Вы здесь

Лев Сапега (1557–1633)


Жизненным девизом для Льва Сапеги было убеждение: «Не только я, но и моя жизнь принадлежит Отечеству». Действительно, он полностью посвятил Отечеству себя и свой талант государственного деятеля. Сапега прошел путь от великокняжеского секретаря при Стефане Батории до канцлера, виленского воеводы, наконец великого гетмана литовского.


На плечи Льва Сапеги возлагались самые ответственные миссии – будь это усмирение непокорных жителей Риги и Витебска, тяжелые посольства в Москве, избрание русским царем королевича Владислава, защита Ливонии от шведских войск и много других дел, которые он, умелый администратор, рассудительный политик, опытный дипломат осуществлял с пользой для своей страны. Но прежде всего имя Льва Сапеги связано с Третьим Статутом Великого Княжества Литовского. Работу над этим лучшим на то время сводом законов в Европе Сапега начал еще в молодости, когда служил в великокняжеской канцелярии. Молодой писарь, юридические знания которого впечатлили Батория, стал незаменимым помощником канцлера Евстафия Воловича и подканцлера Криштофа Радзивилла, которые работали над созданием высшего апелляционного суда – Трибунала ВКЛ. Став подканцлером, а впоследствии и канцлером, Лев Сапега возглавлял сеймовую комиссию по составлению нового свода законов ВКЛ. Статьи Статута обсуждались на уездных сеймиках и общегосударственных съездах. Таким образом, Статут был плодом законодательной мысли «шляхетского народа» ВКЛ. Общую редакцию окончательного варианта делал Лев Сапега, и эта работа требовала не только усердия, но хороших знаний и политической тактичности. Одни хотели одного, другие – другого. «Все единодушны в том, чтобы взять в пример самое лучшее. Иной раз сами не знают, чего хотят. Когда спрашиваю, как хочешь, чтобы это было, то отвечает: «Сам не знаю, как передать то, что думаю». Злой дух тебя побери, если я должен понимать твою фантазию, если ты сам не можешь ее выразить! Уже так мне все надоело, что сам не знаю, выдержу ли», как свидетельствовали современники, во время скорби признался Сапега. Не только выдержал, но справился отлично с этой нелегкой задачей.

Сапега выступил сторонником правового общества и страны. В предисловии к Статуту он писал: «А где опять право або статут гору маеть, там сам Бог всим владиеть». По мнению Сапеги, каждый человек должен определять те правовые нормы, которые бы почтительно возвышали его и оберегали от позорных поступков. А для государства залог его процветания и величия есть как раз правовое устройство. Очевидно, что гуманистические взгляды Сапеги повлияли на гуманный характер многих статей. Человек даже простой – «посполитый» – это «Божье створенье», что требовало и соответствующего уважения к нему. Так в основу законов ВКЛ были положены христианские принципы. Статут провозглашал равенство всех перед законом, все должны судиться «тым одным правом писаным».

В политическом аспекте Статут провозглашал ВКЛ самостоятельным государством и отменял ряд постановлений Люблинской унии, что ограничивали его суверенитет. Как настоящий «чтитель Отечества» Лев Сапега с гордостью писал в предисловии к Статуту: «А если которому народу в стыд прав своих не имети, поготовно нам, которые не обчим яким языком, але своим власным права списаные маем и каждого часу чого нам потреба ку отпору всякое крывды, ведати можем». Сам факт написания Статута «власным» языком делает его культурным достоянием белорусов, их большой книгой, по законам которой они жили вплоть до середины XIX века. Надо отметить, что Статут в течение 200 лет был самым совершенным сводом законов в Европе и одним из самых демократических, который повлиял на законодательство других стран, в частности Русского царства.

Очень значительная роль Льва Сапеги и в утверждении Статута 1588 года. Он вместе с минским комендантом Яном Глебовичем умело использовал борьбу избранного поляками монарха Речи Посполитой Сигизмунда III со своим конкурентом австрийским эрцгерцогом Максимилианом Габсбургом. За поддержку в этой борьбе и признание литвинами его великим князем литовским Сигизмунд Ваза в обход сейма утвердил Статут. Сапега и Глебович получили блестящую дипломатическую победу. Сам же Сапега на свои средства и напечатал Статут в Виленской типографии братьев Мамоничей (бывших могилевских мещан).

Многие аспекты деятельности Льва Сапеги притягивают внимание и интерес исследователей, да и просто любителей отечественной истории. Не до конца выяснена роль Льва Сапеги в событиях «Смутного времени» Московского царства первой половины XVII века, его связи с Лжедмитриями. Русский историк Сергей Соловьев считал Сапегу чуть ли не главным зачинщиком смуты, но сам Лев оправдался перед историей, гневно осудив на сейме настоящих зачинщиков этих событий. Наоборот с Московским царством Сапега мечтал заключить унию и создать сильную славянскую коалицию против протестантской Швеции и мусульманских Турции и Крыма. Его проект унии, которую он предлагал в 1600 году царю Борису Годунову во время посольства в Москву за демократический характер (свобода вероисповедания, торговли, выборность монарха и др.) не приняли московские бояре. Возможно, потому Сапега через своего ставленника в Москве Александра Гонсевского, который руководил боярской думой, способствовал избранию в 1610 году царем королевича Владислава Вазу в надежде, что он осуществит унию между Речью Посполитой и Русским царством. Но события развернулись иначе, чем того хотел Сапега. Владислав, так и не короновавшись, был свергнут. Что ж, не все удается сделать, даже великим, и не все сделанное с большими усилиями приносит желаемый результат. Но великие не зацикливаются на неудачах и на обидных поражениях. Иногда сам факт их деятельности имеет положительный характер и помогает исправить тяжелое положение. Так было в 1617 году, когда Швеция начала войну против Речи Посполитой за Ливонию, Сигизмунд Ваза передал Льву Сапеге гетманскую булаву. Сапега понимал, что не за талант полководца он назначен великим гетманом, а за «несметные сокровища», благодаря которым он мог держать войска и, несомненно, за большой почет и политическое влияние в государстве. Он брал на себя бремя защиты, как священный долг перед Отечеством. «Если моим слабым силам поручено наклоненную Речи Посполитой стену подпирать и неосторожно совершено пожар гасить надо, то годам и здоровью ради Отечества не дам отдыха». Хотя немногочисленное войско, кстати преимущественно нанятое за деньги Сапеги, и не прогнало шведов из Ливонии, но все же не пустило завоевателей в ВКЛ и освободило Курляндию.

Имея «несметные сокровища», которые Сапега, как довольно практичный человек собрал за жизнь, пользуясь своим высоким положением, он много тратился на благотворительность. Руководствовался латинским выражением: «Впустую живет тот, кто никому не помогает», написанным на его экслибрисе. Впечатляет количество построенных Львом Сапегой христианских храмов, только костелов аж 24 (!) в Вильнюсе (Святого Михаила, где он и похоронен), Бресте, Белыничах, Березе, Гродно, Орше (комплекс иезуитского монастыря недавно восстановленный), Ружанах (Святой Троицы сохранился) , Сапежыне и других, а также униатских и православных церквей. При них открывал школы, госпитали и приюты. Так что Лев Сапега оставил свой след не только в исторических событиях, но и в памятниках зодчества, и в своих достойных делах.

Следует завершить жизнеописание Льва Сапеги словами автора «Истории Литвы» Альберта Виюка Кояловича, адресованные его сыну Казимиру Леону: «Как мне не говорить о твоем отце, который заслужил величайшую славу? Решением мудрого короля Стефана, он, конечно, был выбран из такого множества и назначен на постоянную королевскую службу, не сравнивая с верным Ахатом. После смерти короля он постепенно поднимался до высших государственных должностей и напоследок волей всего государства был объявлен гетманом ВКЛ после великого Сципиона Литвы Ходкевича. Он, получив эту спартанскую должность, так себя вел, что можно было поверить, что в нем воскрес Ходкевич».

Витовт ЧАРОПКА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.