Вы здесь

Легко ли быть молодым директором школы?


Успех учреждения образования — заслуга педколлектива, а неудача — ошибка ее руководителя.

«Что я почувствовал, когда мне предложили возглавить учреждение образования, описать трудно. С чего начать и как? Я реально смотрел на вещи и понимал, что это большая ответственность перед учениками, родителями, коллегами. А смогу ли я управлять? Сумею ли повести за собой коллектив? — поделился своими мыслями и сомнениями директор Литвянского учебно-педагогического комплекса детский сад — базовая школа Узденского района Анатолий АТРАХОВИЧ. — Первые дни управленческой деятельности помогли мне понять, что управлять — не только очень ответственно, но и интересно. Быть директором — значит, много работать, работать над собой, находить подходы к ученикам, родителям, педагогам. Руководитель в современных условиях должен быть натурой, способной преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения проблем, стоящих перед учреждением».


Пять финалистов конкурса «Молодой директор»: Александр Борейко, Людмила Повхлеб, Елена Буценко, Елена Власихина и Станислав Войнич.

Анатолий Атрахович и еще 22 руководителя-«новобранца», имеющие стаж работы на руководящей должности до пяти лет, стали участниками конкурса «Молодой директор», который был организован на Минщине среди руководителей учреждений общего среднего образования главным управлением по образованию Минского облисполкома, Минским областным институтом развития образования и областным комитетом Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Не сесть на рифы

Среди участников областного конкурса «Молодой директор» пятеро имели стаж управленческой деятельности до одного года (во внимание берется именно стаж, а не возраст. — Авт.). 17 директоров работающих в сельской местности, шестеро представляют учебно-педагогические комплексы, двое возглавляют гимназии. А мужчин-руководителей было аж семь человек! Для образования, которое стало практически женской отраслью, это очень позитивная тенденция.

Всех конкурсантов ждали два заочных испытания: они должны были представить на суд жюри программу развития своего учреждения образования и видеокейс «Я директор». Последние были размещены на сайте Минского областного института развития образования, и каждый заинтересованный мог проголосовать за видеокейс, который ему понравился. Участие в онлайн-голосовании приняло около 27 тысяч человек, а победителем в этой номинации стала директор Сенницкой средней школы имени Янки Купалы Минского района Елена БУЦЕНКО. «Время требует новых подходов к управлению школой, — уверена она. — Для меня моя работа давно перестала быть просто работой, она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. «Каждому делу — кусочек сердца» — это мой девиз. Как и у любого человека, у меня есть и слабые стороны: не все всегда получается или получается не с первого раза. Я очень ранимая и не умею отдыхать. Современная женщина-руководитель — это и мать, и заботливая няня, и хозяйка, и менеджер, и юрист, и просто усердный работник с плотным графиком. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу точно провести границу, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, ведущая к успеху молодого директора учреждения образования...»

Елена БУЦЕНКО: "Современная женщина-руководитель — это и мать, и заботливая няня, и хозяйка, и менеджер, и юрист, и просто усердный работник с плотным рабочим графиком".

«Чтобы дойти до цели — нужно идти», — считает директор Лебедевской средней школы Молодечненского района Александр БОРЕЙКО. В своей деятельности на посту главы он придерживается принципа «Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист — возможности в каждой трудности». «Управлять школьным коллективом — задача непростая, — констатирует он. — Задача-минимум — не сесть на рифы и ненароком не угодить на мины. Руководитель должен предвидеть последствия принимаемых им решений, никогда не опускать руки и уметь выходить из сложного положения».

«Я директор. На первый взгляд, звучит как-то пафосно. Но что за этим стоит? Я организатор образовательного процесса, коллега, администратор, психолог, работодатель, а еще инспектор по технике безопасности, строитель... На самом деле, сегодня сложно понять, кто же я?» — а это уже видеокейс директора средней школы № 3 города Марьина Горка Пуховичского района Елены ВЛАСИХИНОЙ. — Стараюсь никогда не становиться в позу начальника, так как разница между подчиненным и руководителем только в мере ответственности, а во всем остальном мы одинаковы и делаем общее дело...»

В ходе заседания клуба директоров.

Доброе слово или премия?

Очные конкурсные испытания растянулись для конкурсантов на два дня. В первый их ждало тестирование, которое определяло уровень научно-методической и психолого-педагогической подготовки руководителей. Затем состоялось заседание клуба директоров, где перед членами жюри конкурсанты обсуждали актуальные проблемы развития современного образования. Всех участников разделили на группы по четыре человека. Каждая вытаскивала бумажку с темой, которую руководители должны были обсудить. Одним из критериев оценки являлось умение включиться в дискуссию. А вопросы попадались не из легких, например: что думают молодые директора о мотивации и стимулировании в управлении? Особенно с учетом того, что материальные ресурсы для поощрения ограничены... Выяснилось, что для кого-то из педагогов доброе слово и благодарность, сказанные вовремя, бывают гораздо дороже премии. И даже внутришкольный вайбер, где педагоги делятся всеми своими успехами, тоже отличный ресурс для повышения самооценки педагогов. А могут ли управленческие решения обсуждаться или они должны сразу выполняться? Как руководителю восполнить дефицит веры в себя? И когда той самой веры в свои силы больше: в начале или в конце учебного года? Оксана КОНОПЕЛЬКО, директор Червеньской средней школы № 4, высказала мнение, что эффективным средством могут стать контакты с позитивными людьми, так как их уверенность передается и другим. А вообще надо ставить высокие цели: чем больше цель, тем проще в нее попасть...

Что первично: любовь к детям или профессионализм? «Как, не имея любви, можно работать с детьми? Я считаю, что профессионализм — это надстройка над базой, ему можно научиться, он приходит с опытом, но в основе должна лежать любовь», — уверен Анатолий Атрахович. «Даже обладая самыми современными технологиями, без любви к детям стать настоящим учителем невозможно», — поддерживает коллегу директор Ванелевичской средней школы Копыльского района Сергей МЕЛЕШКО.

Последней группе досталась ну очень замысловатая тема: «Управленческие и педагогические требования и противоречивости».

«Когда я пришел на должность руководителя, то допустил большую ошибку — решил построить систему по-новому, не соблюдая старые традиции. Молодой, кровь кипит... Хорошо, что быстро опомнился и понял, что ни в коем случае нельзя нарушать традиции, просто к ним нужно добавлять что-то свое, — честно признался директор Аталезского учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа Столбцовского района Станислав ВОЙНИЧ . — Здесь шашкой махать нельзя, так как работаешь с людьми...» Надо заметить, что Станиславу Войничу всего 27 лет. На момент, когда ему поступило предложение возглавить учреждение образования, он совмещал работу учителя истории и заместителя директора по воспитательной работе. А когда директор ушла в декретный отпуск, перед ним открылись новые горизонты, которые требовали совершенно другого уровня знаний, компетенций и ответственности... Сначала работал исполняющим обязанности руководителя, а с сентября 2018 года официально возглавил свое учреждение образования. Жюри поинтересовалось у молодого директора, не приземлил ли его конкурс «Молодой директор».

— Наоборот, возвысил! — ответил молодой человек. — Так интересно общаться со своими коллегами, узнавать, что происходит в других районах. Конкурс — это развитие!

Елена ВЛАСИХИНА: "Стараюсь никогда не становиться в позу начальника, так как разница между подчиненным и руководителем только в мере ответственности".

Запрещать ли прогресс?

По итогам четырех конкурсных испытаний жюри отобрало пять финалистов, Станислав Войнич оказался среди счастливчиков. Финал оказался чрезвычайно зрелищным и собрал группы поддержки из разных регионов. Во время «Управленческих поединков» каждый конкурсант выступал по предложенным темам сначала в роли спикера, а затем в роли оппонента. Жюри брало во внимание соответствие приведенных аргументов заявленной теме, убедительность выступления молодого руководителя, а также яркость и образность его речи.

«Нужно ли менять школу?» — вопрос отнюдь не риторический. Людмила ПОВХЛЕБ, директор Дзержинской гимназии, считает, что в этом нет нужды, лучше находить какие-то изюминки в работе своего коллектива, совершенствовать компетенции своих педагогов, привлекать в гимназию заинтересованных учителей и делать их мастерами. «Школа должна быть отражением современного общества, она не может быть оторвана от жизни, — парировал Александр БОРЕЙКО. — Мир динамично меняется, и школа должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к ней ученики и их родители. Единственное, с чем я соглашусь, — школе не нужны революции. Все изменения должны быть эволюционные и последовательные».

Предложили руководителям также поразмышлять и на тему современных гаджетов. «Все, кто здесь присутствует, успели пожить до их появления. И жили мы вроде бы хорошо, и находили друг друга без мобильных телефонов, и образование получали без интернета. Но жить и работать, как раньше, мы сегодня уже не можем, — считает Станислав Войнич. — Поэтому наша задача — сделать так, чтобы все технические новинки работали на улучшение качества образования. Хотя лично я — за живое общение. Дети сегодня стоят на перемене рядом и не разговаривают между собой, а переписываются. Для них проблематично сформулировать свою мысль. Вот с этим надо что-то делать. Обязательно нужно показывать им жизнь, которая существует вне сети...»

По решению жюри диплом III степени завоевала директор средней школы № 3 города Марьина Горка Елена Власихина. Второе место — у директора Аталезского учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа Столбцовского района Станислава Войнича. А победителем конкурса была признана директор Сенницкой средней школы имени Янки Купалы Елена Буценко. Лауреатами стали директор Дзержинской гимназии Людмила Повхлеб и директор Лебедевской средней школы Александр Борейко.

Интересно прошли интерактивные мини-педсоветы. Финалистам подыгрывали их коллеги: они могли соглашаться или спорить.

Школа — образ жизни

Наверное, если бы был предусмотрен приз зрительских симпатий, то его однозначно получил бы Станислав Войнич, самый «юный» участник финала — с прекрасным чувством юмора, творческий, креативный, спортивный, позитивный, легкий в общении молодой человек. Он разрушает все стереотипы о педагогах.

Станислав увлекается плаванием, настольным теннисом, велосипедным спортом профессионально занимается фотографией и любит путешествовать. В теплое время года обязательно отправляется на работу на велосипеде — 15 километров в одну сторону и столько же обратно. Говорит, что велосипед — лучшее средство от стресса, от плохих эмоций нужно обязательно избавляться. Станислав путешествовал по Грузии, Франции, Бельгии, Литве, Германии, Польше, России, Украине, ну и, конечно, объездил всю Беларусь. Признался, что замахнулся с друзьями сейчас на азиатское направление.

— Я путешествую не потому, что много денег получаю (никто не идет в систему образования за большими деньгами), а потому, что умею рационально их распределять. Можно путешествовать автостопом, задействовать каучсерфинг, следить за различными скидками на билеты. У нашего спортивного клуба есть девиз: «Деньги не проблема». Это не значит, что они совсем не нужны, просто их отсутствие не может нас остановить. Сегодня хватает возможностей путешествовать бюджетно.

Станислав Войнич, самый "юный" участник финала, разрушает все стереотипы о педагогах.

А еще Станислав стал участником проекта на канале ОНТ «Спорт-фактор», приуроченного ко II Европейским играм. Говорит, что его позвал друг, но сам кастинг не прошел. Попробовать себя в новом телевизионном проекте пожелали около 150 активных и спортивных телезрителей. Повезло пятерым...

— Мое районное управление образования во всем меня поддерживает, а поддержка высшего руководства очень важна, — говорит молодой директор. — У меня активная жизненная позиция, я не пропускаю ни одного шанса, хочу развиваться, не стоять на месте. Не жалел ли я, что согласился стать директором? Мысль, как же прекрасно работалось обычным учителем, может промелькнуть, только когда вижу, как мои коллеги уже идут домой, а у меня дел — начать и кончить. Сегодня я себя вне системы образования не вижу. Школа — это образ жизни, то, от чего я получаю удовольствие. Не всем же в конце концов быть программистами...

«Когда-то я был учеником нашего учителя физкультуры в столбцовской школе, и он мне кричал на весь коридор: «Войнич! Убери рубашку в брюки, а то ходишь, как неизвестно кто!» А теперь я у него строго спрашиваю: «Ренат Геннадьевич, а где план физкультурно-спортивной работы?» — шутит Станислав Войнич.

Интересуемся, разве не пытаются поженить молодого директора сельской школы? «Мать постоянно говорит: ну когда ты создашь семью? Тебе уже 27 лет! — улыбается Станислав. — Но ведь надо встретить так встретить — один раз и на всю жизнь. Вот когда я найду свою половинку, то уж точно ее не отпущу. Коллеги на конкурсе показывали мне фото своих незамужних учительниц. И среди них были очень красивые. Наверное, надо будет заняться этим вопросом».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Как с помощью кода создать собственную анимацию и «оживить» космический корабль?

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.  

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.