Вы здесь

Что лучше: давать или брать?


На многих встречах нам задают подобные вопросы: «Что делать, если моя соседка постоянно приходит в воскресенье или в праздник и что-нибудь просит? А после того как она что-нибудь возьмет, я обязательно плохо себя чувствую»; «Уже не раз замечаю, в воскресенье идет соседка, чтобы что-нибудь одолжить. В этот день обязательно поругаюсь с мужем».


Во-первых, никогда в таком случае не давайте то, что попросили, из рук в руки — положите на стол и понаблюдайте за поведением соседки: если возьмет и пойдет, знайте — ничего плохого она вам сделать не хотела, просто эта хозяйка немного неорганизованная. Если же начнет выкручиваться и делать так, чтобы вы передали вещь из рук в руки, — человек приходит в дом с плохими мыслями.

Понятно, что в этом случае главным условием является то, что оба человека являются представителями одной и той же региональной традиции. В нашем случае мы видим, что соседка идет на умышленное нарушение (подтексты этого желания могут быть разные: специально спровоцированные или совсем не злоумышленные — действительно дома не осталось хлеба). В таком случае хозяйка дома, к которому пришли за заемом, запускала механизм противодействия, направленный на сохранение дальнейшего гармоничного существования своей семьи. Она стремилась предостеречь себя и хозяйство от возможного негативного воздействия. Например, чтобы не навлечь на свою семью беды и неприятностей, знали, что, если вы угощаете чужого человека, путешественника или соседа молоком, в кувшин необходимо положить крупинку соли. Недаром говорили: «Соль таму ў вочы, хто дабра нам не хоча».

Социокультурная интенция «давать — брать» охватывает практически все стороны отношений между людьми. Считалось, что, передавая ту или иную вещь, можно передать (отдать) и соответственно получить и другие «ценности» (семейное благополучие, «спор» или плодородие земли или плодовитость домашних животных, личный успех, человеческое счастье). Поэтому в кодексе норм бытового этикета и обычного права нашего народа существовал ряд правил, которых необходимо было придерживаться во время процедуры передачи: когда вы одалживаете что-нибудь, дарите или получаете те или иные вещи, деньги и т. д.

Целый ряд регламентаций, связанных с дилеммой «брать — отдавать», касались того периода времени, когда начинались (не отдавай рассаду капусты, пока сам не посадил) и заканчивались сельскохозяйственные работы: урожай и рост растений отойдет к тому, кто брал те или иные вещи.

  • Никогда не отдавали ничего и не заимствовали в тот день, когда из дома уезжал кто-нибудь из родственников. Считалось, что выполнение этого запрета будет способствовать хорошему пути и возвращению домой того, кто находился в путешествии.
  • Первые три дня после рождения ребенка наделялись особой сакральностью. Считалось, что если в эти дни что-то одолжить или отдать из дома, то ребенок «будет сторониться родного дома», то есть, будет путешественником, «перекатиполе».
  • Никогда не давали и не отдавали что-либо в понедельник. Предполагали, что в таком случае вся неделя «пойдет прахом». Если отдавали из дома продукты питания, например, хлеб, молоко, муку, сахар, следили, чтобы не отдать последнее, иначе сам останешься без всего. Никогда не отдавали молоко из дома в день первого выгона скота в поле. Хлеб, как и другие продукты или вещи, никогда не передавали через порог, чтобы из дома не ушло благополучие.
  • Особой сакральностью наделяли пламя. Поэтому у некоторых славянских народов существовал строгий запрет: ни при каких условиях не отдавать из дома огонь. Считалось: если вы выносите из дома пламя (свет), дом оставляет счастье.
  • Пчеловоды никогда не угощали медом больных людей, потому что были убеждены, что пчелы заболеют и погибнут. Мед для больного человека нужно было давать через третьи руки.
  • В Беларуси были уверены в том, что в тот момент, когда в доме находится покойник, из него нельзя ничего брать, выносить и т д., потому что «перенесешь» смерть в свой дом. В дни чествования предков, напротив, необходимо было раздавать продукты питания, вещи, деньги.
  • Существовало строгое правило: милостыню давали при входе на кладбище (как и, кстати, в храм), при выходе с кладбища — никогда!
  • И сегодня в народе существует неписаное правило не отказывать в просьбе передачи каких-либо вещей, продуктов питания беременной женщине. Рассказывают, что если ей отказать, дом «заполонят» крысы.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы про корни и приспособленность к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «пра радзіннае».

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».