Вы здесь

Журналисты отправились в рейд с транспортной милицией


Суточный пассажиропоток станции «Минск-Пассажирский» с учетом транзита — свыше 100 тысяч человек. С наступлением тепла и дачного сезона людей на железной дороге становится еще больше. Корреспонденты «Звязды» присоединились к сотрудникам транспортной милиции и посмотрели, как поддерживают безопасность на стальной магистрали.


Алексей Чайковский и Андрей Федорович.

— Час пик для транспортной милиции — утро и вечер. Время, когда люди добираются на работу и возвращаются с нее. А еще вторая половина пятницы — день разъездов перед выходными, — объясняет начальник отделения охраны правопорядка и профилактики Минского ОВД на транспорте подполковник милиции Александр Карпович.

«Транспортники» столичного ОВД обеспечивают охрану общественного порядка на 11 железнодорожных станциях и 12 остановочных пунктах, находящихся в пределах городов Минска, Молодечно, Борисова и Слуцка, а также в поездах, движущихся по территории Минской области.

Маршруты сопровождения составов разрабатываются в соответствии с анализом оперативной обстановки. Чаще всего выбираются направления, на которых недавно произошло правонарушение, дачные, а также те, что идут к популярным зонам отдыха — Минскому морю, Птичи — или от них. Наш маршрут на сегодня — Минск — Гудогай. С фотокорреспондентом присоединяемся к «коллегам» в пятницу в 18 часов.

— В основном мы патрулируем на электричках. Это самый бюджетный вариант, который предлагает железная дорога. Поэтому и пользуется большим спросом среди пассажиров, — говорит Александр Станиславович.

«Поезд региональных линий эконом-класса «Минск —Гудогай» отправится через 5 минут с 22-го пути», — передали по громкой связи. Народ на перроне оживился.

— До Молодечно доберусь? — сомневается бабушка с большой сумкой в ​​красные розы.

— Эта, — указывает на электричку женщина лет 50, — на Хмелевку стоит?

— Где та пятая платформа!? — сердится мужчина в темных очках.

— Вопросы типа «как пройти на тот или иной путь» или «в каком направлении движется поезд» — самые частые, с которыми к нам обращаются люди. Мы как информбюро для пассажиров, — шутит командир отделения роты ППСМ Минского ОВД на транспорте старший прапорщик милиции Андрей Федорович.

Перед тем как приступить к патрулированию непосредственно по составу, наряд контролирует посадку людей в электричку.

— Можете осмотреть мою сумку. Ничего запрещенного в ней нет, — обращается к Андрею Ивановичу мужчина в синей майке. — Я вам доверяю, — швыряет багаж на лавку и уходит курить.

— Приятно, конечно, видеть такое доверие к сотрудникам милиции, но оставлять личные вещи без присмотра нельзя. В первую очередь о своем имуществе человек должен заботиться сам. Дальше уже в дело вступаем мы. Люди часто думают, что их тяжелый чемодан никто не поднимет, и «прячут» его где-то в углу вокзала. Но, как показывает практика, и на неподъемный багаж находится свой богатырь, говорит старший прапорщик.

* * *

Андрей Иванович служит в органах внутренних дел с 2008 года. Мужчина с образованием инженера, но работать по специальности не захотел: «Еще во время учебы понял, что не мое».

— Я в милиции уже третий год. Пришел сюда после армии. Сейчас заочно учусь в Барановичском государственном университете, — вступает в разговор сержант милиции Алексей Чайковский.

Наряд сопровождения составов состоит из двух милиционеров. Для охраны порядка на железной дороге иногда присоединяются бойцы ОМОНа, солдаты внутренних войск, работают дружинники.

«Уважаемые пассажиры! Наш поезд движется до станции «Гудогай»,— разносится по электричке. Тронулись. В вагоне многолюдно. Места у окна и по ходу движения поезда занимаются в считанные секунды. С края около прохода — свободно.

— Гражданин, просыпаемся, — обращается Андрей Иванович к мужчине, который пригрелся и задремал.

— Что случилось? — испугался пассажир. — Я ничего не нарушал!

— Одни возмущаются, что мы беспокоим их сладкий сон, другие — все понимают. В любом случае делается это исключительно для самих граждан. Ведь люди сумку на полку закинули, уснули и забыли о ней на час-два. А преступник все видит. Раскрыть такие правонарушения довольно трудно, поэтому лучше их предотвратить.

Около 70 процентов преступлений, происходящих на транспорте, — это кражи. Стягивают мобильные телефоны, кошельки, сумки и даже мешки с картошкой! Да, было в практике коллег и такое.

— Люди часто кладут мобильный телефон на стол в плацкартном вагоне, например, а сами идут за чем-нибудь или в туалет. Возвращаются, а гаджета нет. Похожая ситуация и с кошельками, которые пассажиры оставляют в карманах курток, — рассказывают собеседники. — Есть и те, кто просит спутников посторожить несколько минут свои вещи. Правда, не всегда незнакомец оказывается честным.

* * *

— Мы с мужем каждые выходные ездим на электричке на дачу в Бояры. Ничего криминального на нашей памяти здесь не случалось, но с милицией как-то все равно спокойнее, — считает пассажирка с журналом в руках.

— Может, какой вор и хотел что совершить, но увидит людей в форме и испугается! — поддерживает жену мужчина лет 50.

И действительно, присутствие блюстителей порядка в поезде, с одной стороны, заставляет пассажиров вести себя более сдержанно, с другой — позволяет чувствовать себя более безопасно.

— Граждане в нетрезвом состоянии — потенциальные жертвы воров и хулиганов. А часто и сами зачинщики различных конфликтных ситуаций, — говорят милиционеры. — К счастью, таких пассажиров с каждым годом становится все меньше. Напомним, человеку в алкогольном опьянении железнодорожники имеют право отказать в проезде. Билет в таком случае сдать не получится. Буянов высаживают на ближайшей станции. Это делается ради общей безопасности. Железная дорога — не место для застолий.

За открытую форточку или место, которое не уступили пенсионеру, пассажиры уже давно не спорят. Хулиганство — редкое явление в поездах. В целом обстановка на железной дороге, в отличие от знаменитых девяностых, спокойная. Даже в мини-кафе на вокзале все мирно. Стало меньше в вагонах и несанкционированной торговли. Суперклей, ножницы, перчатки ищите в магазинах.

Теряются на вокзале редко. Зато почти каждый день милиционеры находят тех, кто в розыске: «Вчера, например, задержали мужчину, который украл у знакомого банковскую карточку и снял с нее деньги».

«Уважаемые пассажиры! В целях вашей безопасности просим обращать внимание на подозрительных лиц, оставленные без присмотра вещи. В случае их обнаружения немедленно сообщить об этом сотруднику милиции или по телефону 102», - советуют по громкой связи.

Забывают в поездах все что угодно! От курток до домашних питомцев. Среди лидеров забытых вещей зонты и перчатки.

Молодой человек, сделайте свою «шарманку» немного тише, — сердится раскрасневшаяся мадам в белой шляпе. — Я другую музыку люблю!

Парень демонстративно подключает наушники к телефону и отворачивается от спутницы.

* * *

Станция «Ждановичи».

Здесь курить запрещено, обращается Андрей Иванович к пассажиру, который собирался закурить.

— Извините, не знал! Больше не буду! Я здесь проездом, оправдывается мужчина.

По словам милиционеров, нововведение 2015 года, когда на перронах и у входа в здание вокзала в столице появились места для курения, прижилось у граждан. Пусть и не сразу. Сейчас редкий "гость" преступает закон. Согласно статье 17.9 КоАП РБ, курение на территории вокзала запрещено, а за нарушение предусмотрена административная ответственность до 4 базовых величин.

— Переход железнодорожных путей в неположенном месте — довольно частое правонарушение. К сожалению, люди не понимают, что несколько выигранных секунд могут стоить им не только денег (штраф до двух базовых величин), но и жизни,— говорит Алексей.

Отдельная тяга к железной дороге у молодежи, которая последнее время повадилась рисовать на вагонах поездов. Изображение может появиться буквально за несколько минут, пока состав находится на остановке или в отстое. За повреждение транспорта предусмотрена уголовная ответственность (общественные работы, или штраф, или арест на срок до трех месяцев).

В отдельную категорию правонарушителей можно выделить так называемых зацеперов — людей, которые практикуют езду на поездах снаружи. Их на белорусской железной дороге, к сожалению, тоже хватает. Они катаются на крышах вагонов, цепляются за какие-либо конструкции сбоку.

— Средний возраст зацеперов 1417 лет. Что ими движет? Не хватает адреналина! Именно так они объясняют свои опасные приключения,говорят стражи порядка. Год назад был случай, когда двое юношей катались на хвостовом вагоне грузового поезда Минск Орша и спрыгнули во время движения. С одним любителем приключений все в порядке, второму ампутировали ногу.

Ответственность за недетские игры наступает с 14 лет. Частью 1 статьи 18.4 КоАП предусматривается наложение штрафа до трех базовых величин. В случаях когда подросток не достиг этого возраста, за его действия отвечают родители или те, кто выполняет их обязанности.

Встречаются и любители рискованных селфи на железной дороге, — продолжаем разговор о сомнительных увлечениях молодежи. Это как нужно не ценить свою жизнь?! Два года назад друзья-паркурщики хотели попрыгать на товарной станции «Минск-Сортировочный» по вагонам, сделать красивые фото. Все, кажется, ничего, но не подумали они про контактную сеть в 27,5 киловольт. Пробой может произойти на расстоянии до метра. Как результат, один экстремал умер, второй получил термические ожоги от первой до четвертой степени (80 процентов тела). Погибшему был 21 год.

На днях на той самой станции подобный случай произошел с восьмиклассником. Подросток с ожогами тела и различными травмами находится в больнице в тяжелом состоянии.

Сотрудники транспортной милиции, как и их коллеги из других подразделений, самым важным в службе считают умение найти подход к каждому человеку. Физические нагрузки блюстителей порядка не пугают, хотя за смену патруль на железной дороге проходит не один десяток километров: «В общем, жизнь стальной магистрали затягивает. Со временем ты просто не представляешь себя на другом месте».

* * *

«Поезд региональных линий эконом-класса прибыл на станцию «Гудогай».

Екатерина АСМЫКОВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Операция «Багратион»: новые подробности

Операция «Багратион»: новые подробности

Могилевская библиотека имени Ленина стала инициатором акции «Дорогами войны. Маршрутами Победы».

Общество

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Что его удивило, особенно порадовало, заставило задуматься?

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил