, журналисты и, конечно, музыканты. Там Андрей Кибинь представлял Беларусь. И его гитары соседствовали с инструментами производителей с громкими именами Мартина и Тейлора.

«Решиться на участие в такой выставке большой азарт, всегда риск. Если твои гитары не понравятся, об этом честно напишут на весь мир – и отрицательные моменты гарантированы», – уверены в мастерской. Но до сих пор гитары родом из Гродно получали хорошую оценку.

«Без сучка и задоринки, даже с лупой надо постараться найти следы ручной полировки. У человека золотые руки, факт. Либо этот мастер гений, либо он на испанца свою наклейку наклеил», – оценил гитару Андрея Кибиня создатель Lorance Михаил Стрельцов.

Сейчас шлифуют дерево. И среди всего этого стука, бряцанья, шарканья чувствуется особая атмосфера, которая только и может быть в мастерской, где золотые руки месяцами колдуют над испанской гитарой или белорусскими цимбалами. Понятно и то, что инструменты, созданные на механизированном конвейере, не могут быть, как эти, живыми.

«Крутые брутальные рокеры имеют традицию. После концерта они разбивают гитару о сцену. Не варварство ли это? Что вы им скажете?» – спрашиваю.

Видите, какое дело... Крутые рокеры разбивают заменяемые дешевые гитары. И вот это уже варварство, обман. Надо разбивать те, на которых играют, любимые, – смеется Андрей Кибинь, а затем добавляет: – Я скажу: разбивайте, сжигайте, уничтожайте – и приходите за новыми гитарами!»

Маргарита САДОВСКАЯ

Фото БелТА

Выбор редакции

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.  

Спорт

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя — настоящий боец, а еще — заботливая мать и жена. И просто трудолюбивый человек, который не знает преград.