Вы здесь

Как планируется изменить Правила дорожного движения


На дорогах страны за последние двенадцать лет спасены более 1 200 жизней. Тысяча двести человек могут отмечать второй день рождения. Правда, не всегда мы знаем, кто защитил нас от пьяного водителя, напуганного лося или участка с плохой видимостью. Госавтоинспекция руководствуется принципом «лучше предупредить, чем потом лечить».


Счастливо доехать домой

Как сообщил на заседании круглого стола «Совершенствование правового регулирования безопасности дорожного движения» в Палате представителей начальник управления Госавтоинспекции милиции общественной безопасности Дмитрий КОРЗЮК, благодаря ужесточению ответственности нетрезвых водителей количество пьяниц за рулем сократилось в два с половиной раза — до двадцати тысяч. После введения административного ареста за повторную езду без права управления транспортным средством в этом году к ответственности привлекли на 42% меньше белорусов, на 15% меньше зарегистрировано дорожно-транспортных происшествий, на 17% меньше человек погибло. «ГАИ не карательный орган. Основная наша задача — создать такие условия, при которых водителям будет невозможно нарушить правила. Жестко? Возможно. Но то, что касается жизней, наверное, должно быть жестко», — отметил начальник управления.

В парламенте общие взгляды на правовое регулирование искали сотрудники министерств внутренних дел и транспорта и коммуникаций, ученые Белорусского национального технического университета, представители Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте и Программы развития ООН.

Балльную систему не обсуждали. Дмитрий Корзюк отметил только, что в странах, где ее ввели, за первый год на 27% снизилось количество нарушений. В Беларуси тех, кто нарушает правила системно (кого балльная система пугает больше всех), — восемь тысяч на три миллиона сто тысяч выданных водительских удостоверений. Норма о внедрении бальной системы будет рассмотрена с участием главы государства.

«Правила также должны являться превентивной мерой, чтобы дорога стала безопасным местом для всех. Вопрос безопасности касается каждого, не зря люди часто спрашивают: а как сами граждане могут бороться с ямой на дороге, закрытым деревом знаком, припаркованными машинами», — подчеркнул председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК.

Депутаты выступают за расширение положительного опыта, чтобы участие в программе «Добрая дорога» по примеру Минска приняли регионы.

Пусть дорога будет доброй

Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь «Добрая дорога» предусматривает снижение количества погибших в ДТП к 2020 году до цифры не более 500, а в 2025 — не более 350 человек. Программа достижения этих целей основана на шведской системе: именно Швеция лидирует в мире по безопасности дорожного движения.

Начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МОБ Дмитрий НАВОЙ подчеркнул, что система нахождения виновного работает идеально еще с советских времен, но никто не анализировал факторы, приведшие к происшествию. А у ДТП всегда есть причина: дикие животные, скользкость дороги, близость магазина, где продается алкоголь. Сейчас рабочие группы анализируют эти факторы и предлагают меры по снижению их влияния.

«В эту работу должны включаться проектировщики, — считает начальник отдела. — Не только выполнение технических нормативов важно при строительстве путей и развязок. Кроме того, разрабатывается оценка стоимости жизни белоруса».

Дмитрий Навой считает, что необходимо снизить разрешенную скорость в жилых районах до 50 км/ч, что значительно снижает возможность гибели при столкновении с пешеходом в сравнении с 60-69 км/ч. Другие технические меры также способны значительно повлиять на дорожную обстановку: например, «лежачие полицейские» практически исключают ДТП со смертельным исходом.

Сегодня Минск по безопасности дорожного движения находится на уровне самых продвинутых городов мира и является одним из самых безопасных городов Европы. В доказательство председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий ВАЖНИК привел цифры: «В 2006 году в Минске в ДТП погибли 128 человек, в 2018-м — 28. В стране в целом в 2006 году было 1650 погибших, в 2018-м — 580».

Как подчеркнул председатель правления БАЭС, все простые меры уже использованы, опыт образцовых стран перенят. Чтобы улучшать статистику дальше, придется придумывать что-то инновационное. Кстати, назвал Юрий Важник и примерную стоимость жизни белоруса: она составляет около 350 тысяч долларов. В США — три миллиона долларов. Такую сумму государство готово потратить на спасение жизни одного гражданина.

Три главные новости

«Правила дорожного движения не успевают за развитием самого транспорта», — признал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МОБ Александр ЗАНИМОН. Речь, прежде всего, о гироскутерах, электровелосипедах, скейтбордах с электродвигателем.

Начальник отдела сообщил, что в проекте указа о внесении изменений в Правила дорожного движения этот транспорт определен как «средство персональной мобильности». Их водителей предложено отнести к пешеходам и обязать двигаться по выделенной велодорожке, а если ее нет —- по тротуару, но не создавать помех пешим участникам движения.

Скутеры, мопеды, мотоциклы, автомобили с электродвигателем — фактически те же самые транспортные средства, а значит, должны двигаться по общей проезжей части по общим правилам. Единственная преференция: предусмотрена возможность движения электромобилей по полосе для маршрутных транспортных средств.

Многочисленные жалобы и заявления велосипедистов связаны с требованием спешиваться перед проезжей частью. ГАИ предлагает разрешить велосипедистам не слезает с велосипеда на пешеходных переходах на регулируемых перекрестках, но замедляться и двигаться со скоростью идущих. Обязанность слезать на пешеходных переходах, где нет светофора, остается.

Для удобства и интуитивного понимания планируется также расширение возможности использования дорожной разметки, в частности, велодорожек и пешеходных зон.

Наконец, сообщил Александр Занимон, решено закрепить «правило двух полос» при пересечении пешеходного перехода, согласно которому водитель должен уступить дорогу пешеходу, когда между ними остается две полосы (или полоса и трамвайные пути, или полоса и «островок безопасности»).

Комментируя вопросы депутатов, начальник отдела проинформировал, что знак «Фотоконтроль» отнесен к предупредительным и должен устанавливаться заранее: за 50—100 метров до радара в населенном пункте, 150—300 метров вне его; под знаком «Остановка (стоянка) запрещена».

В ходе заседания сотрудники ГАИ обратили внимание, что думать о «сегодня» — это уже поздно. В своем планировании инспекторы живут 2035-м годом, учитывая перспективы и требования будущего, ставя перед собой соответствующие цели.

Варвара МОРОЗОВА

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.