Вы здесь

Спектакль, где «молодежный» значит «инфантильный»


Как ни странно, на премьере «мистической комедии» «Трикстер клуб» Молодежного театра самой смешной шуткой публике показалось выражение «Твою мать». Хотя неудивительно: в своеобразном сегменте зрительских спектаклей, как, собственно, и в любом, сцена и публика друг друга взаимодополняют: примитивный юмор, эротика, шаблонные персонажи, утрированная актерская игра, тенденция на упрощение хорошо заходят любителям дешевой потехи. Находишься ты в театре с пилястрами и колоннами либо сидишь на диване перед телевизором — все равно. Премьера «Трикстер клуба» Андрея Гузия по пьесе современного белорусского драматурга Влады Ольховской состоялась 14 мая и дала возможность, сидя в театре, посмотреть юмористическую телевизионную пьесу.


Даже сюжетный мотив самого спектакля стал прекрасной метафорой такого театрального контента, мол, чем проще относиться к сложным вещам, тем веселее жить. В тело главного героя — Психолога — вселяется Трикстер, то есть дух хитрости и обмана (это еще и распространенный в искусстве образ; самый, наверное, известный пример — Джек Воробей), и начинает вместо своей серьезной и сострадательной жертвы лечить людей.

С помощью сверхъестественных способностей он разоблачает якобы настоящие проблемы и мотивы трех пациентов и начинает с ними играть. Каждый из посетителей возвращается к странному психологу(ов) снова и в результате через определенные испытания либо унижения делается гораздо счастливее. Получается не психологическая, а практическая помощь: оказалось, что диагнозы героев — фикция, а на самом деле им нужна была только налаженная личная жизнь, в чем Трикстер им и помог.

То есть не стоит идти через тернии внутренних проблем человека: в такую ​​сложную сферу, как психология, может без церемоний ворваться какой-то дух, чтобы все поставить под сомнение и своими методами привести пациентов к хэппи-энду. Опять возвращаемся к основополагающему принципу «Трикстер клуба» как метафоре такого рода театра: чем проще, тем лучше.

Чего нельзя отрицать в спектакле Андрея Гузия, так убедительной художественной условности, позволяющей не коробится от смысловых цепочек. Постановка подстраивается под своего хитрого главного героя — она ​​свободно использует пространство и выходит за пределы сцены, в качестве декораций имеет броскую и нефункциональную конструкцию в центре, по которой изредка прыгают актеры, одевает Трикстера в экстравагантный костюм и дает ему в руки магическую палку. И, наконец, представляется неестественной, странной — одним словом, сказочной.

Конечно, и психолог здесь вряд ли психолог (к такому следует приходить, чтобы тебя заверили в том, во что ты хочешь верить), и пациенты вряд ли реалистичны, и проблемы у них бестолковые. Собственно каждый из персонажей через избавление от естественных характеристик теряет и связь с реальным миром.

Избранный художественный метод — одно, а его начинка, что в этом случае напоминает ничем не обремененную детскую фантазию, — совсем другое. В общем, дать возможность сверхъестественному духу своевольничать вместо обычного человека, причем с шутками и непредсказуемым результатом, — прекрасная идея для развлекательной постановки. Согласитесь, такой анонс привлек бы ваше как зрителя внимание. Но в этом случае нестильные курьезы, что предполагаются быть смешными, смех вызывают едва ли (в чем, возможно, и секрет успеха выражения «Твою мать»: больше почти не было ничего смешного). Первая пациентка, которая любит пожаловаться на жизнь, превращается в растение. Муж второй пациентки, что поднимал на нее руку, становится невидимым и через наблюдение за своей женой меняет свое к ней отношение. Третий посетитель — журналист — оказывается способным только на кулинарные статьи и теряет свою кичливость. Первая пациентка начинает отношения с третьим, а семейная пара устраивает свою жизнь — психолог на такое, конечно же, не способен.

Режиссура спектакля ограничивается тем, что поворачивает колесо на сцене, меняет главных выступающих и время от времени заставляет героев перемещаться по странной формы конструкции в центре. Отдельное место занимают перепалки Психолога из зала с Трикстером на сцене или наоборот: такие же нефункциональные, как и многое в этом спектакле, где результат и смысл предсказуемы, они все же периодически звучат и заставляют зрителя себя пережидать.

Все следование формулам венчает архаичная подчеркнутая актерская игра, хотя опять же в «мистической комедии» она, может, выглядит органично и вместе с декорациями, звуками, лишними и непродуманными элементами, простой режиссурой и простым всем создает одно понятное целое.

За поисками современного белорусского театра действительно интересно наблюдать: пока одни авторы представляют свои экспериментальные формы и авторский стиль, другие — способы завлечь в театральный дворец труднодоступного зрителя. «Трикстер клуб» в деле последнего использовал все перечисленные выше средства, правда, с такой наивностью и непосредственностью, что вряд ли и сам понял, насколько «молодежный» театр с ним оправдал свое название. Постановка, что, кажется, ставилась ради забавы, со сказочной моралью и необязательными смыслами, съехала в художественный инфантилизм, но опять же искренний. Спектакль рассчитан на зрителя, чтобы он оценил приспособление к его нежеланию обременяться, но получился такой, что зритель если и хмыкнут два раза, уже будет хорошо.

В случае с «Трикстер клубом» следует отметить очень важный, если не определяющий, факт работы с белорусской драматургией. Только будущее ее точно не в упрощении окружения.

София ПОЛЯНСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.

Общество

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Последними теплыми деньками многие минчане стараются воспользоваться по полной и по возможности отдохнуть на природе, пусть и в пределах города.

Культура

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу.

Общество

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

В майора милиции Андрея Болбата не самый простой участок. Здесь и заповедники, и чащи, и дикие болота...