В далеком 1974 году белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» выступил на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (а в номинации «Ансамбли» было около 40 участников!) и не только мгновенно стал популярным, но и убедительно подтвердил, что не только «Песняры» могут задать и держать самую высокую творческую планку. Манеру распева и чистоту интонации белорусов уже в первом туре отметил не кто-нибудь, а мэтр советской эстрады Юрий Силантьев. «Так приятно, что и сегодня, например, звезда мировой оперы Любовь Казарновская упомянула об этом факте на одном из телеконкурсов», — говорит Ядвига Поплавская, чье имя слушатели до сих пор отождествляют со знаменитым коллективом.
Сегодня народная артистка Беларуси уже сама дает путевки на большую сцену молодым исполнителям — ее часто приглашают в жюри белорусских и международных конкурсов. Она может бесконечно и с восторгом рассказывать, какие талантливые в нашей стране дети, самоотверженные и творческие педагоги, а главное — почему так важно участвовать в конкурсах, чтобы пробить себе дорогу «на простор, на широкий простор»...
— Ядвига Константиновна, в этом году вы были сопредседателем на престижном вокальном конкурсе «Маладзічок». Что «цепляет», берет за душу вас в современных юных артистах, а чего им, возможно, не хватает?
— Залогом успеха, победы на конкурсах являются трудолюбие и большое желание выступать на сцене — не только со стороны родителей и педагогов, но и со стороны самого юного исполнителя. Скажем, что касается «Маладзічка», мне этот конкурс принес невероятное удовольствие — настолько душевной и теплой была атмосфера, настолько высокий уровень таланта и подготовки показывали участники, а это дети и молодежь от 6 до 19 лет. В каждом выходе конкурсантов были видны большая работа и мастерство наших прекрасных педагогов и творческая самоотдача детей. Прекрасные вокальные данные, потенциал — это все чувствуется, но наиболее сильное впечатление, конечно, оставили те дети, у которых есть, кроме того, определенная артистическая харизма...
Вообще, конкурсы — вещь абсолютно необходимая для артиста. Ведь сегодня, как и в прежнее время, они обнаруживают лучших, раскрывают возможности и совершенствуют способности участников. Это толчок для того, чтобы идти вперед. На том же «Маладзічку» в детях, которых я вижу на различных конкурсах не первый год, был очевиден не только профессиональный рост, но и понимание, или твое это дело. Ведь, поверьте, профессионалы видят, по какой причине юный исполнитель стоит на сцене: это нужно ему, или это реализация родительских амбиций или педагогов. И установка «Ты самый лучший, ты звезда», которую дают своим детям многие родители, на мой взгляд, только навредит — она мешает объективно оценить себя.
— Часто приходилось слышать от организаторов детских конкурсов, что многие юные артисты или их педагоги ошибаются с выбором репертуара и берут песни не по возрасту, что тоже портит впечатление...
— Да, это действительно распространенная проблема. Педагог может взять слишком сложное произведение, ребенок не понимает. Но каждое слово, которое звучит со сцены, должно пройти через голову, через душу, через сердце. А если оно проходит мимо, то впечатление теряется, артист поет безупречно, но не находит отклика у слушателей. Даже если ты хорошо поешь, но не имеешь артистической жилки, одухотворенности, — такое исполнение не трогает, каковы бы ни были технические вокальные возможности, правильное интонирование, абсолютный слух и так далее. Бывает наоборот: харизматическое ребенок, есть диапазон, есть данные и тембр симпатичный, — а поет фальшиво, интонация хромает. Бывает, есть и то, и другое — и вокальные возможности, и артистизм, — но препятствует выбор репертуара или неправильно подобранная аранжировка. Яркий пример — «Молитва» Олега Молчана на стихи Янки Купалы, которую исполнял на конкурсе Ваня Ларченко. Он получил первую премию — несмотря на то, что аранжировка песни была неудачная, так как не учитывала необходимые для удобного вокального исполнения моменты, не было даже где вдохнуть; но при этом в его голосе, в подаче «Молитвы» было самое главное: он понимал и чувствовал, о чем и для чего поет, он действительно молился.
А что касается вообще самых распространенных ошибок, таких как определенные недостатки в интонации, некоторая зажатость на сцене, — это все исправляется со временем, с приобретением опыта публичных выступлений, в ходе чего, собственно, артист и становится артистом.
— А если конкурсный опыт долгое время отрицательный, откуда набраться сил идти дальше?
— Чтобы не склониться под грузом неудач, а развиваться и самосовершенствоваться, нужен правильный настрой. Повторюсь, самое худшее, что можно сделать, — вложить ребенку в голову убеждение «Ты «звезда», ты лучший». Да, надо верить в свои силы — но нельзя себя переоценивать. Когда потом ты, оказывается, не самый лучший, — если бы вы знали, сколько в глазах детей разочарования! Но даже если ты не получил эту премию и тот диплом, у тебя осталось самое главное — опыт участия в конкурсах, понимание своих ошибок. Надо принимать любые результаты, и принимать их с радостью, так как это неоценимое сценическая школа. В конце концов, во время понять, что, пожалуй, тебе следует идти по другому пути, — тоже ценно. Например, если у тебя есть артистические способности, но хромает интонация, можно отойти от эстрадного вокала, а попробовать себя в театре — сегодня выбор довольно разнообразен. И конечно, не надо заставлять, если ребенок не живет сценой, — это не принесет плода, скорее, наоборот. Помню, видела в восьмом классе музыкальной школы мальчика-инструменталиста — не скажу сейчас точно, играл он на домбре или балалайке, но так классно играл! И ни в какую не соглашался идти учиться дальше, так как считал, что музыка ничего не даст в материальном плане, и выбрал другой путь, вопреки просьбам родителей и педагога.
...Если вернуться снова на 45 лет назад, то в советское время победа на престижных конкурсах была действительно судьбоносной. Стал лауреатом — получишь «зеленый свет» на телевидении (в частности, «Верасов» по-дружески поддерживали знаменитый певец Виктор Вуячич и композитор Евгений Глебов, коллектив стал завсегдатаем передач «Голубой огонек» и «Песня года» — по сути, главного хит- парада СССР), тебе помогут записать первую пластинку, над твоим репертуаром будут работать опытные композиторы и поэты-песенники, отшлифовывая каждую фразу, — словом, вся индустрия тогдашней эстрады работала на раскрутку молодых талантов... Возможно, это то, чего не хватает современному шоу-бизнесу, чтобы наши юные таланты не растворялись в зарубежных коридорах или, отучившись или набравшись рабочего опыта, все же возвращались работать на родину — зная, что их здесь ждут и готовы поддержать на творческом пути?
...Видимо, чтобы сохранить и продолжить эту традицию — помогать молодым исполнителям пробиться на большую сцену, как когда-то помогли опытные коллеги им самим, — в 1989 году Ядвига Поплавская и Александр Тиханович основали Театр песни, который с течением времени превратился в продюсерский центр. Именно здесь начинали свой творческий путь заслуженные артисты Беларуси Инна Афанасьева, Владимир Радзивилов, Александр Солодуха, артист театра, кино и эстрады Георгий Волчек и многие другие. Новые имена на эстраде появились и благодаря проектам продюсерского центра на телевидении — «Поп-ТВ», «Беларусь собирает друзей», «Звездный дилижанс», «Хит-момент», «ЕвроФест». Продюсерский центр действует и сегодня: кроме профессиональной студии звукозаписи, здесь работает детская вокальная школа «Белый парус», учащиеся которой участвуют в различных концертах и конкурсах.
Знаете ли вы, что...
Виктория ТЕЛЕШУК
Фото из личного архива певицы
Р. S. Так случилось, что это интервью выходит в дни, когда Ядвига Поплавская отмечает юбилей, хотя мы специально не «привязывались» к этой дате не говорили с народной артисткой про возраст, творческие вехи и дальнейшие планы. Но в таком случае грех не воспользоваться поводом. «Звязда» искренне желает только самого наилучшего, крепкого здоровья, творческих успехов, благодарной публики и человеческого счастья Ядвиге Константиновне — голосу нашей любимой «Калыханки», «Женщине года —2018» в номинации «Духовность и культура», изысканной и одновременно сильной женщине, которая стала без преувеличения символом белорусской эстрады. Разве кто поверит, что ей 70?
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.