Вы здесь

Как женщины на войне управляли паровозами


Женщина на войне не парадокс и не исключение. Во время Великой Отечественной в рядах Красной Армии служило не менее 800 тысяч представительниц прекрасного пола. Они сражались на равных с мужчинами в авиации, пехоте, военно-морском флоте и других войсках. Но война — это не только бой, раны, бомбежки. Людей, технику, оружие, горючее для танков и машин нужно было еще довезти до линии фронта. И тут спасали железнодорожники, среди которых также встречалось много женщин: кондукторов, вагонных мастеров, слесарей, рабочих. Были даже знаменитые машинисты в юбках! И некоторые из них имели непосредственное отношение к Беларуси.


(Не) женское это дело

1920—1930-е годы в Советском Союзе подарили молодому женскому поколению новые профессии: они учились пилотировать самолетами, управлять автомобилями, тракторами, комбайнами, ремонтировать моторы, работали инженерами, геологами, строили дороги и метро.

Многие девушки из рабочих семей шли путем своих родителей. Именно так сделала дочь железнодорожника из Кобрина Мария Гольдштейн. В 1925 году окончила Минскую школу фабрично-заводского обучения по специальности «Паровозный слесарь», а в 1931-м получила права управления паровозом. Она стала первой женщиной-машинистом на белорусских железных дорогах. В общем, в середине 1930-х годов Мария была настоящим новатором в своем деле: стала водить на Западной железной дороге дальние тяжеловесные поезда, о чем до сих пор у нас могли только мечтать. Интересно, что именно на железной дороге она встретила своего будущего мужа — Леонида Аристова, который в дальнейшем стал помощником машиниста. Всю жизнь они работали в одной бригаде, вместе прошли и через войну.

Во время войны...

Родители Елены Чухнюк (на фото) были обычными крестьянами из-под Винницы. Но это не помешало ей прожить яркую жизнь, по которой и через которую она проехала, стоя за реверсом паровоза. После выпуска из школы Елена думала выучиться на комбайнера, но в 1938 году попала на курсы машинистов при Гомельском локомотивном депо. Она, кстати, была и остается единственной женщиной на Гомельщине, которая там управляла поездами. Причем давала фору и мужчинам: водила паровозы в Оршу, Могилев, Унечу, Чернигов. В 1941-м умелая девушка получила знак «Почетный железнодорожник», а ей тогда было всего 24 года.

Рейсы по огненных рельсам

Война началась внезапно для всех, однако железнодорожники, как и военные, должны были не останавливаться ни на минуту. С риском для жизни они планировали и осуществляли эвакуацию людей, ценностей, промышленного оборудования. Многие из них погибли в первые дни войны.

...и в 1999-м.

Мария Гольдштейн-Аристова с маленьким сыном на руках успела уехать в эвакуацию в Ульяновск. Однако и там без дела не сидела: устроилась в депо. Опытному слесарю и машинисту были рады и там, куда война не докатилась.

Елена Чухнюк 22 июня 1941 года ушла в очередной рейс. Доставляла грузы на фронт, вывозила людей в эвакуацию на восток. Параллельно училась управлять паровозами в условиях светомаскировки и выводить их из-под огня. В воспоминаниях Елена писала, что во время первой бомбежки она фактически участвовала в дуэли с немецким бомбардировщиком — резко набирала и сбрасывала скорость, чтобы не дать летчику приспособиться к темпу поезда. В тот день груз она доставила в полном объеме. Мог враг догадаться, что проиграл не просто машинисту, а молоденькой девушке?

Кстати, помощницами Елены были Татьяна Латышева и Чеслава Горбач. «Девичью бригаду» руководство железной дороги жалело: например, направляли перегонять паровозы в Среднюю Азию. Однако эта троица все равно рвалась обратно — туда, где рельсы пылали под вражеским огнем.

Командиры на фронте

Колонны паровозов особого резерва (АРКП) появились в мае 1942 года как уникальный вариант обеспечения доставки грузов на большие расстояния. Они были маневренные и действовали фактически в автономном режиме, в отрыве от депо и основных ремонтных баз. Каждая колонна имела локомотивный резерв: 15—30 паровозов одной серии. Использовались самые надежные машины: грузовые паровозы Э («Эшка»), СО ( «Серго Орджоникидзе»), ФД ( «Феликс Дзержинский»). Машинисты таких колонн должны были иметь наивысшую профессиональную квалификацию, чтобы маневрировать в самых жестких боевых условиях на железных дорогах разного качества, даже наскоро проложенных по голой земле. Подготовить таких на ускоренных курсах было невозможно, нужны были опытные железнодорожники, известные еще до войны. Конечно, Мария Гольдштейн-Аристова и Елена Чухнюк оказались одними из первых, кого вызвали на военную службу.

Состав колонны зависел от количества паровозов: если было до 30 паровозов, то им принадлежало 36 вагонов, до 15 паровозов — 16. Обязательно имелся отдельный вагон для каждой паровозной бригады и по одному для хозяйственного блока, бани и мастерских. Каждая колонна в пределах военного положения являлась отдельным воинским подразделением, которым командовал начальник, и состояла из трех или шести рот. В состав каждой роты входил персонал пяти паровозных бригад, командиром являлся машинист-инструктор или инспектор по движению. Взвод составляли две поездные бригады и проводник (13 человек), командиром был старший машинист. Командиром взвода — бригады № 5 — в АРКП-1 стала Мария Гольдштейн-Аристова. На службу она отправилась вместе с мужем и маленьким сыном, чтобы не оставлять его в детдоме. До конца войны семья вместе ездила в турном вагоне.

Елена Чухнюк попала в состав колонны № 4 — также в качестве командира взвода. Первый рейс состоялся осенью 1942 года, по железной дороге, сделанной на голой земле даже без насыпи. Везли на фронт боеприпасы, технику, людей. Елена профессиональным маневром разогнала паровоз до критической точки и вдруг дала торможение. Так она сумела вывезти из-под огня 38 вагонов с авиабомбами. Однако немцы зацепили тендер паровоза, девушка была ранена в ногу.

Мария Гольдштейн-Аристова во время Сталинградской и Курской битв провела на фронт около 1000 поездов без единой жертвы в составе бригады. Признание ее личного мастерства и самоотверженности — медаль «За оборону Сталинграда».

Зимой 1942—1943 годов колонна № 4 была направлена ​​на Север для транспортировки к фронту угля с Воркуты. Здесь вместо фашистов врагами были полярный мороз и буран. Елена Чухнюк вспоминала, что колеса буквально прилипали к рельсам, поезд становился «непослушным». Но белорусских железнодорожниц это не пугало: выполняя задание, они еще соревнования на скорость развернули — в условиях, когда паровозы двигались на дровах!

Летом 1943 года во время Курской битвы колонны везли к линии фронта танки под охраной установленных на платформах зениток. На остановках танки съезжали на землю и сразу шли в бой. Бомбили страшно, однажды — семь раз подряд ... 5 ноября 1943 года Елена Чухнюк — одна из трех женщин-железнодорожниц — получила наивысшую рабочую награду: звание Героя Социалистического Труда.

1-я и 4-я колонны работали на фронтовых железных дорогах до самой Победы: доставляли уголь, возили оружие и амуницию в Гомель и Жлобин, контролировали работу Юго-Западной и Львовской железных дорог.

После войны

Когда колонны расформировали, железнодорожники вернулись к мирному труду, кому посчастливилось — на довоенное место. Аристовы снова управляли поездами в депо Минска. Мария стала председателем профкома, потом работала машинистом-инструктором. Была награждена медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945». Елена Чухнюк работала в Министерстве путей сообщения, была Депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. Кстати, последний в жизни рейс Елена Мироновна осуществила 9 мая 1999 года. Она лично управляла спецпоездом, который вез к мемориалу Великой Победы на Поклонной горе в Москве ветеранов Великой Отечественной войны.

Старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук Александра КУЗНЕЦОВА-ТИМОНОВА

 

Название в газете: Машыністы ў спадніцах

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».