Вы здесь

Митрополит Павел: Я благодарен, что Господь повел меня по этому пути


Накануне главного православного праздника корреспонденту «Звязды» удалось пообщаться с Митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Павлом. В ходе беседы Владыка рассказал, почему с осторожностью впервые ехал в Минск в качестве митрополита, когда Беларусь может посетить Патриарх, как не путать христианство с магизмом и почему Wi-Fi лучше всего ловит в храме.


— Ваше Высокопреосвященство, вы назначены Патриаршим Экзархом всея Беларуси более пяти лет назад. Ехали сюда с определенными ожиданиями и стереотипами. Какие из них сбылись, а какие не подтвердились? Какое наставление перед прибытием в Минск дал вам Патриарх Кирилл?

— Для меня это было неожиданное назначение, несмотря на то, что я много раз менял место своего служения и жительства (митрополиту Павлу послушание приходилось нести во многих странах: был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, управляющим патриаршими приходами в США, Мексике, временно в Канаде, был архиепископом Венским и Австрийским. — «Зв.»). Я думал, что Рязань будет последним местом моего служения, где завершу свой земной путь. Но Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение назначить меня в Беларусь. До этого здесь я был всего два раза. Впервые — на праздновании 1000-летия Крещения Руси, и в 2013 году — пару дней на конференции. Страну практически не знал, и все для меня было новым, интересным. Святейший Патриарх Кирилл, направляя меня сюда, сказал: «Знаете, Владыка, я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Белорусский народ очень благочестивый, многострадальный и доброжелательный. Уверен, что и вы полюбите страну и народ». И эти слова Святейшего в моем сознании и на моем опыте оправдались.

Белорусы на самом деле замечательные, благочестивые, добрые люди. Конечно, меня приятно удивила чистота, порядок в больших городах и малых поселках. Жители с уважением относятся к своему родному куту.

Православная паства встретила меня очень тепло. До сих пор я вспоминаю то хорошее чувство, с которым входил в соборный храм. Первые минуты люди с каким-то волнением и даже опаской смотрели на меня, но после того, как я обратился к ним со словами: «Мир вам, братья и сестры! Как настроение?» Все сразу вдохновились: «О, с миром принимает! Отлично, хорошо».

Должен сказать, люди везде замечательные, но в Беларуси народ особенный. Он действительно многострадальный. За один только двадцатый век белорусы пережили революцию, сталинские репрессии, две мировые войны, Чернобыль, социальные катаклизмы 1990-х годов. Все это вместе легло тяжелым крестом на плечи нашего народа, но не смогло сломить его силу духа. Он не только пережил и выстоял в годы лихолетья, но к исходу двадцатого века достойно устроил жизнь в независимой Республике Беларусь на прочном основании гражданского мира, согласия и солидарности.

Белорусы действительно знают цену миру, умеют отстаивать, сохранять и укреплять мир. И в этом смысле, глубоко убежден, мировому сообществу есть чему поучиться у Беларуси, потому что фундамент прочного мира и согласия в стране основан на духовно-нравственных ценностях. Наш народ обладает благодатной божественной энергией, которую он черпает в вере в Бога, молится Богу и сохраняет единство Святой Православной Церкви. Я искренне радуюсь, что имею возможность нести в Белой Руси свое церковное послушание.

— Какие из событий, которые происходили в белорусской православной среде на ваших глазах, записали бы в учебник по истории церкви?

— Не хочу преувеличивать свои возможности, поэтому скажу проще. Я прибыл в Беларусь, как сказал Святейший Патриарх, чтобы молиться и работать вместе со всей православной паствой. Мне подобает вдохновлять в вере народ Божий, проповедовать Евангелие, совершать богослужения, сохранять единство святого православия, самому идти к спасению и вести людей в Царство Божие.

На мой взгляд, среди событий, которые произошли в последнее время, одним из важнейших стало заседание Священного Синода Русской православной церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Минске 15 октября 2018 года. Это первое мероприятие такого рода в истории нашей Церкви. Город Минск стал одной из синодальных столиц на равных с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом и Геленджиком. В этом событии есть важное символическое измерение: оно олицетворяет признание значимости вклада православных белорусов в построение церковной жизни, в нашу духовную сокровищницу, общую для всех трех восточнославянских народов.

Еще одно поистине историческое событие: в 2017 году Библейская комиссия и Издательский совет Белорусской православной церкви представили общественности перевод Священного Писания Нового Завета на современный литературный белорусский язык. Этот перевод стал результатом 25-летней напряженной работы — теологической, лингвистической, редакторской. Кстати, Новый Завет на белорусском языке был представлен в год 500-летия издания Франциском Скориной Псалтыри. Это позволило подчеркнуть преемственность традиций духовного просвещения на нашей земле.

За прошедшие пять лет в рамках Белорусского Экзархата были созданы четыре новые епархии (Борисовская, Молодечненская, Слуцкая и Лидская) и рукоположены четыре епископа. Наблюдая ситуацию в Церкви изнутри, могу с уверенностью сказать, что это поспособствовало развитию церковной жизни. Наши новые архипастыри очень энергичные, инициативные, образованные люди, верные Церкви, открытые и доступные для прихожан. Создание новых епархий повлияло на динамику храмостроительства, на развитие просветительских, молодежных и благотворительных проектов на местах.

Мы ожидаем еще одно важное событие, которое, надеемся, состоится в 2020 году, — 550-летие со дня явления Жировичской иконы Божьей матери и повторного ее обретения через 500 лет, а также 500-летие со дня образования Свято-Успенского Жировичского монастыря. Это действительно грандиозные исторические события. Будем надеяться, что на торжества приедет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, постоянные и временные члены Синода, и снова будет проведено уже очередное заседание Священного Синода.

Не знаю, что из вышеперечисленного ляжет в учебники, судить тем, кто будет эти книги готовить.

— Ваш предшественник, Патриарший Экзарх Митрополит Филарет, который пришел на свой пост в сложное время, в течение служения сделал много для возрождения духовности и православия на белорусской земле. Какие задачи вы как духовный лидер православных белорусов ставите перед собой?

— То, что сделал Владыка Филарет, недооценить нельзя. 35 лет он нес своё послушание на белорусской земле. Это очень уважаемый и маститый архипастырь нашей Церкви. Для меня он имеет особое значение. Мы много лет общаемся, знакомы с 1975 года. Под его руководством я нес послушание, когда Владыка Филарет был председателем отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Мы с ним продолжаем общаться и молиться. Что касается моего дальнейшего служения, я стараюсь делать то же, что и Владыка Филарет.

К этому призваны все священники — проповедовать Евангелие, слово Божие, самим исполнять заповеди и призывать людей к этому, молиться вместе с ними, сохранять единство святого православия, придерживаться благочестивой христианской жизни. Выше этого, наверное, ничего нет для каждого из нас.

— Соглашение о сотрудничестве между государством и Белорусской православной церковью существует уже более 15 лет. На ваш взгляд, этого документа сегодня достаточно или настало время его актуализации?

— Хочу сказать, что в то время подписание соглашения стало настоящим прорывом в церковно-государственных отношениях и до сих пор не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Оно является фундаментом взаимоотношений Церкви и государства. Что касается актуализации соглашения, то этот процесс идет, и он непрерывный. На основании соглашения регулярно подписываются обновленные программы сотрудничества между Белорусской православной церковью и профильными государственными ведомствами.

Недавний пример: на Белорусских рождественских чтениях, которые прошли в Минске 29-30 ноября 2018 года, были подписаны программы сотрудничества между Белорусской православной церковью и Министерством здравоохранения Республики Беларусь и комитетом здравоохранения Мингорисполкома по вопросу помощи людям с онкологическими заболеваниями.

— Представители православной церкви вместе с коллегами-католиками получили премию «За духовное возрождение» за перевод Библии на белорусский язык. Стоит ли ожидать дальнейших шагов по белорусизации Церкви? Насколько она сегодня отвечает на запрос верующих о службах на белорусском языке?

— Относительно осуществления перевода Священного Писания Нового Завета на современный белорусский язык следует напомнить, что наши специалисты более двадцати пяти лет работали над этим. Православная группа переводила с греческого языка. У нас и сейчас продолжается работа над переводом других богослужебных текстов.

Каждый, кто хочет молиться на родном языке, имеет такую ​​возможность. Что же касается общественных богослужений на белорусском языке, можно сказать, что у нас для этого есть практически все. Но мы призываем не политизировать и не форсировать тему. В современной жизни Церкви есть два момента, которые требуют очень внимательного и даже трепетного отношения, — это язык и календарь. Форсировать их решение не стоит, потому что это может привести общество к расколу.

Еще раз хочу сказать, что запрета молиться на родном языке у нас нет. В православии служение на национальных языках разрешалось и приветствовалось всегда, но вместе с тем в Церкви никогда не найдет поддержку агрессивный национализм с идеями нации как ценности, выше которой ничего нет. Все разновидности этой идеологии представляют собой прямое нарушение второй заповеди — создание из нации кумира и подмену этим идолом Живого Бога. Пропаганда национальной исключительности, будь то русская, белорусская или какая-нибудь еще, для нас совершенно неприемлема, потому что она разъединяет людей.

— Наше молодое поколение сильно отличается от своих отцов и дедов, причина этому — цифровые технологии. Выходит, чтобы привлечь молодежь, Церкви нужно активизировать миссионерскую деятельность с помощью ІT. Но будет ли она после этого сакральным гражданским институтом? Существует сегодня в церковной деятельности золотая середина между новейшими технологиями и вековыми традициями?

— Я недавно узнал о существовании в интернете «электронных храмов» и «электронных часовен». Заходишь на сайт, хочешь поставить свечу, выбираешь цену, нажимаешь на кнопку — и свеча зажигается. Глядишь, а у тебя эту сумму со счета списали. Заказываете молебен, пишете имя — и снова списали деньги.

В такой «часовне» нет ни Бога, ни благодати. Один только бизнес. И делают это вовсе не церковные люди. Это обман чистой воды. Вы совершенно правильно задаете вопрос: «Будет ли это на самом деле Церковь или нет?» Думаю, что нет.

Потом выяснилось, что организаторы таких «часовен» — бизнесмены. Это не церковь, а профанация. Сегодня, к сожалению, мы часто встречаемся с таким явлением, когда происходит умышленная подмена настоящих христианских ценностей суеверной мишурой. Недавно мы отмечали Вход Господень в Иерусалим. Это большой праздник. А сегодня многие даже не вспоминают о главном его значении. В средствах массовой информации, говоря о празднике, рекомендуют сходить в храм и освятить вербу, потому что она приносит в дом счастье, изобилие плодов земных, будет хранить от всяких бед, порчи и темной силы. Вот и приехали... Нашему народу навязывают самый настоящий шаманизм, магизм, суеверия, но никак не христианство. Верба, даже освященная, сама по себе не приносит людям счастья и не отгонит нечистую силу.

Такая же ситуация происходит и на праздник Сретение. Люди освящают свечи и несут их домой, думая, что они будут хранить жилье. Свечу нужно положить и в гроб покойнику, будто она поможет ему пройти через мытарства. Друзья, это суеверия, страшно даже слышать об этом.

К Богу не обращаемся, не каемся, живем по своим страстям и грехам, а свечу и вербу взял — и проскочил в Царство Небесное. Такому Церковь не учит. Мы призываем людей к благоразумию, говорим: без Бога, искренней веры, поста и молитвы невозможно, чтобы от нас отошли темные силы. Без благочестивого образа жизни невозможно войти в Царство Небесное.

Что же касается электронных носителей и гаджетов, можно сказать, что они действительно облегчают жизнь людей, но, с другой стороны, и закабаляют человека, особенно молодых людей. И в этом деле мы должны иметь благоразумие. Апостол Павел говорил: «Все мне позволительно, но не все на пользу».

Иногда молодежи сообщаю, что в храме очень хорошо работает Wi-Fi: все вместе собрались, обратились к Богу и молитва полетела прямо к престолу.

— Высказываясь недавно о ситуации, сложившейся в Украинской православной церкви, вы отметили, что мотивы этого — политические. Что, по вашему мнению, убедительно-сильная Церковь сегодня может противопоставить этим мотивам?

— Процесс политизирован на сто процентов. Чрезвычайно важно, чтобы каждый занимался своим делом. Пусть сапожник шьет сапоги, пекарь печет пироги, политик занимается политикой, а священник —  пастырством. Как только политики начинают вмешиваться в дела церковные, то все... Ну заставьте вы меня сейчас взяться за политику или экономику, я же не понимаю там ничего. Я таких проблем наделаю, что потом очень долго специалисты не смогут разобраться. Так и в церковных вещах. Если вы не знаете церковной жизни, не вмешивайтесь, иначе это все становится политикой.

Вот и сейчас тем, что создали в Украине, Не примирили людей. А только объединили две раскольнические группировки. Выборы президента, которые совсем недавно прошли, показали, что люди не за Зеленского голосовали (никто не знает его как политика), а были против того, что им навязывалось. 73% проголосовали против политики Порошенко. Заставить любить насильно нельзя, тем более если вопрос касается веры.

Вы посмотрите, как объединилась украинская Церковь. Из 90 епископов только два предателями оказались. Сегодня это монолитная церковь во главе с блаженным Митрополитом Онуфрием. И они выстояли, несмотря на то, что их и били, и насильно выгоняли из храмов.

Мы же совсем недавно все это проходили в истории. Поколение ХХ века все это пережило.

Я помню, когда поступал в семинарию в 1973 году, еще существовали хрущевские гонения на Церковь. У нас даже из 15 рублей стипендии высчитывали 1 рубль 83 копейки подоходного налога. Это противозаконно было. Нам говорили: «Куда вы идете, вы уже не нужны обществу. Учитесь в университетах, там не будут налоги высчитывать». Наши ребята не отступали: пойдем на смерть, на костер, в тюрьму, потому что вопрос касается души человеческой. Константинопольский Патриарх Варфоломей расколол мировое православие, но, пока он жив, у него есть возможность дезавуировать свое решение. Надеемся, что события в Украине никогда не повторятся в Беларуси.

—  В одном из интервью вы говорили, что мечтали стать летчиком. Мечта не осуществилась. Считаете ли вы это проявлением Божьей воли? Как часто знаки Божьей воли вы замечаете в своей жизни?

— Всегда их замечаю, но это особый, очень долгий разговор. Сегодня, оглядываясь на свою жизнь, убежден, что везде был промысел Божий. Я благодарен, что Господь повел меня по этому пути. Богу слава!

— До Пасхи осталось несколько дней, самых тяжелых для верующих. Как в последние дни подготовиться, чтобы почувствовать значимость и величие самого главного христианского праздника?

— Думаю, что каждому из нас важно встретить Пасху, не находясь во враждебности ни с кем. Господь Иисус Христос простил своих распинателей, и мы, христиане, должны накануне Воскресения Христова простить наших обидчиков.

Кроме этого, очень важно поделиться Пасхальной радостью с ближними, позаботившись о тех, у кого счастья в жизни мало. Светлый праздник Воскресения Христова — это прекрасный повод для помощи больным, одиноким, малообеспеченным людям.

Чем больше хороших дел накануне Пасхи и в период её празднования мы совершим, тем ярче и сильнее будет радость в наших сердцах. И радость эту, по слову Господа, никто не отнимет у нас!

Мария ДАДАЛКО

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.