Вы здесь

Алесь Свирский: Красивое тело полюбить легко, но объединяет душа


Мы знаем, как выглядит современная белоруска, а какой она была в древности? Какими были отношения между людьми, много ли мы в этом потеряли? Что может рассказать о женщине песня и танец? Чем выделяется хорошая жена? Об этом сегодня размышляет музыкант Алесь Свирский, художественный руководитель белорусского народного фольклорного ансамбля «Вербица» Дворца культуры Минского автомобильного завода.


Народный любительский ансамбль «Вербица» был создан в 1979 году. В его репертуаре — аутентичный фольклор и современные обработки, обрядовые и лирические песни разных регионов Беларуси. Ориентация на сохранение их первозданного звучания и стиля исполнения, стремление сберечь народные традиции, обряды, танцы и язык белорусского народа — главное творческое кредо коллектива. Кроме песенной группы, в «Вербице» есть танцоры и музыканты (гармонь, цимбалы, скрипка, контрабас).

— Лучшие качества в женщине...

— Искренние глаза, горячее сердце и взаимность в отношениях.

— Говорят, что женщина — это загадка...

— Да, и задача мужчины всю жизнь ее разгадывать. Наверное, это возможно, но, если уж разгадал, не надо этого показывать. (Улыбается.)

— Что ни в коем случае нельзя говорить женщине?

— Ложь. Не надо обманывать, так как утрачивается доверие и уважение, а именно они — залог счастливых отношений.

— Хорошая жена — какая?

— Та, что всегда тебя ждет, любовь которой ты всегда чувствуешь, с ней тебе хорошо и красиво. И она вкусно готовит. (Улыбается.) Хотя в настоящее время я не считаю, что место женщины на кухне. Если по каким-то причинам любимая не может или не хочет готовить, или просто устала, я сам все сделаю. Это мне не мешает, корона не падает. И если нужно в доме убрать, ничего странного в этом не вижу. А вот погладить брюки себе может только мужчина, поэтому этим занимаюсь исключительно лично.

— Если бы женщины были музыкальным инструментом, то каким?

— Самым совершенным — голосом. Голос может выразить грусть, радость, непосредственность или какие-то тревоги. Такой разный, универсальный, он отражает самые разнообразные чувства. Как и наши женщины.

— Вы работаете в коллективе, большую часть которого составляют женщины. Возникают ли в связи с этим какие-либо особенности в работе?

— Возникают. Приятно работать. (Улыбается.) Мая любимая Ольга Ладутько также поет в нашем коллективе.

— Это вдохновляет?

— Наверное, это больше объединяет нас и усиливает нашу любовь. В поездках мы вместе. Ей нет волнений, где я и чем занят, да и что тут говорить, нет причин для ревности. Она — моя поддержка, потому что я руководитель, и бывают моменты, когда мне необходима помощь близкого человека.

— Как по-вашему, сколько живет любовь?

— Пока жив человек. Это чувство рождается, растет, вызревает, дает какой-то результат — и каждый этап по-своему прекрасен. Сначала человек должен пройти стадию розовых очков, которая возникает при знакомстве, и влюбиться в душу, не задевая тело. Это большое дело, ведь красивое тело полюбить легко, но оно изменчивое: пока мы молоды, все красивые. Если человек полюбил душу, это чувство можно пронести через всю жизнь. Поэтому так радостно видеть бабушек и дедушек, которые прогуливаются по улицам, ходят в кафе и путешествуют вместе.

— Но иногда любовь исчезает или мы отдаем ее другому человеку...

— Да, человек всегда ищет. Хорошо, если он находит свою половинку сразу и все получается. А бывает такое, что люди вместе много лет, и в какой-то момент понимают, что не подходят друг другу. Или некоторые просто живут рядом, без любви, «ради детей». Когда дети вырастут, они не оценят этого. Чтобы не жить с болью ежедневно, лучше сказать «прости» и отпустить.

— Как относитесь к ревности?

— Много читал об этом и много размышлял. Наверное, в какой-то степени ревность имеет право быть. Ведь тогда партнер будет чувствовать, что за него кто-то волнуется, переживает. А если человек не ревнует, можно сказать, что ему все равно. Или это уже такое доверие и уверенность. Но, как пел Высоцкий: «Не люблю уверенности сытой».

— Как женщине узнать, что мужчина действительно влюблен в нее?

— На мой взгляд, любовь — это прежде всего забота о человеке. Если мужчина любит женщину, он будет волноваться, чтобы ей было хорошо и уютно. И не только в цветочно-конфетный период, а в течение всей жизни. Это даже глубже... Любовь — сегодня это слово, к сожалению, имеет поверхностный смысл. Люди встречаются и — что тут скрывать — сразу вместе живут. Пожили — хорошо если год! — «мы не подходим друг другу». Это все так легко. Человек, будто бабочка, летающая с цветочка на цветочек. При этом утрачивается какой-то глубокий смысл жизни, возникает обычный спортивный интерес, жажда какого-то сравнения партнеров. А настоящая любовь — это забота, уважение, доверие.

— Есть ли черты, по которым можно определить, что мужчина подходит для серьезных отношений?

— Воспитание мужчины проявляется сразу. Также видно, культурный, порядочный он или не очень. То, как парень относится к своей матери, сразу показывает, как он будет относиться к своей жене. Это заложено с детства. Если он не уважает свою мать, не надо думать, что он будет уважать других женщин. Может, только в начале, а потом — «знай свое место» и все.

— Что такое быть женщиной?

— Женщина — это вселенная, космос, глубина. И безусловно, такая женщина, которая сама это понимает и правильно себя подает, заслуживает большого уважения. С такой интересно. Наверное, женщиной быть трудно, это большая работа. Сегодня многие хотят быть на уровне с мужчинами, что имеет право быть. Только в них утрачивается какая-то женственность и нежность...

— Любовь — это когда...

— Один без другого не может существовать и дня.

Если парень в танце «лапоть», будет «валенком» по жизни

— В интервью вы не раз говорили, что у каждой песни есть исторический код. Поэтому интересно узнать: какими предстают белорусские женщины в наших песнях?

— Знаете, почти все наши песни о любви. И есть много о тяжелой женской доле. Но легкой быть не могло: надо было работать, растить детей и гнуть спину в поле. Не сказать, что у мужчин доля была легче: они тоже много работали и часто воевали. Сколько есть рекрутских и солдатских песен! Но люди находили время на посиделки и встречи, танцы и наши песни. Кстати, танцы были очень интересные, они воспитывали молодых. Например, первый танец на посиделках еще со времен ВКЛ позволял юноше касаться только локтя девушки. Танец этот очень прост. Люди становятся в круг, за руки не берутся. Сначала идут плавные движения и подскоки. А потом они по кругу берут друг друга за локоть. Ребята — левую руку за спину, а правой рукой задевают локоть девушки. Это танец, когда все присматриваются друг к другу. Ведь люди собирались из нескольких деревень, зачем же еще были эти танцы? Эта встреча не только, чтобы проводить время, но и чтобы парень выбирал себе девушку. Второй танец, например, «Мельница», был таков: выбирали себе пару, но еще не знали друг друга. Становились в круг, чередуясь: парень-девушка, парень-девушка. Правые руки в центр круга, и шли по кругу, три хлопка в ладони — и в другую сторону. А потом уже шла полечка, тогда парень мог взять девушку за талию, потанцевать, и при этом во время танца могли немножко поговорить. Потом снова становились в круг, шли в одну сторону, в другую — снова полька. Но каждый раз молодежь меняла партнеров — так они знакомились. Далее танец — падеспань. Особенность его в том, что девушка стоит спиной и держит руку вверху, ладонью к небу. Здесь можно посмотреть, какой у нее стан, насколько красива фигура и как она понесет коромысло с ведрами. (Смеется.) Это и юмор, и всерьез, так как через танцы молодые люди присматривались. Кстати, тогда такого не было, что люди поженились, прожили какое-то время и расходились. Они серьезно относились к тому, кого себе выбирают. Как девушка поет, как танцует, как смеется... такая она будет и в жизни. То же касается и парней. Если он в танце «лапоть», то и будет «валенком» по жизни. Девушки ведь тоже выбирали женихов. Для мужчин были силовые танцы, которые проводились, пока девушки отдыхали. Например, танец-игра «Сковорода». Из мужских поясов на земле выкладывался круг. Ребята брались за руки, и, когда ведущий скажет «горячая сковорода», каждый должен попробовать друг друга запихнуть в круг, а сам остаться за его пределами. Те, кто попал в круг, выбывают. Ведущий путает: «Горячий... поцелуй», — парни идут по кругу и ничего не делают. «Горячая... погода», — тоже. Если он скажет «горячая сковорода», мужчины оказывались в кольце, и так пока не останется один, самый сильный и самый ловкий. Или игра «Ящур», которая проводилась на Купалье. Бралась такая длинная жердь, которая побывала в купальском костре, и вот ей парень крутил по кругу, что было, кстати, опасно. А остальные должны были перепрыгивать, поскольку, если не перепрыгнешь, получишь горячей головешкой по ногам. Таким образом проявлялась ловкость. Многое в те времена было разумным и правильным. Мы, к сожалению, отошли от этого. Другие культуры истребляют наш код, что заложен в крови предками. Жаль — мы своего не бережем и даже, к сожалению, чураемся.

Виталина БОНДАРОВИЧ

Фото из архива Алеся Свирского

Выбор редакции