Вы здесь

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?


«Мой ребенок, сидя за компьютером, одновременно контактирует в чате, слушает плеер, скачивает музыку, при этом пытается делать домашнее задание, а еще пьет сок и жует бутерброд. Ну как это может не раздражать?» Знакомая ситуация, правда, как для родителей, так и для подростков? Первые злятся, а вторые — чувствуют себя абсолютно комфортно в своем окружении.

«Мы, представители цифрового племени, можем еще больше и способны на большее. Нам нужно успеть многое увидеть, сделать и на многое отреагировать. По дороге от подушки до зубной щетки мы успеваем отправить 40 сообщений» — парируют «зеты». Это те, кто родился после 2003 года...


Почему мы «болеем» без «лайков»

Исследование «Поколение «Z» в вопросах и ответах» было представлено во время научного стэндапа, организованного для учащихся профильных педагогических классов в Белорусском государственном педагогическом университете. В фокусе внимания старшеклассников оказались проблемы современного ребенка, которые, по мнению их самих, являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Фактически научный Stand Up продолжил серию событий для учащихся педагогических классов двух предыдущих лет — республиканского конкурса «Будущие педагоги — о школе будущего» и форсайт-форума «Будущие педагоги — о технологиях подготовки педагога». Результаты своих исследований нужно было представить максимально простым и понятным языком, остроумно и увлекательно, и уложиться в шесть-семь минут. Всего для участия в стэндапе было подано более 40 заявок, но на очный этап попали только 15 проектов.

Учащиеся средней школы городского поселка Мир Алина Корольчук, Дарья Мигу и Яна Скурат посвятили свою работу особенностям поколения Z, представители которого уверены в собственной эксклюзивности. Его еще называют поколением «Я» или поколением «лайков». «Почему мы любим «лайки?» Для чего нам похвала? Скажем прямо — для душевного тепла». «Главный наш дефицит — это время, и у вас, дорогие педагоги, есть только восемь секунд на то, чтобы нас заинтересовать!» — констатируют девушки.

Чтобы взрослые достигли взаимопонимания с поколением «Z», юные исследовательницы вывели следующие правила: учитесь принимать нас такими, какие мы есть; уважать нашу исключительность; удивляйтесь нашей мультизадачности; учитесь у нас новому; уделяйте нам больше внимания; увлекайте нас интересными идеями и улыбайтесь вместе с нами.

В школу — за одобрением

Зачем дети ходят туда и как меняются их мотивы в зависимости от возраста? Этим вопросом задалась ученица Шумилинской районной гимназии-интерната Елизавета Трофимова.

«Мотивация и качество знаний — прямо пропорциональны вещи. Знание законов мотивации — это ключ к решению школьных проблем», — уверена Елизавета.

Девушка решила исследовать мотивы к обучению у пятиклассников и одиннадцатиклассников и выяснила, что на первом месте у учащихся пятых классов стоит собственное благополучие и престижность (хорошие оценки, одобрение со стороны родителей, репутация в классе, детям хочется, чтобы их ответы на уроках были лучшими) . На втором — содержание учебной деятельности (есть дети, которые любят учиться, узнавать что-то новое, им нравятся нестандартные формы проведения уроков). На третьем месте — обязанность и ответственность. На четвертом — самоопределение и самосовершенствование. И только на последнем — отношение к учебной деятельности (они любят уроки, на которых можно поразмышлять, любят справляться со сложными ситуациями на занятиях, понимают, что ученик должен учиться хорошо, чтобы поступить в вуз, и знания нужны им для достойного будущего).

А теперь о мотивах одиннадцатиклассников. Большинство из них уже определилось с тем, что образование — важная вещь, без которой ничего в жизни не добиться. «Главное правило для одиннадцатиклассников — учиться никогда не поздно. А если поздно, то нужно просто включить лампу, — шутит Елизавета. — Ну, а если серьезно, то мотивы в 11-м классе кардинально отличаются от мотивов пятиклассников. На первой позиции у них — самоопределение и самосовершенствование. Далее следуют отношение к процессу обучения, долг и ответственность, содержание учебной деятельности и только на пятом — собственное благополучие.

«Как видим, с возрастом мотивы меняются и то, что стоит у пятиклассников на первом месте (собственное благополучие), в выпускном классе уже не имеет значения. Но к самоопределению еще надо прийти», — констатирует Елизавета. — Настоящие мотивы нашей деятельности похожи на трубы органа, которые обычно скрыты под позолотой и великолепным убранством. Главная задача учителя — рассмотреть сами «трубы», зацепить наши самые сокровенные мотивы и направить их в нужное русло».

Обучить и визуала, и кинестетика

«Научи меня легко» — так звучала тема научного стэндапа старшеклассников из СШ № 4. Данила Тумко и Яна Райтенко предложили всем присутствующим погрузиться в особенности... модальности. Честно говоря, непростой термин для неподготовленных слушателей, но учащиеся педклассов оказались в теме. Под модальностью скрывается преимущественное использование одного из каналов (анализаторов) приема и переработки информации. Всего их существует три вида: визуальный, аудиальный и кинестетический.

С первыми двумя все более-менее понятно. А кто же такие кинестетики? Это люди, которые лучше воспринимают окружающий мир с помощью тактильных ощущений (прикосновений), чем визуально или аудиально. В жизни кинестетики — люди действия! Вместо того, чтобы долго обсуждать что-то в теории, они стремятся поскорее испытать это на деле, начинают действовать, как только им предоставляется такая возможность.

Одна из идей дифференцированного обучения основывается на особенностях восприятия. Данила и Яна сформулировали гипотезу: если в процессе обучения учитывать и использовать ведущую модальность, то можно повысить качество знаний у учащихся.

«В реальной жизни практически невозможно встретить «чистого» аудиала, визуала и кинестетика», — уверяет она.

— Мы провели исследование и установили, что в нашей школе у ​​учащихся четвертых классов преобладает визуальный канал восприятия (46%). У 18% учеников ведущим является кинестетический канал, у 9% — аудиальный, еще у 9% — аудиальное-кинестетический, у остальных — визуально-аудиально-кинестетический. Учащиеся в этих классах выделяются хорошей работоспособностью, активностью, у учителей нет проблем с дисциплиной, лишь некоторые учащиеся нарушают тишину своими разговорами. На переменах также царит преимущественно спокойная обстановка, — делится наблюдениями Данила. — В пятых классах, где 41% аудиалов и 25% кинестетиков, учащиеся во время уроков часто получают замечания из-за своих разговоров с соседом по парте. Многие рассуждают вслух. В таком коллективе дети очень хорошо работают в группах, любят вступать в дискуссии и отвечать хором на вопросы. Во время перерывов стоит шум и гам, из-за которых некоторые учащиеся (а именно визуалы) не могут отдохнуть. Из одиннадцатиклассников ровно половина оказались визуалами, четверть аудиалами и столько же — кинестетиками.

«Аудиалы постоянно нарушают тишину. Громко обсуждают все, что происходит вокруг, стараются перекричать друг друга, дискутируют и спорят, — констатируют ребята. — Кинестетики обладают энергией постоянного движения, что-то разбирают, собирают, куда-то бегут, роняют предметы, поднимают их и снова бегут. А визуалы спокойно рассматривают таблицы, рисунки, схемы, читают...»

Будущие педагоги советуют нынешним ориентироваться на многосенсорную подачу информации, чтобы и визуалы, и аудиалы, и кинестетики могли задействовать на уроке свой главный входной канал получения информации.

Для кинестетиков рационально использовать иллюстрации для коллажей, дидактические и ролевые игры, задания вроде «модель-конструктор», практиковать наглядную демонстрацию действия закона или принципа, проводить практические опыты... для аудиалов больше подходят лекция, диалог с партнером, проговаривание вслух, использование аудиокниг. Для визуала нужно готовить таблицы, рисунки, схемы, графики и диаграммы, подчеркивать или выделять ключевые моменты цветом, использовать иллюстрации для подтверждения мысли.

«Отдых» в... сети

Часто говорят, что современные дети неразрывно связаны с социальными сетями, они погружены в себя и не признают авторитетов. «Взрослые, вы на самом деле видите нас такими?» — учащиеся из Ушачской средней школы Евгений Бородич, Анастасия Пугачева, Наталья Ладик и Алексей Мащенок решили в своем исследовании «Ох, уж эти детки» разрушить распространенные стереотипы или, наоборот, найти им подтверждение. А для этого провели анкетирование среди одиннадцатиклассников. «Какие пути для самовыражения вы используете: поступки или социальные сети?» — спросили они у своих сверстников. Выяснилось, что большинство выпускников самовыражаются через дела, но все равно хватает и тех, кто делает это через социальные сети. Самые популярные интернет-сообщества у школьников «ВКонтакте» «Инстаграм» и «Твиттер».

На вопрос «А на что вы тратите свое свободное время?» Самым популярным ответом оказались... «социальные сети», правда, подростки выбирали и такие варианты, как отношения с друзьями, прогулки, спорт, хобби и компьютерные игры. «А кто для вас является авторитетом?» На первое месте учащиеся поставили своих родителей, на второе — учителей, а вот знаменитости для них примером для подражания не являются. «Понимаете ли вы важность знаний, что получаете, для реализации ваших дальнейших планов?» Положительный ответ дали 97% опрошенных. И почти единодушное «Да» было получено в ответ на вопрос «Используете ли вы интернет для обучения и саморазвития?» Но, как выяснилось, только половина одиннадцатиклассников проверяют информацию в интернете перед тем, как ей воспользоваться. А вторая половина делает это лишь изредка...

Между двумя веками

А задумывались ли вы, как это — жить и воспитывать детей в мире, где нет интернета, мобильной связи, компьютеров, микроволновых печей и других благ цивилизации? Команда из Жемчужненской средней школы Барановичского района (Кристина Зданович, Ангелина Герко и Элина Егорова) предложила всем совершить путешествие во времени. Если современных десятиклассников и пятиклассников разделяет пропасть (ученики пятых классов большую часть перерыва в школе проводят в своих гаджетах и ​​говорят на языке, понятном только им), то насколько сильно отличается воспитание детей в начале ХХ и XXI веков?

Ранее оно было полностью семейным, в детях прежде всего воспитывали сыновний и дочерний долг, а также уважение к старшим. Любое непослушание или оскорбление приравнивались к оскорблению высших сил. Уже с шести лет им доверяли ухаживать за мелким скотом, а из десяти — даже корову. Девушек учили подметать чистить и мыть скамейки, половики, менять свечи, лучину, чистить газовые лампы, застилать кровать, стирать белье на реке и много другого. Также девушки в десять лет умели перепелинать и успокоить младенца, который плачет, шить, вышивать ткать рушники, которые позже становились их приданым. Мальчиков готовили к тяжелой физической работе. В десять лет они должны были уметь пахать, боронить, косить, вести под уздцы лошадь или ехать на ней. Кроме того в них воспитывали гостеприимство, милосердие к нищим, уважение к своей и чужой работе.

В настоящее время из-за чрезмерной родительской опеки у детей снижена способность к самообслуживанию. Современные дети все больше стремятся подражать чужим примерам, они достаточно информированы и способны делать собственные выводы, однако неограниченный доступ к информации может плохо сказаться на их психике. Между игрушками и гаджетами они выбирают последние, это привело к тому, что им стало сложно находить общий язык со сверстниками. Дети имеют свою точку зрения и не всегда соглашаются с мнением родителей. Последние должны их поддерживать, стараться найти к ним подход, развивать сильные стороны у своего сына или дочери.

Сегодня десятилетние дети должны уметь подметать, мыть посуду, загружать и выгружать ее из посудомоечной машины, мыть и чистить овощи, распаковывать сумки из магазина, играть с мелкими породами собак, менять постельное белье, также готовить простые блюда и помогать родителям с ужином. Однако только в многодетных семьях дети могут досмотреть младших братиков и сестер.

Юные исследователи утверждают, что современное воспитание — это целая стратегия по тому, как сделать ребенка успешным, научить его преодолевать неудачи. А залогом успеха будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку. Все, что мы имеем, очень сильно отличается от того, что было сто лет назад. Но были ли изменения к лучшему, пусть каждый решает сам.

Ну и напоследок еще несколько интересных наблюдений, которыми поделились воспитанницы вилейской гимназии №2 Эльвира Шайко, Анна Крот, Алина Новик, Валерия Прудникович и Юлия Бурак. Девушки провели исследование на тему «Для вас что значит школа?» и выяснили, что самое положительное отношение к ней у второклассников, а с возрастом такое восприятие школы начинает исчезать Одиннадцатиклассники сказали, что они ходят на занятия для того, чтобы усваивать знания и готовиться к будущей профессии, а у шестиклассников главная причина — «потому, что друзья учатся вместе».

Самый интересный, по мнению учащихся, школьный предмет — физкультура, самый полезный — математика, самый ненужный — искусство, а самый сложный — белорусский язык. А когда детям предложили пофантазировать, что бы они изменили, если бы стали директором гимназии, второклассники сообщили, что сделали бы крутой ремонт, открыли бассейн и еще один буфет. Четвероклассники мечтают об уроках по 10 минут, другом меню в столовой, больше часов на иностранный язык и физкультуру и вообще о новой учебной программе. Шестиклассники -— о «тихом часе», интернете во всех школьных кабинетах, только электронные книги, отмене школьной формы, наличии пиццы в столовой и больше часов на физкультуру и ОБЖ. А учащиеся 11-го класса хотели бы поменьше уроков, позже приходить в школу и выбирать только те предметы, которые им на самом деле нужны.

Научный стэндап — необычная по форме практика отношений молодых ученых, исследователей и широкой аудитории — завоевывает все большую популярность в Европе.

Каждое выступление длится ограниченное время. Все, что требуется от участников, это презентовать свою научную идею наглядно, ярко, креативно и артистично, донести до слушателей ее суть. Допускается использование незамысловатого реквизита: костюмов, декораций, предметов быта.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Центра развития педагогического образования БГПУ

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.