Вы здесь

Ядвига Поплавская: В песнях нужно каждый раз включать душу и сердце


В далеком 1974 году белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» выступил на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (а в номинации «Ансамбли» было около 40 участников!) и не только мгновенно стал популярным, но и убедительно подтвердил, что не только «Песняры» могут задать и держать самую высокую творческую планку. Манеру распева и чистоту интонации белорусов уже в первом туре отметил не кто-нибудь, а мэтр советской эстрады Юрий Силантьев. «Так приятно, что и сегодня, например, звезда мировой оперы Любовь Казарновская упомянула об этом факте на одном из телеконкурсов», — говорит Ядвига Поплавская, чье имя слушатели до сих пор отождествляют со знаменитым коллективом.

Сегодня народная артистка Беларуси уже сама дает путевки на большую сцену молодым исполнителям — ее часто приглашают в жюри белорусских и международных конкурсов. Она может бесконечно и с восторгом рассказывать, какие талантливые в нашей стране дети, самоотверженные и творческие педагоги, а главное — почему так важно участвовать в конкурсах, чтобы пробить себе дорогу «на простор, на широкий простор»...


— Ядвига Константиновна, в этом году вы были сопредседателем на престижном вокальном конкурсе «Маладзічок». Что «цепляет», берет за душу вас в современных юных артистах, а чего им, возможно, не хватает?

— Залогом успеха, победы на конкурсах являются трудолюбие и большое желание выступать на сцене — не только со стороны родителей и педагогов, но и со стороны самого юного исполнителя. Скажем, что касается «Маладзічка», мне этот конкурс принес невероятное удовольствие —  настолько душевной и теплой была атмосфера, настолько высокий уровень таланта и подготовки показывали участники, а это дети и молодежь от 6 до 19 лет. В каждом выходе конкурсантов были видны большая работа и мастерство наших прекрасных педагогов и творческая самоотдача детей. Прекрасные вокальные данные, потенциал —  это все чувствуется, но наиболее сильное впечатление, конечно, оставили те дети, у которых есть, кроме того, определенная артистическая харизма...

Вообще, конкурсы —  вещь абсолютно необходимая для артиста. Ведь сегодня, как и в прежнее время, они обнаруживают лучших, раскрывают возможности и совершенствуют способности участников. Это толчок для того, чтобы идти вперед. На том же «Маладзічку» в детях, которых я вижу на различных конкурсах не первый год, был очевиден не только профессиональный рост, но и понимание, или твое это дело. Ведь, поверьте, профессионалы видят, по какой причине юный исполнитель стоит на сцене: это нужно ему, или это реализация родительских амбиций или педагогов. И установка «Ты самый лучший, ты звезда», которую дают своим детям многие родители, на мой взгляд, только навредит — она ​​мешает объективно оценить себя.

Трудно подсчитать точно, сколько артистов-новичков получили в свое время помощь, поддержку, дельный профессиональную совет от Тихановича и Поплавская. Тем более работа с талантами продолжается и сегодня — например, на конкурсе «Ма­ла­дзі­чок-2019» Ядвига Поплавская была сопредседателем жюри.

— Часто приходилось слышать от организаторов детских конкурсов, что многие юные артисты или их педагоги ошибаются с выбором репертуара и берут песни не по возрасту, что тоже портит впечатление...

— Да, это действительно распространенная проблема. Педагог может взять слишком сложное произведение, ребенок не понимает. Но каждое слово, которое звучит со сцены, должно пройти через голову, через душу, через сердце. А если оно проходит мимо, то впечатление теряется, артист поет безупречно, но не находит отклика у слушателей. Даже если ты хорошо поешь, но не имеешь артистической жилки, одухотворенности, — такое исполнение не трогает, каковы бы ни были технические вокальные возможности, правильное интонирование, абсолютный слух и так далее. Бывает наоборот: харизматическое ребенок, есть диапазон, есть данные и тембр симпатичный, — а поет фальшиво, интонация хромает. Бывает, есть и то, и другое — и вокальные возможности, и артистизм, — но препятствует выбор репертуара или неправильно подобранная аранжировка. Яркий пример — «Молитва» Олега Молчана на стихи Янки Купалы, которую исполнял на конкурсе Ваня Ларченко. Он получил первую премию — несмотря на то, что аранжировка песни была неудачная, так как не учитывала необходимые для удобного вокального исполнения моменты, не было даже где вдохнуть; но при этом в его голосе, в подаче «Молитвы» было самое главное: он понимал и чувствовал, о чем и для чего поет, он действительно молился.

А что касается вообще самых распространенных ошибок, таких как определенные недостатки в интонации, некоторая зажатость на сцене, — это все исправляется со временем, с приобретением опыта публичных выступлений, в ходе чего, собственно, артист и становится артистом.

С Александром Тихановичем они прошли в творческом и семейном дуэте более 40 лет. В 2011-м поженились. И кажется, даже после его ухода в 2017-м не расстались, так как приросли друг к другу всей кожей, всей душой. Сегодня народная артистка много работает над новыми аранжировками прежних шлягеров: «Я стараюсь сохранить каждую Сашину песню, чтобы они жили дальше».

— А если конкурсный опыт долгое время отрицательный, откуда набраться сил идти дальше?

— Чтобы не склониться под грузом неудач, а развиваться и самосовершенствоваться, нужен правильный настрой. Повторюсь, самое худшее, что можно сделать, — вложить ребенку в голову убеждение «Ты «звезда», ты лучший». Да, надо верить в свои силы — но нельзя себя переоценивать. Когда потом ты, оказывается, не самый лучший, — если бы вы знали, сколько в глазах детей разочарования! Но даже если ты не получил эту премию и тот диплом, у тебя осталось самое главное — опыт участия в конкурсах, понимание своих ошибок. Надо принимать любые результаты, и принимать их с радостью, так как это неоценимое сценическая школа. В конце концов, во время понять, что, пожалуй, тебе следует идти по другому пути, — тоже ценно. Например, если у тебя есть артистические способности, но хромает интонация, можно отойти от эстрадного вокала, а попробовать себя в театре — сегодня выбор довольно разнообразен. И конечно, не надо заставлять, если ребенок не живет сценой, — это не принесет плода, скорее, наоборот. Помню, видела в восьмом классе музыкальной школы мальчика-инструменталиста — не скажу сейчас точно, играл он на домбре или балалайке, но так классно играл! И ни в какую не соглашался идти учиться дальше, так как считал, что музыка ничего не даст в материальном плане, и выбрал другой путь, вопреки просьбам родителей и педагога.

1971 год, чац­вёр­ты курс  кан­сер­ва­то­рыі. Між ін­шым,  у Яд­ві­гі Па­плаў­скай —  два кан­сер­ва­тор­скія дып­ло­мы, але яна не за­васт­рае на гэ­тым ува­гі: «Мож­на мець і дзве,  і тры аду­ка­цыі, але дзя­ка­ваць трэ­ба перш за ўсё та­ту і ма­ме  ды яшчэ Бо­гу, які даў слых».

...Если вернуться снова на 45 лет назад, то в советское время победа на престижных конкурсах была действительно судьбоносной. Стал лауреатом — получишь «зеленый свет» на телевидении (в частности, «Верасов» по-дружески поддерживали знаменитый певец Виктор Вуячич и композитор Евгений Глебов, коллектив стал завсегдатаем передач «Голубой огонек» и «Песня года» — по сути, главного хит- парада СССР), тебе помогут записать первую пластинку, над твоим репертуаром будут работать опытные композиторы и поэты-песенники, отшлифовывая каждую фразу, — словом, вся индустрия тогдашней эстрады работала на раскрутку молодых талантов... Возможно, это то, чего не хватает современному шоу-бизнесу, чтобы наши юные таланты не растворялись в зарубежных коридорах или, отучившись или набравшись рабочего опыта, все же возвращались работать на родину — зная, что их здесь ждут и готовы поддержать на творческом пути?

...Видимо, чтобы сохранить и продолжить эту традицию — помогать молодым исполнителям пробиться на большую сцену, как когда-то помогли опытные коллеги им самим, — в 1989 году Ядвига Поплавская и Александр Тиханович основали Театр песни, который с течением времени превратился в продюсерский центр. Именно здесь начинали свой творческий путь заслуженные артисты Беларуси Инна Афанасьева, Владимир Радзивилов, Александр Солодуха, артист театра, кино и эстрады Георгий Волчек и многие другие. Новые имена на эстраде появились и благодаря проектам продюсерского центра на телевидении — «Поп-ТВ», «Беларусь собирает друзей», «Звездный дилижанс», «Хит-момент», «ЕвроФест». Продюсерский центр действует и сегодня: кроме профессиональной студии звукозаписи, здесь работает детская вокальная школа «Белый парус», учащиеся которой участвуют в различных концертах и ​​конкурсах.

Она уже давно могла бы написать мемуары, как на самом деле начинались и чем жили «Верасы». Могла бы, но не делает этого — не потому, что нечем ответить на чужие домыслы, а потому, что считает это чрезвычайно сложной и большой работой: «Если писать, то надо писать про каждого участника, ведь все мы отдали ансамблю часть себя» .

Знаете ли вы, что...

  • в 1974-м третью премию Всесоюзного конкурса артистов эстрады разделили два инструментальных ансамбля — «Верасы» и «Армина», в котором в то время пела Лариса Долина. Среди других участников, кто стоял на сцене в тот год, — Алла Пугачева и Ренат Ибрагимов, ВИА «Ариэль» и «Самоцветы», Геннадий Хазанов и многие другие;
  • через несколько лет, в 1977-м, произошло телевизионное состязание молодых исполнителей «С песней по жизни», после победы в котором о «Верасах» уже знал без преувеличения весь Советский Союз. Пели белорусы, между прочим, изумительно красивую композицию «Пахне чабор» Валерия Иванова на стихи Петруся Бровки;
  • в 1988-м Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, которые оставили ансамбль, уже в дуэте под названием «Счастливый случай» выступили с одноименной песней (музыка Эдуарда Ханка, слова Ларисы Рубальской) в конкурсе «Песня года—88» — и победили!

Фото: БЕЛТА.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото из личного архива певицы

Р. S. Так случилось, что это интервью выходит в дни, когда Ядвига Поплавская отмечает юбилей, хотя мы специально не «привязывались» к этой дате не говорили с народной артисткой про возраст, творческие вехи и дальнейшие планы. Но в таком случае грех не воспользоваться поводом. «Звязда» искренне желает только самого наилучшего, крепкого здоровья, творческих успехов, благодарной публики и человеческого счастья Ядвиге Константиновне голосу нашей любимой «Калыханки», «Женщине года —2018» в номинации «Духовность и культура», изысканной и одновременно сильной женщине, которая стала без преувеличения символом белорусской эстрады. Разве кто поверит, что ей 70?

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.