Вы здесь

В прокате идет байопик о самой богатой женщине своего времени


В прокате идет байопик о самой богатой женщине своего времени.


Улыбка еще никогда не вызывала у меня такое отторжение, но довелось посмотреть норвежскую картину «Белый лебедь» Анне Севитски про олимпийскую чемпионку по фигурному катанию, киноактрису и скандальную знаменитость Соню Хени. Фильм идет в столичном прокате, куда европейское кино не то чтобы редко попадает, но, по крайней мере, не относится к приоритетному направлению. К счастью, фальшивая улыбка быстро сошла с лица героини, ведь не всё коту масленица. Дурной характер фигуристки и ее неправильные решения постепенно привели самую богатую женщину своего времени к финансовому и личному краху (но все закончилось хорошо, нет переживайте).

Чрезвычайно самоуверенная блондинка Соня Хени после очередной победы на турнире по фигурному катанию — вот она в белом костюмчике улыбается на фоне заполненных одинаковыми серыми силуэтами трибун — получает предложение стать звездой тура балета на льду.

Она со знанием дела ставит свои условия и приезжает в Америку, где на первом же ее выступлении публика ревет от восторга. С такой же самоуверенностью она приходит к руководителю Fох Studiоs и устраивает себе первый контракт на четыре фильма — все, она богата и успешна. Далее по закону жанра героиня должна все или почти все потерять, о материальном идет речь или нет.

Путь к успеху не занял в фильме много времени, он как бы обусловлен талантом, Соня Хени при всем разнообразии эпизодов даже почти не репетирует. Зато хронометраж картины становится сбором неоднозначных событий из жизни знаменитой фигуристки и ее собственных, иногда спорных, действий. Съемки, вечеринки, финансирование бизнеса своего брата, оргии, замужество, расставание и другое.

Все это складывается в постепенное, неизбежное, обидное (а для кого-то, может, и нет) падение. Драматургическая логика не могла лишить сюжет трагедии, которая, разумеется, не случилась внезапно, а стала результатом все меньшего количества поводов для появления улыбки на лице фигуристки. И, можно предположить, также результатом отрицательной направленности страстей. Наконец, отчаянное желание Сони Хени уже на склоне своей карьеры вернуть былое обернулось окончательным провалом (и все еще это не конец).

На протяжении фильма, подчиненного непредсказуемым, своевольным, вседозволенным желаниям героини, резкость Сони Хени сглаживается лирическими флешбеками в невинное детство, где она только начинает кататься, пользуется помощью брата и дружит с влюбленным в нее мальчиком Нильсом.

Больше симпатии главной героине это не добавляет, наоборот, показывает контраст между милой девочкой и женщиной, которая после смерти матери первым делом велит снять с нее драгоценности, зато готовит почву для счастливой концовки. Ведь для позитивного конца Соня, наконец лишенная спесивости, должна переломить негативную тенденцию и вернуться в детство, то есть на каток, где сделала первые проезды.

Не все, конечно же, является точным рассказом о жизни знаменитости, но скандальная биография фигуристки и кинозвезды стала привлекательным материалом для отображения неоднозначного персонажа и неоднозначности богатства.

Показателен здесь эпизод с директором Fох Studiоs, где он — разъяренный — обвиняет свою актрису в безнравственном поведении и порче репутации. Мол, она не мужчина, а потому не может себе позволить появляться в газетных материалах в качестве участницы оргии. Нравы! Способ жизни Сони Хени простителен мужчинам, а она за это заслуживает оскорбительные определения.

Ине Марие Вильман, исполнительница главной роли, стала неприятной актрисой в неприятной роли — для Сони Хени она научилась только улыбаться и поджимать губы и своей широкой улыбкой оттолкнула от себя чуть ли не с самого начала. Зато эпизод с ее последним выступлением в Рио обставлен прекрасно: авторы деликатно, на расстоянии, скрыто подчеркнули уже немолодость и приверженность алкоголю Сони и подготовили зрителя к такому финалу танца, какой он есть.

Почти двухчасовой фильм с хорошими, но неорганично использованными саундтреками, затянутым процессом разрушения и неумелыми попытками через флешбек включить главную героиню в лирический контекст идет в прокате до 24 апреля.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.