Вы здесь

Велосипед — экологичный транспорт или головная боль?


За последние десять лет в Беларуси отношение к велосипедам и их владельцам изменилось коренным образом. Иметь «двухколесную лошадку» сейчас не менее модно, чем автомобиль. Добираться на нем на работу — значит быть в тренде. В одном только Минске насчитывается около 800 тысяч велосипедов, для безопасного движения которых активно создаются комфортные условия. Однако странная вещь: некоторые велосипедисты начали вести себя будто та бабка из сказки про золотую рыбку. Чем больше для них делается, тем большего они требуют.


Наперегонки с машинами

Кажется, совсем недавно в столице остро стоял вопрос велодорожек. Тротуары в центре города располосовали белым цветом и «украсили» пиктограммами велосипедов. Катайтесь на здоровье. Большинство любителей покрутить педали изменения действительно оценило. А вот некоторым отведенное место показалось тесновато. Все чаще в интернете начали появляться фото и видео, на которых велосипедисты-экстремалы то рассекают посреди МКАДа, то «играют в шашечки» с машинами, а то и вовсе «учат уму» автомобилистов. При этом значительная часть историй заканчивается трагически.

Как сообщает пресс-служба управления ГАИ Министерства внутренних дел, с января по апрель 2019 года на дорогах Беларуси произошло 47 наездов на велосипедистов. По вине самих владельцев двухколесного транспорта произошло 17 ДТП, в которых погиб один человек и 16 получили травмы. В семи случаях велосипедисты находились в состоянии алкогольного опьянения. Но это статистика «несезон». Летом, к сожалению, цифры увеличиваются в разы.

Сотрудники Госавтоинспекции напоминают, что велосипедисты должны быть куда более внимательны и осторожны, чем другие участники дорожного движения. Умение предвидеть опасность и прогнозировать аварийные ситуации предохранят от беды. Однако и водители автомобилей должны признать, что велосипед — полноценный транспорт, которому в определенных случаях в соответствии с законодательством разрешается двигаться по проезжей части. Главная задача водителей — быть внимательными при перестроении, маневрах и других действиях, которые могут привести к столкновениям с двухколесными транспортными средствами.

Безусловно, риск попасть в ДТП есть всегда. Как показывает практика, даже у тех велосипедистов, которые не нарушают правила. Полгода назад в Островецком районе мужчину на велосипеде насмерть сбил Vоlkswаgеn. При том что тот максимально позаботился о безопасности: одел жилет повышенной видимости со световозвращающими элементами, на голове был включен электрический фонарик, велосипед был увешан разноцветными катафотами. Женщина за рулем его «просто не заметила в свете фар машины, которая ехала по встречной полосе».

С другой стороны, нередки стали случаи, когда велосипедисты на большой скорости «въезжают» в автомобиль. Разумеется, сами в подобных ДТП могут пострадать. В 2015-м, например, житель Несвижа на велосипеде ударился о внезапно открытую дверь машины и скончался на месте от тяжелых телесных повреждений. Вместе с тем с заявлениями в милицию в последние годы начали обращаться пострадавшие владельцы авто. Лихачи на двух колесах не просто оставляют царапины на машинах, а мнут капоты, разбивают фары и сносят зеркала заднего вида. Не удивительно, учитывая, что некоторые современные велосипеды могут развивать скорость до
30 километров в час.

Велосипедисты требуют признавать себя равноправными участниками дорожного движения, но придерживаться его правил (а иногда даже ознакомиться с ними) не хотят. Регулярные рейды сотрудников правоохранительных органов только подтверждают это. Но должны ли велосипедисты них знать? Экзамен на вождение они не сдают, водительские права для них не предусмотрены, двухколесные машины не нумеруются. Каюсь, я и сама с правилами, касающимися велосипедистов, ознакомилась только при подготовке этого материала. Хотя езжу на велосипеде с десяти лет.

Знай свое место

Если в столкновениях велосипедов и машин есть кому разбираться (этим занимается ГАИ), то проблемы вроде пешеход-велосипедист фактически никем не регулируются. ДТП считаются только случаи, произошедшие с участием хотя бы одного механического транспортного средства в движении и в результате которых нанесен ущерб здоровью, жизни или имуществу. Но градус и количество конфликтов на тротуаре с каждым годом увеличиваются. Вспомним резонансную историю, когда столичный велосипедист наехал на велодорожке на парня, а потом еще и ударил его несколько раз бейсбольной битой. Результат — хулиган отправился в тюрьму на семь лет

Если раньше велосипедисты воспринимались исключительно мирными участниками движения, то сейчас на них смотрят с некоторым недоверием. Я и сама перехожу велодорожку только после того, как убеждаюсь, что по ней никто не несется. Трусиха? Пусть. Вот только осторожность возникла не на ровном месте. Знаю несколько историй, в которых безобидные на первый взгляд столкновения заканчивались открытыми переломами и разборками в суде. Попасть в подобную ситуацию совсем не хочется.

Почему возникают такие дикие (иначе не скажешь) ситуации? По невнимательности? Возможно. Если честно, пешеходы все еще не привыкли к тому, что у них отобрали часть тротуара. Привычки не формируются быстро. Через нежелание уступить? Еще более вероятно. Но доказывать с пеной у рта свое право на кусочек земли, покрытый плиткой, и тыкать на других со словами «сам виноват» — бессмысленно. Особенно когда в происшествии есть пострадавшие.

Беда еще и в том, что обе стороны часто не хотят слышать друг друга не только в переносном, но и прямом смысле. Наушники — вещь, с которой приятно, но очень опасно выходить / выезжать на тротуар в наше время. Если в ушах пешехода «пробки», то велосипедист может звонить сколько угодно — его все равно не услышат. Получается, такое важное условие безопасности, как звонок, в настоящее время потерял свою актуальность.

Даже сами активисты велодвижения Беларуси признают проблему и стараются ее решить. Недаром на сайте Минского велосипедного общества помещено «20 советов вежливой езды» для своих. Вроде «Велодорожка предназначена для велосипедистов. Тротуар  для пешеходов. На тротуаре велосипедист  гость», или: «Пешеходу на велодорожке позвони в звонок. Благодари его, когда он уступит дорогу [...] Если тебе встретился пешеход, который принципиально не уступает,  объедь сбоку. Лучший учитель  не ты, а твоя вежливость». Верно.

Однако даже при таком раскладе безопасность   это задача не только владельцев велосипедов. В течение месяца я наблюдала за пешеходами. Действительно, многие пока никак не могут свыкнуться с тем, что они не единственные на тротуаре. По старой памяти гуляют не по своей территории. Но самая большая проблема пешеходные переходы со специальной разметкой. За четыре недели не было ни разу, чтобы, переходя, народ шел только по своей широкой полосе, не заступая на узенькую велосипедную. Есть над чем работать.

Перемены уже близко

В середине апреля всех всколыхнула новость об изменениях в правилах дорожного движения. Отдельные пункты в них касаются и велосипедистов. ГАИ предлагает разрешить проезд на велосипедах по регулируемым пешеходным переходам (пока так делать нельзя!). Таким образом, там, где есть светофор, спешиваться будет не нужно. Но при подъезде к переходу велосипедист должен будет снижать скорость. Пока нововведения только обсуждаются. На Правовом форуме Беларуси развернулась горячая дискуссия на тему предлагаемых изменений. За две недели не безразличные к проблемам на дорогах и тротуарах граждане высказались аж на 164 страницы! Пункт о велосипедистах народ поддерживает, так как уже давно никто на светофоре не спешивается. ГАИ фактически меняет правила в соответствии с тем, что уже происходит на дорогах. Правильно это или нет  вопрос открытый. Только на днях в столице произошло очередное ДТП именно на пешеходном переходе. На проспекте Независимости возле Национальной библиотеки автомобиль наехал на велосипедистку с ребенком. Она думала, что успеет проскочить в последние секунды перед тем, как для машин загорится зеленый. Не успела. Результат  попала под колеса и в больницу. А могла бы спешиться, подождать минутку и спокойно перейти дорогу. Но времени думать не было  велосипед мчался вперед ...

Справка

В соответствии с главой 20 Правил дорожного движения Республики Беларусь, движение на велосипеде должны осуществляться по велодорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. Важное обстоятельство  велосипедист при этом «не должен создавать помех для безопасного движения пешеходов». Только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним можно выехать на проезжую часть, но в один ряд и не далее 1 метра от ее правого края.

  • В темное время суток на велосипеде должны быть включены: спереди  белая фара (фонарь), сзади  красная.
  • При пересечении проезжей части по пешеходному переходу велосипедист должен спешиться и вести велосипед рядом с собой.
  • Запрещено передвигаться, не держась за руль и убрав ноги с педалей.
  • Также нельзя перевозить пассажиров, за исключением детей на специально оборудованном сиденье.

Нарушение правил карается штрафом от одной до трех базовых величин. Если вас поймают, а вы будете еще и в алкогольном опьянении, то сумма может вырасти до 5 базовых. Если в результате нарушения возникнет аварийная ситуация, придется заплатить от 5 до 8 базовых. До 20 базовых величин могут взыскать в случаях, когда причинены телесные повреждения и повреждения другим транспортным средством.

Анна КУРАК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: Куды веладарожка прывядзе

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.