Вы здесь

Как планируется изменить Правила дорожного движения


На дорогах страны за последние двенадцать лет спасены более 1 200 жизней. Тысяча двести человек могут отмечать второй день рождения. Правда, не всегда мы знаем, кто защитил нас от пьяного водителя, напуганного лося или участка с плохой видимостью. Госавтоинспекция руководствуется принципом «лучше предупредить, чем потом лечить».


Счастливо доехать домой

Как сообщил на заседании круглого стола «Совершенствование правового регулирования безопасности дорожного движения» в Палате представителей начальник управления Госавтоинспекции милиции общественной безопасности Дмитрий КОРЗЮК, благодаря ужесточению ответственности нетрезвых водителей количество пьяниц за рулем сократилось в два с половиной раза — до двадцати тысяч. После введения административного ареста за повторную езду без права управления транспортным средством в этом году к ответственности привлекли на 42% меньше белорусов, на 15% меньше зарегистрировано дорожно-транспортных происшествий, на 17% меньше человек погибло. «ГАИ не карательный орган. Основная наша задача — создать такие условия, при которых водителям будет невозможно нарушить правила. Жестко? Возможно. Но то, что касается жизней, наверное, должно быть жестко», — отметил начальник управления.

В парламенте общие взгляды на правовое регулирование искали сотрудники министерств внутренних дел и транспорта и коммуникаций, ученые Белорусского национального технического университета, представители Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте и Программы развития ООН.

Балльную систему не обсуждали. Дмитрий Корзюк отметил только, что в странах, где ее ввели, за первый год на 27% снизилось количество нарушений. В Беларуси тех, кто нарушает правила системно (кого балльная система пугает больше всех), — восемь тысяч на три миллиона сто тысяч выданных водительских удостоверений. Норма о внедрении бальной системы будет рассмотрена с участием главы государства.

«Правила также должны являться превентивной мерой, чтобы дорога стала безопасным местом для всех. Вопрос безопасности касается каждого, не зря люди часто спрашивают: а как сами граждане могут бороться с ямой на дороге, закрытым деревом знаком, припаркованными машинами», — подчеркнул председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК.

Депутаты выступают за расширение положительного опыта, чтобы участие в программе «Добрая дорога» по примеру Минска приняли регионы.

Пусть дорога будет доброй

Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь «Добрая дорога» предусматривает снижение количества погибших в ДТП к 2020 году до цифры не более 500, а в 2025 — не более 350 человек. Программа достижения этих целей основана на шведской системе: именно Швеция лидирует в мире по безопасности дорожного движения.

Начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МОБ Дмитрий НАВОЙ подчеркнул, что система нахождения виновного работает идеально еще с советских времен, но никто не анализировал факторы, приведшие к происшествию. А у ДТП всегда есть причина: дикие животные, скользкость дороги, близость магазина, где продается алкоголь. Сейчас рабочие группы анализируют эти факторы и предлагают меры по снижению их влияния.

«В эту работу должны включаться проектировщики, — считает начальник отдела. — Не только выполнение технических нормативов важно при строительстве путей и развязок. Кроме того, разрабатывается оценка стоимости жизни белоруса».

Дмитрий Навой считает, что необходимо снизить разрешенную скорость в жилых районах до 50 км/ч, что значительно снижает возможность гибели при столкновении с пешеходом в сравнении с 60-69 км/ч. Другие технические меры также способны значительно повлиять на дорожную обстановку: например, «лежачие полицейские» практически исключают ДТП со смертельным исходом.

Сегодня Минск по безопасности дорожного движения находится на уровне самых продвинутых городов мира и является одним из самых безопасных городов Европы. В доказательство председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий ВАЖНИК привел цифры: «В 2006 году в Минске в ДТП погибли 128 человек, в 2018-м — 28. В стране в целом в 2006 году было 1650 погибших, в 2018-м — 580».

Как подчеркнул председатель правления БАЭС, все простые меры уже использованы, опыт образцовых стран перенят. Чтобы улучшать статистику дальше, придется придумывать что-то инновационное. Кстати, назвал Юрий Важник и примерную стоимость жизни белоруса: она составляет около 350 тысяч долларов. В США — три миллиона долларов. Такую сумму государство готово потратить на спасение жизни одного гражданина.

Три главные новости

«Правила дорожного движения не успевают за развитием самого транспорта», — признал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МОБ Александр ЗАНИМОН. Речь, прежде всего, о гироскутерах, электровелосипедах, скейтбордах с электродвигателем.

Начальник отдела сообщил, что в проекте указа о внесении изменений в Правила дорожного движения этот транспорт определен как «средство персональной мобильности». Их водителей предложено отнести к пешеходам и обязать двигаться по выделенной велодорожке, а если ее нет —- по тротуару, но не создавать помех пешим участникам движения.

Скутеры, мопеды, мотоциклы, автомобили с электродвигателем — фактически те же самые транспортные средства, а значит, должны двигаться по общей проезжей части по общим правилам. Единственная преференция: предусмотрена возможность движения электромобилей по полосе для маршрутных транспортных средств.

Многочисленные жалобы и заявления велосипедистов связаны с требованием спешиваться перед проезжей частью. ГАИ предлагает разрешить велосипедистам не слезает с велосипеда на пешеходных переходах на регулируемых перекрестках, но замедляться и двигаться со скоростью идущих. Обязанность слезать на пешеходных переходах, где нет светофора, остается.

Для удобства и интуитивного понимания планируется также расширение возможности использования дорожной разметки, в частности, велодорожек и пешеходных зон.

Наконец, сообщил Александр Занимон, решено закрепить «правило двух полос» при пересечении пешеходного перехода, согласно которому водитель должен уступить дорогу пешеходу, когда между ними остается две полосы (или полоса и трамвайные пути, или полоса и «островок безопасности»).

Комментируя вопросы депутатов, начальник отдела проинформировал, что знак «Фотоконтроль» отнесен к предупредительным и должен устанавливаться заранее: за 50—100 метров до радара в населенном пункте, 150—300 метров вне его; под знаком «Остановка (стоянка) запрещена».

В ходе заседания сотрудники ГАИ обратили внимание, что думать о «сегодня» — это уже поздно. В своем планировании инспекторы живут 2035-м годом, учитывая перспективы и требования будущего, ставя перед собой соответствующие цели.

Варвара МОРОЗОВА

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Узнать в городской толпе абитуриентов можно без проблем.

Общество

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

Опыт Витебщины в уничтожении борщевика интересен потому, что здесь более 80 процентов зарослей от общего по стране.

Общество

Как живут последние жители деревни Весневичи

Как живут последние жители деревни Весневичи

Главная достопримечательность Весневичей, ее живая история — 96-летний Алексей Юркевич. 

Культура

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

С Натальей Батраковой мы встретились на открытии обновленного книжного магазина «Светоч», что на столичном проспекте Победителей, 11.