Вы здесь

Жители Гомельщины избавились от радиофобии, но не забыли об угрозе


За 33 послечернобыльских годы мы, жители Гомельщины, избавились от радиофобии. Это не означает, что полностью почувствовали безопасность и забыли про невидимую угрозу. Это означает, что и сами научились жить в этих условиях, и теперь делимся опытом с теми, кто также пострадал от радиации. В первую очередь речь о японцах, приезжающих в Гомельскую область для того, чтобы преодолеть свои страхи и перенять опыт, приобретенный белорусами.


— Кстати, последние десять лет на чернобыльских территориях демографические процессы находятся в сбалансированном состоянии, — отмечает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Гомельского облисполкома Дмитрий Рутковский. — Еще недавно в области лидером по рождению детей был Хойникский район, теперь — Брагинский. Молодые специалисты, которые приезжают работать в так называемые чернобыльские районы, сразу же обеспечиваются бесплатным жильем, получают большие «подъемные» в соответствии с контрактом. К тому же им выплачиваются определенные надбавки к зарплате. На этих территориях активно развивается социальная сфера — и люди хотят там жить, работать и не боятся рожать детей. Что касается фобий — начиная со школы и детского сада повсеместно ведется информационная работа о соблюдении в повседневной жизни необходимых мер безопасности. Люди видят, что в развитие территорий вкладывается значительное финансирование, и понимают, что их не оставило государство.

В настоящее время в стране реализуется шестая госпрограмма по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Если первые были направлены на возрождение пострадавших территорий, то две последние — на их социально-экономическое развитие. Основные акценты — оздоровление населения, диспансеризация и выполнение социальных нормативов, напоминает Дмитрий Михайлович:

— Одновременно с оздоровлением населения и проведением диспансеризации мы строим производства, объекты соцкультбыта и жилье для молодых специалистов, увеличиваем количество рабочих мест. Кстати, с 2011 года на приобретение оборудования и техники по госпрограмме направлено 22,3 миллиона рублей. Например, для учреждений здравоохранения региона закуплено 327 единиц лечебно-диагностического оборудования на сумму 8,6 миллиона рублей (около 70 из них в 2018-м). В школьных столовых установлено 300 единиц холодильного и технологического оборудования. Для подвоза учащихся приобретено 39 школьных автобусов.

К тому же автопарки организаций районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в прошлом году пополнились 220 единицами сельскохозяйственной техники. План на этот год — около 600 таких агрегатов. С 2011 года на Гомельщине за счет средств государственных программ по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС введено и реконструировано 46 молочно-товарных ферм. Уже в самом ближайшем будущем они также появятся в Брагинском, Хойникском и Чечерском районах.

— После катастрофы на Чернобыльской станции около 216 тысяч гектаров были выведены из сельхозоборота, — говорит Дмитрий Рутковский. — С тех пор 16 тысяч гектаров уже вернули в ограниченный или полный сельхозоборот. За прошлый год — около 1,5 тысячи гектаров в Буда-Кошелевском и Кормянском районах. Мы постоянно занимаемся инвентаризацией и реабилитацией этих земель. Период полураспада основных радиоактивных элементов — цезия и стронция — закончился. Сегодня около 40% загрязненных территорий очистилось. Если ученые при обследовании таких территорий подтверждают, что земли безопасны для сельхозпользования, они рекультивируются.

На втянутых в оборот полях сегодня выращивается чистая сельхозпродукция. Все нормативы на содержание радионуклидов выдерживаются очень строго. Дмитрий Рутковский подчеркивает, что в нашей стране самая жесткая в мире система безопасности:

— У нас очень плотный контроль продуктов растениеводства и животноводства. Любой продукт, который мы промышленно выращиваем на этих территориях, абсолютно безопасен. Для нас это не только здоровье граждан, но и экономика. Безусловно, за 33 года у нас накоплен большой опыт по оздоровлению населения и реабилитации пострадавших территорий. Мы делимся им с Японией. У наших стран, пострадавших от ядерных катастроф, постоянное плодотворное сотрудничество в различных направлениях. Те делегации, которые приезжали к нам в последнее время, по нашему примеру внедряют на своих территориях многие технологии, которые способствуют реабилитации земель. К тому же и люди, которые видят, как мы тут живем, — понимают, что можно плодотворно контролировать эти процессы.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

Выбор редакции