Вы здесь

Быть ближе к людям — найти с ними общий язык


Кому нужны специалисты по коммуникации.

Разработка собственного сайта и присутствие в социальных сетях, внедрение и использование новых технологий для того, чтобы подробно рассказать как можно большему кругу людей о своей деятельности — это не модное направление, а жизненная необходимость и условие движения вперед. Важность социальной коммуникации в современном мире, и в частности в средствах массовой информации, обсудили в Минске журналисты, преподаватели БГУ и РR-специалисты различных организаций на круглом столе «Средства коммуникации в современном медийном пространстве».


Кафедра социальной коммуникации открылась на факультете философии и социальных наук БГУ в 1999 году, напомнила ее нынешняя заведующая Ирина Калачева. Но на тот момент даже преподаватели не могли представить, насколько востребованными будут их выпускники. Сначала специалистов готовили исключительно для рекламных и маркетинговых агентств, потом — для коммерческих структур, особенно зарубежных, которые пришли в Беларусь и нуждались в продвижении своих товаров и услуг на нашем рынке, и, наконец, острую необходимость в них почувствовал некоммерческий сектор и государственные организации — учреждения культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания и др.

«На самом деле, еще задолго до возникновения кафедры и самого факультета у нас в Беларуси проводилось масштабное и очень интересное социологическое исследование, — рассказывает доцент кафедры социальной коммуникации Надежда Ефимова. — Крупнейшее в СССР исследование получило в народе название «Таганрогский проект» и изучало на примере этого города все информационные потоки, которые существуют в крупном промышленном центре, движение информации как от газет и руководящих учреждений к аудитории, так и от аудитории вверх. Исследование длилось почти семь лет, и благодаря ему был получен уникальный опыт изучения массовой коммуникации. В разных советских республиках были созданы первые центры по изучению СМИ и общественного мнения — в Москве и Ленинграде, в Тарту и Таллинне... А в 1979 году по приказу ЦК партии уже на этом опыте большая группа социологов исследовала эффективность системы белорусских СМИ — телевидения, радио, газет республиканского уровня, их аудиторию и влияние на нее».

Этот опыт востребован и сегодня, когда основные информационные потоки — и СМИ, и маркетинг, и личные данные — идут через интернет. Изобретенные советскими исследователями методы не менее эффективно работают в современном информационном пространстве: в социальных сетях так же проходят опросы, выделяются лидеры мнений, налаживается обратная связь с предприятиями и организациями.

Как это работает на практике, рассказала подполковник МЧС, руководитель сектора сопровождения информационными ресурсами Центра исследований в области безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью МЧС Беларуси Анастасия Клебан:

— Без современных каналов коммуникации, по большому счету, мы не могли бы достичь своей главной цели — повысить культуру безопасности общества. Поэтому, видимо, Министерство по чрезвычайным ситуациям стало первым из государственных ведомств, последовавшим в интернет, представило свой сайт и начало активно налаживать связь с аудиторией. На сегодня мы представлены практически во всех социальных сетях, от «ВКонтакте» и «Одноклассников» до «Твиттера», «Инстаграма» и такой пока экзотической для нашей страны платформы, как ЯндексДзен. Разумеется, все эти каналы требуют работы различных специалистов, которые умеют работать и с контентом, и с определенной аудиторией — от подростков и молодежи во «ВКонтакте» до более взрослых людей, которые преимущественно общаются через «Одноклассники». И уже достаточно часто есть случаи, когда к нам через соцсети обращаются люди: как поступить в той или иной чрезвычайной ситуации, куда обратиться и т д. Мы понимаем, что без современных технологий уже сложно представить жизнь, поэтому в прошлом году запустили свою мобильную программу « МЧС Беларуси: помощь рядом» (с ее помощью можно быстро дозвониться до спасателей в экстренных случаях, посмотреть интерактивную карту неблагоприятных явлений, получить аудиоподсказки по оказанию первой помощи, а подростки, например, проходят тесты по безопасному поведению в различных обстоятельствах — если человек заблудился в лесу, разбил градусник, попал в ДТП. — Авт.), и на сегодня у нее уже более 140 тысяч установок.

Таким образом, социальная коммуникация — очень широкое направление, востребованное далеко не только в рекламе и маркетинге, который развивается, пожалуй, не менее стремительно, чем IТ-технологии. Не удивительно, что конкурс на «инфокомовские» специальности, по крайней мере в БГУ, традиционно высокий, а востребованность специалистов на рынке практически 100%. Но это не значит, что всем нужно положить дипломы на стол и срочно идти переучиваться, — просто необходимо понимать, что взаимодействие с аудиторией через все возможные средства связи, формирование положительного имиджа любого предприятия, компании, государственной организации от райисполкома до министерства сегодня становятся все более важными. «С учетом кризиса перепроизводства главное не произвести продукт, материальный или интеллектуальный, а донести его до потребителя, — полагает директор — главный редактор Издательского дома «Звязда» Павел Сухоруков. — И тут я не противопоставлял бы коммерческие организации и государственные — и те, и другие нуждаются в специалистах по коммуникации, маркетологах, чтобы не бежать за паровозом, а идти в ногу со временем и повышать профессиональные компетенции своих сотрудников на всех уровнях».

Виктория ЗАХАРОВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.