Вы здесь

Как педагогу создать условия для личностного роста студента?


«Работа электрических цепей подчиняется закону Ома. «Не знаешь закон Ома — сиди дома!» Но что произойдет с электрическими приборами и техникой, если закон Ома перестанет действовать? Разработайте игру, где реализуется система электроснабжения жилого дома, в которой перестал действовать закон Ома. Определите ключевые события, которые могут произойти, и пути выхода из ситуации». Как вы думаете, будет ли интересно учащимся такое задание?

Или вот еще один пример. «В 1914 году началась война, которая, по мнению историков, привела к катастрофе человеческой цивилизации. Представьте себя немецким дипломатом начала ХХ века и напишите секретную служебную записку о положении в Европе перед войной. Поразмышляйте, была ли альтернатива ей, приведите три аргумента, что нужно было сделать, чтобы предотвратить войну».

И первое, и второе задания придумали слушатели авторского курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», который ведет ректор БГУ, профессор Андрей КОРОЛЬ. Его курс аккумулирует более чем двадцатилетний научный опыт и знания в области эвристического обучения. Это своеобразная школа педагогического мастерства для тех, кто готов оторваться от старых пожелтевших конспектов, отойти от лекционной формы обучения и посмотреть на учебный процесс под другим углом.

Может ли преподаватель создать «мотивационную воронку» для студента? Как активизировать креативное мышление? Насколько оправдан информационный подход в образовании, когда ученик рассматривается в качестве чистого листа, который нужно обязательно заполнить? А можно ли вообще совместить академические традиции и образовательные инновации? Обо всем этом рассуждали участники круглого стола, который прошел в стенах Белгосуниверситета. Участие в дискуссии приняли преподаватели из разных факультетов университета и российские гости —  представители научно-теоретического журнала «Педагогика».


Инновации ради инноваций?

Ранее образовательные стандарты оставались неизменными в течение десяти-двадцати лет, а теперь каждые год-два компетенции, требующиеся от выпускников, пересматриваются. Поэтому остро стоит вопрос: чему учить студента?

— Очень много инноваций предлагается в последнее время на уровне форм и методов, чрезвычайно активно продвигается дистанционная форма обучения. Но у меня всегда возникает вопрос: а для чего мы это делаем? Для развития креативности? Уверен, что впереди всех наших инноваций должна быть цель и понимание того, как наши действия отразятся на студенте в конечном итоге, — поделился своими мыслями и сомнениями с коллегами Андрей Король.

— Во время моей работы заместителем директора Института инновационной деятельности в образовании основную свою задачу мы видели в том, чтобы не просто собирать инновации. Конечно, их нужно собирать, создавать банк... Но наша первоочередная задача была в том, чтобы выявлять возможности для реализации и тиражирования этих инноваций, смотреть, в чем причина задержек, почему они или совсем «не пошли», или внедряются с такой скоростью , что и смысла нет их реализовывать, вырабатывать какие-то критерии для оценивания их эффективности, — констатирует главный редактор журнала «Педагогика», доктор педагогических наук, профессор Руслан БОЗИЕВ. — Не стоит забывать, что за любыми нашими действиями стоит судьба конкретного студента (учащегося). И мы можем сколько угодно упражняться в своих инновациях, а потом выяснится, что мы просто отбирали время у этого человека...

Андрей Король уверен, что ценность знаний зависит от способа их получения, однако студентов и учащихся лишают возможности участвовать в кухне по их «приготовлению», а просто подают на блюдечке в готовом виде... И вот тут возникает вопрос: а что такое образование вообще ? Процесс передачи и усвоения новых знаний? Трансляция готовой информации, упакованной и расфасованной по различным дисциплинам и учебным планам, чужого социально адаптированного опыта или приобретение своего, создание собственного образовательного продукта? Образование — это диалог или монолог?

— Человек сегодня все больше молчит, не в буквальном смысле молчит, а потому, что ему просто нечего сказать. Со всех сторон мы слышим постоянное тиражирование чужих цитат и фраз. Но можно ли смотреть на мир нестандартно и нешаблонно, когда тебе транслируют стандартную шаблонную информацию? рассуждает ректор БГУ. Полученное от других, как правило, быстро утрачивается. Второй фактор человек не только молчит, но и плохо слышит. Плохо слышит другого, потому что плохо слышит себя. Отсюда высокая степень тревожности, шаблонность поведения и мышления.

Тяга к знаниям исчезает вместе с расширением доступа к любой информации. Информация ворует, поглощает смыслы. Но знания и информация — все же разные понятия... Что такое эвристическое обучение? Это обучение на основе диалога. Важнейшим его элементом выступает открытое задание, на которое у каждого может быть свой ответ и которое раскрывает внутренний потенциал учащегося, мотивирует его на поиски... Функции преподавателя (учителя) при этом также изменяются: он не дает знания, а организовывает их поиск. В результате студент совершает собственные открытия, познает себя... В диалогичности обучения заложена возможность личного роста для студента или школьника: тот учится ставить собственные цели, сопоставлять, анализировать, дискутировать, развивает свои креативные качества, создает собственный образовательный продукт... И вопросы он задает уже не информационного плана, а объемные, которые выходят за пределы одного предмета, у него формируется целостность представлений о мире. Выявление потенциальных возможностей человека (креативных, познавательных), способностей рефлексировать, анализировать, принимать самостоятельные решения это и есть проблемное поле как для школы, так и для университета. Что важнее: научить давать правильные ответы или все-таки научить задавать вопросы?

Фундаментальные знания или прикладные?

У юридического факультета Белгосуниверситета есть своя специфика: будущие адвокаты должны уметь хорошо слышать другого человека.

Нам сейчас нужны специалисты совсем другой, новой формации, объясняет заведующая кафедрой гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ Оксана ЗДРОК.  Суды (не только у нас, но и во всем мире) не справляются с потоком дел, с ростом судебной нагрузки, которая образовалась из-за того, что на международном уровне была провозглашена идея защиты прав людей. Действуют правозащитные организации. Люди активно пошли в суды, и это один из признаков цивилизации. Поэтому сейчас перед правовой наукой стоит задача снизить поток судебных дел, научить людей самих решать спор в досудебном порядке, вот почему очень востребованы альтернативные способы судопроизводства: медиативные, переговорные технологии. Необходимо учить людей разговаривать. Сейчас все ориентируются на так называемую правовую позицию Европейского суда по правам человека. Одну и ту же ситуацию можно аргументировать по-разному. Поэтому видение ее с разных сторон, развитие проблемного мышления для наших выпускников очень актуально.

На механико-математическом факультете сегодня готовятся специалисты шести абсолютно разных специальностей, говорит профессор кафедры теории функций Наталья БРОВКО. У нас тоже есть свои особенности. Первое важное обстоятельство большой объем математических фундаментальных дисциплин, которые составляют ядро ​​обучения. Как шутят наши преподаватели, математический анализ, которому мы учим сегодня, это математический анализ, который был разработан еще в XVII веке, и что мы столько лет «жуем»? Очень часто такой вопрос возникает и у наших студентов: для чего все это нужно? Второй момент стремительное развитие ІT-технологий и уклон в эту подготовку. На факультете развернулась достаточно острая дискуссия между представителями чистой математики и представителями кафедр, которые преподают ІT-технологии. Вопросов много. Например: какое место должны занимать сегодня информационные технологии в обучении? Зачем студенту учить методы интегрирования, если он может просто нажать кнопку и программа посчитает интеграл? Как нам совместить фундаментальную подготовку с использованием ІT-технологий?

Наши выпускники говорят: «Если на первом-втором курсе я считал, что математика это что-то безумное, то, что нельзя постичь, то ближе к четвертому курсу, когда я уже стал готовить дипломную работу, понял, что это язык, который передает мысли». Но до этого он должен прийти, это называется формированием культуры занятий математикой...

Сопоставлять, анализировать, дискутировать

— А знаете ли вы, что когда в Массачусетском технологическом институте увидели, что их выпускники становятся людьми, которым другие люди неинтересны, там полностью изменили содержание обучения и включили в программу 11 дисциплин гуманитарного цикла, в том числе музыку, изобразительное искусство, поэзию и другие? И каждый студент (будущий специалист в области ядерной физики или астронавт) должен выбрать из них для себя три, прослушать полный курс лекций и сдать тестовые экзамены, — обратился к коллегам Руслан Бозиев. — В Советском Союзе на проблему гуманизации инженерного образования обратили внимание в Московском государственном техническом университете имени Баумана еще в конце 60-х годов.

Давайте вместе разберемся, кого мы готовим? Технократов в худшем смысле этого слова или людей, которые будут контактировать не только с машинами, а с такими же, как они сами, то есть человек с человеком? Сохранится ли при нынешних подходах в человеке человеческое: доброта, сердечность, умение понимать, сочувствовать другому?

Воспитание в современном мире — очень сложный процесс, потому что, с одной стороны, мы проповедуем ценности капиталистического мира: каждый человек успешен сам по себе, и он тем более успешен, чем больше преодолевает сопротивление окружающих. Человек человеку не друг, товарищ и брат, а соперник. И если мы будем поддерживать это соперничество без оглядки на окружающих, то получим печальный результат. Я думаю, что необходимо перейти какую-то точку, после чего мы, наконец, поймем: отношение к воспитательной работе надо менять. Что воспитывать? Как воспитывать? И главное, на чем воспитывать?

Очевидно, что кризис в гуманитарном знании отражает в первую очередь как изменение внутреннего мира человека, так и положение человека в мире. Извечный спор между лириками и физиками был, есть и, наверное, будет всегда...

— Мир все более усложняется и становится абсолютно непредсказуемым, — констатирует Андрей Король. — А что делаем мы? Даем правильную, предсказуемую информацию с заранее известным результатом... «пичкаем» студента знаниями, а не развиваем креативность. Для подготовки современных специалистов, которые будут востребованы нанимателями, требуется переход от монологического характера обучения к диалогу. Молодежь раскрывается только тогда, когда ей интересно. Формула мотивации очень проста: говоря языком математиков, мотивация прямо пропорциональна самореализации.

В прошлом году в БГУ был создан межвузовский портал «Креативное образование: методология, содержание, практика». Это интерактивная интернет-площадка с возможностью дистанционного участия в ее работе всех желающих и налаживания диалога. Эвристическое обучение, на которое мы делаем ставку — это обучение на основе диалога, которое раскрывает ученика. Главной проблемой при внедрении подобной формы обучения в наших вузах, наверное, будет нежелание некоторых преподавателей совершенствоваться и прилагать больше усилий для того, чтобы студент не просто зазубрил, а понял и знал, как этим в дальнейшем пользоваться. И никакие приказы не в силах изменить ситуацию в учебном процессе, пока конкретный человек не придет и не начнет ее менять.

Андрей Король:

— Портал — это зеркало деятельности наших педагогов. На нем размещаются и проводятся в онлайн-режиме тематические вебинары, круглые столы, семинары и конференции, дискуссии, обсуждаются образовательные стандарты, учебные программы, технологии обучения. И с удовольствием отмечу, что определенная часть педагогов уже посмотрела на свою деятельность под другим углом.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото пресс-службы БГУ и Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Культура

Операция «Багратион»: новые подробности

Операция «Багратион»: новые подробности

Могилевская библиотека имени Ленина стала инициатором акции «Дорогами войны. Маршрутами Победы».

Общество

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Что его удивило, особенно порадовало, заставило задуматься?

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил