Вы здесь

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?


Сегодня, кажется, весь мир перевернулся с ног на голову. Редкие новости обходятся без сообщения о коварном убийстве или несчастном случае. Сын поднимает руку на отца, девочка выскакивает из окна девятого этажа, мать выбрасывает на помойку новорожденного ребенка. И это только видимая вершина айсберга. Если болеет тело, не надо объяснять, куда идти. А если человек внешне здоров, но внутри него творится что-то непонятное? То, что заставляет его делать все эти страшные шаги? Про таких всегда говорили, будто бы в них «бес вселился». И считалось, что помочь справиться с ним могут только экзорцисты — те, кто выгоняют нечистого. Корреспондент «Звязды» имел возможность понаблюдать, как с этим справляется единственный действующий в стране православный экзорцист.


Отец Николай дает духовный совет.

Духовная лечебница

Отцу Валериану из Смиловичей дал на это благословение еще Митрополит Филарет. В Смиловичи часто организуются паломнические поездки, кто-то едет туда своим ходом. Мол, интересно посмотреть, как батюшка чертям хвосты накручивает. В сети много отзывов по поводу увиденного — от самозабвенно-восторженных до критически-мнительных. И это тоже подогревает интерес.

Связаться с храмом в честь Георгия Победоносца, где служит отец Валериан, можно по телефону, который нетрудно найти в интернете. Набираю номер. Сначала срабатывает автоответчик, который подсказывает время ближайшего молебна — отчитки. Наконец, трубку берет отец Николай. В ответ на мое «хочу о вас репортаж написать» слышу сухое: «Нам рекламы не надо». Повисает неловкая пауза. «Но я не могу вам запретить приехать», — смягчается собеседник. И я еду.

Белое и черное

До начала службы еще час, но народ постепенно начинает подтягиваться. Подкатило семейство на крутом авто, вышли на улицу и начали одеваться по канону. Девушка завязала платок, поверх джинсов натянула юбку. Замечаю цыганку в блестящей желтой косынке. Она нервно ходит перед оградой храма, кого-то высматривает. Помня свой прежний, почти что детский, опыт общения с этими «экстрасенсами», держусь подальше от женщины. А вот худощавая девушка в длинном сером платье, что дежурит у дверей храма, сразу видно, регулярно посещает такие места. «Подайте, сколько не жалко», — протягивает она руку. И я не могу отказать, так как вместо пальцев у нее коротенькие культи.

Скоро начало службы, а отца Николая еще нет. Обманул? «Ну что вы, раз сказал, то придет, ждите», — подбадривает работница храма. Слово за слово, и выясняется, что зовут женщину Валентина, что она моя землячка из Могилева, что даже живем в одном районе. «Как я сюда попала? — пожимает она плечами. — Да вот однажды оказалась между жизнью и смертью. Сначала лечилась в одной больнице, потом в другой — ничего не помогало, наоборот, становилось хуже. Собрала манатки и сюда. Батюшка не прогнал, спасибо ему за это. Несу послушание при храме. Бросила свою квартиру без присмотра, дачу, на которой здоровье подорвала, — и учусь существовать в этом мире по-новому. Только тут я увидела, что он делится на белый и черный...»

Отец Николай

Он появляется, уже когда я почти теряю надежду. Улыбается: «Ну что, не передумали писать репортаж?» Вместе заходим в храм, а потом в какую-то маленькую комнатку, сбоку от иконостаса. В ней много икон и книг. На столе лежит большое распятие. Священник показывает по сторонам креста темные кружочки. «Это мощи святых, — уточняет он. — После отчитки люди прикладываются к нему. Кто-то делает это с легкостью, некоторые наоборот».

Протоиерей Николай Литвинчик — благочинный Червенского района, настоятель двух храмов великомученика Георгия Победоносца и Казанской Божьей Матери городского поселка Смиловичи. Он помогает отцу Валериану.

— У батюшки есть духовный отец, которому сегодня более 90 лет, — Петр Кучер, — рассказывает он. — С него все началось. Он сам занимался молитвой о больных и отца Валериана благословил. Автор этого молебна митрополит Петр Могила, который жил в XVII веке. Тот самый знаменитый реформатор, который основал Киевский коллегиум — Киево-Могилянской академии, — одну из старейших высших школ в Восточной Европе. В переводе с греческого молебен о больных называется экзорцизмом. Или, если говорить простыми словами, отчиткой. Сначала отец Валериан занимался этим при храме Космы и Дамиана в городском поселке Снов Несвижского района, а в 1992 году переехал в Смиловичи — отправили восстанавливать, который тогда был еще в стенах бывшей мебельного магазина. Ну, а я приехал сюда через несколько лет. С батюшкой мы познакомились еще в Несвижском районе, и он меня сюда позвал. Вместе с ним и помощью других клириков построили уже семь храмов.

Про непонятное

— А почему у нас в стране так мало экзорцистов? — спрашиваю у батюшки.

— Каждый священник должен заниматься своим делом. Это тяжелый крест, не каждый сможет его нести. Нужно вести очень аскетический образ жизни, ограничивать себя во всем. Больше молиться, читать Псалтырь и Евангелие.

— Правда, что во время службы непонятные вещи происходят?

— Некоторые представляют себе, что здесь черти по храму прыгают, боятся зайти, чтобы на него не заскочили (улыбается). Ничего такого у нас нет. Бывает, что человек стоит, а потом с размаху падает на пол и начинает биться в конвульсиях. Некоторые вообще теряют сознание. Люди бросаются помочь, но батюшка просит не трогать. Такие вещи — нормальное явление, на то это и отчитка. Потом человек сам поднимется, ему будет уже легче.

— И одной отчитки достаточно?

— По-разному бывает. Но так быстро ничего не делается. Вы же простуду неделю лечите, а тут душа. Тем более что духовные болезни у нас чаще всего хронические.

— А откуда эти болезни берутся?

— Неправильный образ жизни. К нам приходят, когда оббегали всех старушек и экстрасенсов. А в Евангелии говорится, что мы должны довериться воле Господа. Все от Бога. Он не возражает, когда человек что-то решил сделать. Этим враг и пользуется. Можно идти узким путем, молиться, поститься, работать, семью кормить. А другой хочет пить, гулять, веселиться. Человек нарушает духовное равновесие, и враг вселяется в нем.

Почему болеют дети

Начинается молебен, отец Валериан читает молитву, и скоро из притвора доносится какой-то свист... Не выдерживаю и иду смотреть. Мальчик лет трех вертится в руках матери, как змея и кому-то кричит: «Отпусти! Пошли отсюда». Молодая мать, вся алая от напряжения, только сильнее прижимает к себе ребенка.

В храм заходит семья с мальчиком лет шести-семи. На его лице повязка, как у больных гриппом. Мальчик стоит почти у меня за спиной и, когда он начинает издавать странные звуки, я от неожиданности вздрагиваю. Хочется отойти подальше. Но у него такое несчастное лицо, что мне становится стыдно за свое малодушие.

Полчаса молебна пролетают очень быстро. Самое интересное, что после него на душе действительно становится спокойно и уютно. Часть людей расходиться, но большинство выстраивается в две очереди — к отцу Валериану и отцу Николаю. Среди последних замечаю ту самую женщину с ребенком, что видела в притворе. Мальчик сник и устало прильнул к матери головой. Здесь же и подросток с повязкой на лице — стоит рядом со своими родителями. Вообще, семей с детьми очень много. Отец Николай позволяет присутствовать на приеме, чтобы можно было понаблюдать за разговором со стороны.

В комнату заходит молодой человек. Дмитрий приехал из Речицкого района, уже не первый раз. Из разговора со священником понятно, что парень имеет сильную зависимость от интернета и не может самостоятельно избавиться от плохой привычки.

— Долго не приближался к компьютеру, а недавно зашел в интернет — Воскресную школу посетить, и тут пальцы сами начали тискать не те клавиши. Чтобы не соблазняться, выключил все и долго не мог прийти в себя. Сначала на душе было плохо, но почитал Псалтирь, и полегчало.

После Дмитрия заходит семья с маленькой девочкой. Ребенок начинает пронзительно пищать. Батюшка тихо читает над ней молитву, и она успокаивается, прислушивается. Потом снова начинает стонать. Батюшка брызгает святой водой и отпускает. Мать говорит, что у девочки был очень сильный испуг.

Очередной больной — Денис, которому всего два года восемь месяцев. Пищит, нервно смеется, кашляет. Семья приехала из Столбцов. Пока мать с Денисом разговаривают со священником, спрашиваю у отца мальчика: «Он у вас только в храме так плачет?» «Нет, — крутит головой молодой человек. — Еще и в больнице. Мы вот только оттуда. Болеет сын, а чем — не знаем».

— Почему страдают наши дети? — спрашиваю у батюшки, когда выходит последний посетитель.

— Это все последствия жизни отцов и дедов — злоупотребляли, грешили. Вот дети и расплачиваются. Сейчас модно стало составлять родословные, но очень полезно знать еще и то, чем занимались ваши предки. Если они брали взятки, воровали или убивали, не надо удивляться, откуда несчастья сыплются. На все есть причины. Даем в первую очередь духовные советы. Главное, чтобы в семье были мир, спокойствие и любовь. А сейчас в моде внебрачные связи, какое же это уважение к семье? Человек бежит от ответственности, живет для себя, а это самый большой грех. Поэтому и дети наши страдают. Люди часто жалуются, что до полуночи заснуть не могут, какие-то свои дела в голове «прокручивают». Надо помолиться, тогда и сон будет крепче. Прожил день —- и слава Богу. Проснулся — слава Богу. Молитва должна быть прежде всего. Человек состоит из тела и души. За телом ухаживаем, а душу игнорируем. Вот все и накапливается. А душу надо лечить покаянием.

Нелли ЗИГУЛЯ

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.