Вы здесь

В будущем еда из магазина придет к потребителю?


Человек в своих мечтах не раз представлял себе еду будущего. Но почти все прогнозы на данный момент оказались неправильными. Где, например, компактные коровы размером с собак, которые должны пастись на заднем дворе загородного дома? Где пища в форме таблеток и пилюль? Прошли десятилетия ожиданий, но насекомые так и не заменили сельскохозяйственных животных в качестве главного источника белка. Но различные западные прорицатели и прогнозисты и сейчас пытаются угадать, какой может быть еда, ну, хотя бы через полвека – в 2069 году. Познакомиться с их гипотезами предлагает портал hi-news.ru.


Фото: habr.com

Чтобы с чего-то начать, аналитики обратились к Максу Элдеру из Института будущего, мозгового центра в Пало-Альто, Калифорния. Элдер работает исследователем в Food Futures Lab, которую компании и правительства нанимают как раз за ее работу — воображать коров на заднем дворе — или блендер и холодильники, которые могут изменить рынок продуктов. Элдер считает, что вне зависимости от того, реализуются эти концепции или нет, участие в таких спекуляциях имеет решающее значение для формирования нашего мира. Стоит на секунду перестать мечтать о будущем — и вы теряете свою роль в ее создании.

Сегодня продовольственный магазин как вид переживает особенно быстрые изменения, поскольку все больше и больше компаний борются за свою долю в пищевом секторе. В США, например, это рынок на 650 миллиардов долларов. Старые сети супермаркетов противостоят дискаунтерам, европейским выходцам и Amazon, который неуклонно захватывает розничную торговлю. Вся эта конкуренция создает атмосферу инноваций, поскольку ритейлеры стремятся превзойти друг друга в эксклюзивных продуктах и ​​услугах, ценах, технологиях и удобствах. Выбор, который они делают, имеет значение: люди едят и есть не перестанут, а то, что мы употребляем в пищу, во многом определяется предложением продуктовых магазинов.

Прогнозируя, как будет развиваться эта индустрия в течение следующих нескольких десятилетий, Элдер отметил: «Идея в том, чтобы подтолкнуть людей за пределы представлений о том, что является правдоподобным и возможным. Какие ценности стоят под вопросом? Какой будет продовольственная система, когда мы оптимизируем ее под различные ценности? Подумайте об этом не столько как о предсказаниях, сколько как о воображении. Представьте мир, в котором стейки растут на деревьях (или в биореакторе), закуски идеально подходят вашей микрофлоре, а утренний кофе приносят дроны»

Фото: smartfoodexpo.ru

Фабио Парасеколи, профессор факультета исследований продуктов питания и еды Нью-Йоркского университета, также много размышлял о том, какой будет пища в будущем. Есть мнение, что вся система супермаркетов канет в лету: новые сервисы доставки продуктов привлекли более миллиарда долларов в 2018 году, а другие крупные торговые интернет-ритейлеры наращивают свою двухчасовую службу доставки во многих магазинах в США. Лень, присущая человеку, победит, и все больше людей будут совершать покупки, не вставая с дивана.

Однако Парасеколи не согласен с таким представлением. Он видит в будущем появление магазинов розничной торговли, но с расширенной функциональностью. Все начинается с входа в магазин: первое, что вы видите, это стеклянные витрины, наполненные яркими конфетами, вместо трех обычных сортов яблок – целый десяток, а из соседней пекарни доносится аромат свежего хлеба. «Это дает вам представление о выборе, богатстве, качестве и удовольствии. Все больше и больше будет развития в звуковой и обонятельной обстановке – новые способы старого привлечения покупателя».

Будем ли мы через 50 лет покупать целые ингредиенты – морковь и все такое? Парасеколи считает, что технологии иногда развиваются быстрее, чем культура, и потребители будут продолжать готовить ровно до тех пор, пока это необходимо. Вот, например, станция, на которой можно делать собственное ореховое масло, а вот соковыжималки -– самый эффективный способ получения натурального апельсинового сока. Люди жаждут участвовать в производстве продуктов питания и выразить через это свою индивидуальность, свое понимание. При наличии времени и финансовых средств они будут продолжать готовить сами.

Парасеколи делает то, что футурологи называют «усилением слабых сигналов» – просматривает данные в настоящем времени и экстраполирует их логично. Такого же подхода придерживается и Майк Ли с Future Market, который исследует, как мы будем производить и покупать еду в будущем. Ли, который работает над дизайном продуктов питания, заметил, что автомобильная промышленность тратит большие деньги на производство очень футуристических концепт-каров, и заинтересовался, почему пищевая промышленность не делает того же.

Он полагает, что в ближайшие годы количество покупок в цифровых магазинах, возможно, значительно возрастет, но картина будет меняться и дальше. Британский ритейлер Ocado уже близко подошел к созданию полностью автономного продуктового склада: в новом распределительном центре в Андовер (Англия) парк роботов, которые выглядят как нечто среднее между почтовым ящиком и роботом Wall-E, скользят по металлической сетке, собирают предметы из тысяч ящиков, расположенных под ними, и упаковывают для доставки. Этот ритейлер планирует лицензировать свою технологию для бакалейных магазинов по всему миру и устранить человеческую работу, которая дорого обходится службам доставки.

Как и Парасеколи, Ли считает, что физические продуктовые магазины, безусловно, останутся в различных форматах. Людям нравится касаться, видеть и чувствовать запах свежих продуктов, а также искать уже готовые. У розничных магазинов есть сильный стимул сделать свои заведения привлекательными: в магазинах покупатели оставляют в три раза больше денег, чем в интернете. В Китае, например, известный интернет-гигант начал расширяться в оффлайне за счет своего фирменного супермаркета, где посетители могут выбрать живые морепродукты и приготовить их лично на интерактивном фуд-корте.

Изготовление еды на месте – далеко не новая идея. Но в следующие полвека она может расшириться от приготовления блюд до подготовки и самих ингредиентов. Выращенное в пробирке мясо приближается к тому, чтобы стать коммерческой реальностью. Продуктовый магазин может быть оснащен мясными биореакторами в подвале и гидрапонным растениеводством на крыше, которое будет производить фрукты и овощи для магазина, собирая дождевую воду и компенсируя выбросы углерода в магазине. Такая система была бы экологически эффективной, но при этом привлекала бы интерес потребителей к свежести и возможности проследить движение продуктов.

Но аспект нашего пищевого будущего, которое больше интересует Ли и Макса Элдера, – это появление пищевой системы, в которой, как выразился последний, «потребители будут чем-то большим, чем просто ртами в конце цепочки поставок». Каждый из нас постепенно раскрывает все больше и больше информации о своих потребностях и привычках – от биометрических данных, которые собирают переносные датчики, до следов в онлайне и умных холодильников, которые знают, какие продукты заканчиваются. И в результате производители и продавцы продуктов питания смогут выяснить, что вы хотите и что вам нужно, прежде чем вы сами об этом узнаете.

В то же время новые технологии производства, от 3D-печати к выращиванию на гидропонике и клеточной культивации мяса, облегчат создание продуктов питания, персонализированных для индивидуального потребителя. Соедините все это вместе и получите пищевую систему, в которой между производителем еды и потребителем будет тесная обратная связь. Стейк, который потребитель покупает на ужин, может быть выращен ровно с тем количеством калорий и соотношением белка и жира, которые ему нужно, плюс немного железа, которое поможет уничтожить анемию в зародыше.

Если продукты смогут соответствовать потребностям потребителей, то и покупательский опыт сможет. Один шведский стартап, например, работает над так называемым Moby Mart: передвижным автономным мини-маркетом, который может перемещаться по городу в ответ на уровень потребностей. Одним из возможных вариантов будет и то, что мы не будем ходить в магазин за едой, а еда будет приходить из магазина для нас.

Фото: solarpix.com

Как бы это все прекрасно не было, эти прогнозы игнорируют другие, менее приятные сигналы, указывающие на более темные особенности нашей пищевой судьбы. Например, все более неравное распределение богатств приводит к поляризации шоппинга и пищевых привычек. Несмотря на общепризнанный рост рынка натуральных и экологически чистых продуктов, люди еще не привыкли к ним. Видения нашего продовольственного будущего указывают на определенный тип обеспеченного, технологически свободного потребителя. Что будет со всеми остальными?

Последние климатические отчеты свидетельствуют о том, что без беспрецедентных вмешательств многие части мира станут непригодными для производства продуктов питания, что усилит недостаток питания, бедности и миграции. Диких морепродуктов станет мало, если вообще что-то останется. Наиболее вероятно, что поедание животных – рыбы или мяса, дичи или выращенных на ферме животных – станет привилегией богатых. Возможно, мясо на растительной и клеточной основе станет достаточно хорошим, чтобы заполнить пустоту, но интересно – как будет выглядеть курица, выращенная таким образом?

Подготовил Иван Купарвас

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.