Вы здесь

Как 5-я армия 3-го Белорусского фронта освобождала страну


Одним из самых талантливых советских военачальников Второй мировой войны был дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов.


16-летним юношей в 1919 году он вступил в Красную Армию. Потом Николай Крылов командовал взводом, ротой, батальоном. Он сражался на Южном фронте и в Закавказье, штурмовал Спасск, брал Владивосток. В годы Великой Отечественной войны с 1941 года Н. И. Крылов в качестве начальника оперативного отдела штаба, начальника штаба Приморской армии, легендарной 62-й армии, командарма-21, командарма-5 воевал на Южном, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском, Юго-Западном, Западном, 3-м Белорусском фронтах. Он был участником обороны Одессы, Севастополя, Сталинградской битвы, Смоленской, Белорусской и Восточно-Прусской операций.

Автор этих строк акцентирует внимание читателей на роли 5-й армии и ее командующего Николая Крылова в освобождении Беларуси и особенно в проведении операции «Багратион», Витебско-Оршанской наступательной операции.

Как освобождали Богушевск

С октября 1943 года Н. И. Крылов стал командующим 5-й армии Западного фронта, который в апреле 1944 года переименовали в 3-й Белорусский фронт. В состав этой армии входили 72-й и 65-й стрелковые корпуса в составе шести дивизий, 153-я и 2-я гвардейская танковые бригады. Уже в первые дни Белорусской наступательной операции 5-я армия была на передовых позициях.

Развивая наступление, 23 июня 1944 года войска 5-й армии подошли к реке Лучеса. Но тут враг, умело используя высокий берег реки, сильным огнем прижал к земле батальон капитана Луева. Но наши бойцы нашли брод немного на юг и неожиданно нанесли удар, уничтожив немецкую часть и заняв на западном берегу Лучесы плацдарм. Точно так же получилось и в другом месте, где передовой подвижной отряд 854-го стрелкового полка, неотступно преследуя отходящего врага, сходу захватил возведенный немецкими солдатами мост, занял на западном берегу Лучесы населенный пункт Заречье, прикрыв переправу главных сил дивизии.

Командующий 5-й армией генерал-лейтенант Николай Крылов, управляя битвой со своего передового наблюдательного пункта, каждую минуту был в курсе боевых событий. Там, где приходилось тяжело, командарм помогал артиллерией, авиацией и инженерными средствами.

В середине дня 24 июня 1944 года 315-я и 144-я стрелковые дивизии, преодолевая сопротивление врага, плотно подошли к Богушевску, преобразованного немецким командованием в сильный узел обороны, прикрытый тремя линиями траншей, проволочными и минными заграждениями. Кроме того, на дорогах, которые проходили среди болот, через каждые 100—150 метров стояли дерево-земляные брустверы или бункера, которые прикрывали штурмовые орудия. В самом городе почти на каждом шагу в руинах были оборудованы огневые точки.

Вот что вспоминал об освобождении Богушевска 25 июня 1944 года сам Николай Иванович в статье «На главном направлении»:

«Но как бы сильно ни был укреплен Богушевск, все же его надо было освобождать, и освобождать немедленно. Он являлся ключевым опорным пунктом в обороне врага на направлении главного удара армии и 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Своим выгодным расположением он прочно прикрывал междуозерье Кичино — Серокоротня, направленное на Сенно.

Я приказал мощным артиллерийским огнем и ударами авиации, а затем силами двух стрелковых дивизий, усиленных танками, атаковать этот опорный пункт врага — Богушевск...

Затем при поддержке артиллерии и авиации 3-го штурмового авиакорпуса войска армии двинулись на штурм Богушевска. 215-я стрелковая дивизия совместно с 153-й танковой бригадой двумя полками наносила удар из района Бугая на северную окраину Богушевска; 144-я стрелковая дивизия и 2-я гвардейская танковая бригада наступали на Богушевск с востока и юго-востока. В битве за Богушевск воины этих частей и соединений проявили исключительную смелость и отвагу. И там, где противник оказывал сопротивление, смелая пехота, ворвавшись в расположение врага, уничтожала его огнем и гранатой в рукопашной схватке. От пехоты не отступали и расчеты противотанковых орудий. Бой в Богушевске длился почти всю ночь. Только к трем часам утра город был полностью очищен от неприятеля. Было захвачено много пленных и трофеев, в том числе два эшелона питания, что направлялись в Германию».

Не пустить фашистов на Витебск

К 26 июня войска 5-й армии продвинулись вперед на 110-115 км и вышли к рекам Ула и Усвейка. В то же время утром этого дня группа немецких солдат и офицеров во главе с командиром 206-й пехотной дивизии генералом Хиттером прорвалась на Замошенье, в 20 км к юго-западу от Витебска, а вторая не менее сильная группа из остатков 4-й авиаполевой, 197 -й и 246-й пехотных дивизий врага ударила в направлении промежутка между озерами Соро и Боровно, думая здесь прорваться на Лепель.

Через много лет командир 72-го корпуса генерал Казарцав, который в то время находился на наблюдательном пункте в Чашниках, вспоминал:

«В 10.50 26 июня получил по радио следующий приказ командарма-5 (Н. И. Крылова): «63-ю стрелковую дивизию с 153-й танковой бригадой и полком самоходно-артиллерийских установок-152 немедленно направить по маршруту Мелешки, совхоз Ходцы и занять полосу обороны на фронте Задорожья, Быкова с задачей не подпускать группу противника, которая прорвалась в направлении Витебска, и контратаками уничтожить ее. Остальные дивизии двигать по ранее заданному маршруту до Березины».

Генерал Казарцев повернул полк второго эшелона 63-й стрелковой дивизии, образно говоря, по команде «кругом!». Часть его посадил на автомашины и перекатами направил к совхозу «Ходцы» (29 км к юго-западу от Витебска), где надежно прикрыл трехкилометровый промежуток между озерами Соро и Боровно.

В это время основные силы 63-й стрелковой дивизии, передав свою полосу 277-й стрелковой дивизии, совершили 80-километровый марш и к исходу 26 июня вышли к частей их укрепления в район Замошенья (19 км юго-западнее Витебска). Здесь они вступили в жестокий бой с группами немецких солдат и офицеров, которые рвались на юг.

28 июня 1944 года части 5-й армии близко подошли к реке Березине. Добивать остатки частей витебской группировки противника, окруженных в лесах между Чашниками и озером Лукамль, Николай Крылов поручил 159-й и 215-й стрелковым дивизиям, которым активно помогали партизаны бригады имени Заслонова.

Именно в тот памятный день, 28 июня, за военный талант, командирское мастерство, проявленные при освобождении Беларуси во время операции «Багратион», командующему 5-й армией генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Крылову было присвоено звание генерал-полковника.

Борисов, Будслав, Вилейка, Сморгонь...

Очень важно, что 5-я армия 3-го Белорусского фронта первой форсировала реку Березину и участвовала в освобождении города Борисова. И снова с самой лучшей стороны проявил себя батальон капитана Луева, который постоянно опирался на разведчиков партизанской бригады «Железняк». Бесшумно форсировав Березину, бойцы ударили по врагу, уничтожив два пулеметных расчета, захватив шоссейный мост. За батальоном капитана Луева ночью переправились остальные батальоны полка.

В последний день июня 1944 года части 5-й армии перерезали шоссе Бегомль — Минск. В течение 1 и 2 июля 1944 года войска 5-й армии продвинулись на 50-60 км. К исходу 2 июля части 72-го стрелкового корпуса, освободив Парафьяново и Будслав, перерезали на этом участке железной дороги Полоцк — Вилейка, а левофланговый передовой отряд корпуса занял важный узел шоссейных дорог — Долгиново.

2 июля войска 5-й армии во главе с Н. И. Крыловым нанесли удар по Вилейке. Натиск был настолько сильным, что ни один немецкий оккупант не вышел из города. В середине дня с ходу захватили переправы через Вилию. В этот же день переправились через нее и вечером завязали бой за Сморгонь.

За умелое и выдающееся командование войсками в Белорусской наступательной и Восточно-Прусской операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Н. И. Крылову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В наградном листе о присвоении Николаю Ивановичу этого высокого звания командующий войсками 3-го Белорусского фронта генерал армии Иван Черняховский писал:

«Проведенные 5-й армией операции по своему размаху, решительности действий, темпам движения, умелым маневрам на поле боя и результатам являются поучительными операциями в современной войне».

* * *

После победы над Германией 5-я армия в полном составе была переброшена на Дальний Восток и включена в состав Дальневосточного фронта. За успешный разгром противостоящих группировок Квантунской армии Н. И. Крылов 8 сентября 1945 года был второй раз удостоен звания Героя Советского Союза.

С октября 1945 года Николай Иванович занимал очень ответственные военные должности. В 1962 году ему было присвоено звание Маршала Советского Союза. В марте 1963-го Н. И. Крылов был назначен Главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения СССР — заместителем министра обороны СССР.

Среди наград Н. И. Крылова были полководческие ордена Суворова первой степени и Кутузова первой степени, четыре ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Октябрьской революции, множество медалей, 8 орденов и медалей зарубежных стран.

Николая Ивановича не стало 9 февраля 1972 года — на 70-м году жизни.

Таким образом, с именем этого человека связано освобождение многих городов и населенных пунктов Беларуси, в том числе Богушевска, Витебска, Борисова, Бегомля, Будслава, Долгиново, Вилейки, Сморгони.

К сожалению, имя этого человека в Беларуси никак не увековечено. Даже в шеститомной «Энциклопедии истории Беларуси» нет хотя бы краткой биографической справки о нем. Но исправить нелепость никогда не поздно. Особенно в этом году, когда празднуем 75-летие освобождения, к которому Николай Крылов имел самое непосредственное отношение.

Эммануил Иоффе, доктор исторических наук

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.