Вы здесь

Что делать с надгробным крестом?


«Прошел год после смерти отца, и мы поставили памятник. Остался крест, что с ним делать дальше?» — этот вопрос прислали в редакцию наши читатели из Фаниполя.


Недавно мы также наводили порядок на Гребенском кладбище, что в Червенском районе (обновляли аградки), и снова столкнулись с непониманием, которое не просто бросалось в глаза, а брало за живое. У входа на кладбище лежала гора мусора, среди которой можно было увидеть много деревянных надмогильных крестов. Душа болела от нашей беспомощности и нечистоплотности, а еще больше — от незнания вековых традиций и отсутствия культуры поддержания порядка на кладбище.

Предыдущие поколения белорусов также ставили крест на могиле после похорон. Чаще весной на Радуницу или Навскую Пасху (четверг после Пасхи), реже осенью на Деды, Димитриевские, Михайловские именно на крестах являлись предметы ежегодного обновления. На надгробные кресты (знак равенства перед Богом) прикрепляли или повязывали соответствующие знаки-символы: на могиле девушки — белый венец; на могиле женщины — белый передник; над могилами мужчин тихо колыхались самотканые белые полотенца. В Мядельском, Бобруйском, Смолевичском районах нам приходилось видеть, как на крестах, стоявших на могилах мальчиков, были повязаны узкие пояса.

Сегодня надгробный крест — познавательный знак конфессиональной принадлежности покойного, который возвышается над могилой и «запирает» композицию сформированной зоны смерти,— «красуется» лишь год. В соответствии с универсальным ритмом традиционной культуры 0-3-9-40-1, через год другой на могиле поставят светский символ — памятник.

А дальнейшая история креста может пойти совершенно разными путями. С одной стороны, некоторое время существовала традиция, которая требовала, прежде чем возвести над могилой гранитный памятник-комплекс (в очень широком диапазоне вариантов воплощения) ... выбирать землю на 20-30 см и положить туда деревянный крест.

Существует и такой вариант, довольно распространенный в Беларуси: после того как поставлен памятник, крест кладут сбоку от могилы, и он находится там еще в течение двух-трех лет. Если под влиянием солнца и воздуха деревянный крест потеряет свою форму, его выбрасывают на свалку как обычную бытовую вещь, которая отслужила свой век.

В славянской традиции существовал обычай: дважды в год (а в некоторых местах и больше) необходимо было очистить землю от всякой рухляди. Поэтому на Масленицу и на Купалье ребята собирали стоптанные лапти, поломанные каши, трухлявые бороны и сжигали на костре. Было бы здорово, если бы мы возродили это правило в отношении наших кладбищ: перед Радуницей собрать все ненужные кресты в одно место и сжечь. Лучше так, чем наблюдать за тем, как они валяются в горе мусора.

Есть еще один вариант необычной судьбы этих крестов. Эту традицию из соседней Литвы перенял когда-то ксендз Булька из деревне Мосар Глубокского района. Местное кладбище входит в очень красивый парково-церковный ансамбль и четко свидетельствуют о том, что могут сделать люди, объединенные одной идеей. На местном кладбище, которое расположено на холме, наведен идеальный порядок, а в противоположной стороне от кладбища и храма идет ​​дорога на местную Голгофу. По обе стороны дороги в качестве земной жертвы Небесному Спасителю возвышаются десятки крестов, различных по форме, по символическому смыслу, размерам. На каждом из них имеется пометка о той семье, которая принесла эту жертву и которая, надо думать, тем самым засвидетельствовала поиск извечных истин. Этот опыт можно смело перенимать и таким образом решить проблему эстетизации в сакральном пространстве кладбища.

Сегодня во многих деревнях возвращаются на свои прежние места кресты-обереги, которые ставили в начале улицы или на перекрестке дорог. Этот крест был своеобразным центром деревенского мира; перед ним прекращалась похоронная процессия, склоняли голову для благословения молодые, которые возвращались из-под венца, крестился тот, кто направлялся в дальнюю дорогу, и тот, кто уже преодолел ее и возвращался к родному порогу. Гордишься и радуешься за культуру своих предков и знание традиций местных жителей, когда видишь, как на придорожных крестах, стоящих посередине или на окраине деревни и выполняющих защитно-оберегающую функцию, повязаны одновременно и полотенце, и венец, и передник, потому что кресты предназначены предостеречь всех жителей деревни: детей и стариков, девушек и парней.

Ту же роль будет выполнять и "ўкрыжаваны" курган памяти по тем, перед кем мы всегда склоняем головы, просим прощения и надеемся на молчаливое соглашение-поддержку. В таком случае мы наладим живую связь времен (прошлого и сегодняшнего) и сами создадим ту святыню, которая объединит нас не только мечтой завтрашнего дня, но и ценностями старинной традиции. Тогда дорога от красного угла родного дома к могилам своих предков будет обозначена крестами памяти.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».