Вы здесь

Каким мифическим существам поклонялись наши предки?


Во что верили наши предки, которым мифическим существам поклонялись, которых ценили, а каких боялись и предпочитали с ними не встречаться? Об этом и не только расскажет уникальная экспозиция Заславского музея леса и мифологии.


— Наш музей открылся в 2005 году и является единственным не только в Беларуси, но и за ее пределами. Он считается детским, да наведываются сюда и взрослые, те, кто через предания, мифы, образы хочет больше знать о прошлом наших предков, — говорит сотрудница историко-культурного музея-заповедника "Заславль" Тамара Гудина.— Белорусский мифология не такая богатая, как, например, греческий. Тем не менее она интересна, многогранна. И мы старались показать те мифические образы, которые жили рядом с нашими предками, а может, живут и сейчас среди нас. Возможно, они наблюдают за нами, подсказывают, как себя вести в определенный момент. Но мы их не видим и не слышим.

Концепция музея — показать темные и светлые проявления лесной жизни. На светлой стороне леса поселились звери и птицы. На темной — разные бесы, представители параллельного мира.

Самый страшный дух Болотный. Он заманивал людей в болото, искушая сладкими ягодами, росшие там. Ступить человек, чтобы сорвать дары леса, и погибает в трясине. Болотный собрал около себя компанию, да еще какую страшных пауков, ядовитых змей. Все они его помощники в злых делах.

А рядом на дереве сидит Русалка. Жили эти существа в чистых озерах или реках. Это затонувшие девушки их души переселялись в Русалок. По преданиям, в начале лета, когда наступает русалкина неделя, они могли сильно злиться, нервничать. Некоторые выходили на берег, другие забирались на дерево и пели одинокие песни или водили в ржаных полях хороводы. Иные вытаптывают круги, заманивая лиц мужского пола.

На теплом камне греется семья змей, а главная среди них — Царь-змея. В белорусском мифологии она занимает почетное место, считается важной и мудрой личностью. Царь знает, куда вести свою семью на зимовку, а если возвращаться обратно. Чтобы погреться, он выбирает на поляне большой теплый камень. Как полагали ранее, такой вожак или царь есть в каждой череде животных. Этот самый главный змей был помощником у хозяина леса — Лешего, или, как его называют, Лешего. Вот он стоит такой сильный, с длинными волосами, и слышит за километры, что происходит в его владениях.

У каждого Лешего была своя территория от одного перелеска к другому. И когда он выходил на край леса, то становился маленьким, незаметным. А вот в лесной чаще был вновь высоким и крепким, даже мог вырвать дерево с корнями и сделать из него посох. Звери и птицы были друзьями Лешего, он их опекал, а они верой и правдой служили ему. Сова ночью все увидет и утром расскажет, что происходило в лесу, когда хозяин спал.

А кто затаился в корчаге? Приглядевшись, видишь небольшого старичка, ручками-крючками крепко держится за корягу. Именно поэтому его иногда называют Корчажник. Другие — лесной гном, Леший, Хапун. Это милое существо любит развлекаться с грибниками. Увидеть, что человек идет с дарами леса в корзине, обязательно незаметно подкинет ему под ноги сук или пень. Грибник споткнулся, упал, а грибы посыпались на землю. Вот тебе и продовольствие лесному шалуну. Если со взрослыми в лес приходили дети, то они должны были попросить: «Лесной дедок, покажи мне грибок», — глядишь, и повезет на хорошую «тихую охоту».

Кого из нас в детстве не пугали оборотнями времен древнего философа и писателья Геродота. Считалось, что люди, которые обладали нехорошим волшебством, обращались к силам зла и тьмы — Черному богу, чтобы превратил их непонятно в кого, чтобы их не узнавали сородичи. И Чернобог помогал им стать страшнее волка и выше человека. Когда люди натерпелись от этого беса, то попросили Всевышнего избавить их от оборотней.

— Предания посылают нам, людям, сигнал: если мы будем делать зло друг другу, обижать, то его накопится столько, что эти монстры могут вернуться. Пожалуй, в каждой легенде есть напоминание, что добро должно побеждать, а зло должно быть наказано, — считает Тамара Андреевна. — Вообще, вся мифология напоминает, что добро и зло идут рядом. Но добра должно быть больше.

Но, пожалуй, главный герой музея, который приютился у печки -— добрый дух дома — Домовой. На улицу ему лишний раз не хочется выходить, там то холодно, то жарко, то мороз, то дождь. Поэтому он любит проводить время в доме. Домового наши пращуры представляли по-разному. Для одних это был дед небольшого роста с белой бородой и длинными волосами. Для других — хороший молодец. Домовой не любил, когда в доме шумели, мусорили, кричали. А еще говорили, что домовой не выносил сварливых хозяек и мог показать нрав, показать, кто в доме настоящий хозяин: горшок с блюдом сбросить с припечка или жбан с молоком со стола. И тогда женщина старалась умилостивить его, оставить на виду что-то вкусное

Конечно, в музее поселялись далеко не все персонажи белорусского мифологии. В действительности их гораздо больше. Но и та экспозиция, которая есть, привлекает к себе с каждым годом все больше посетителей. И это знаменательно, ведь древнее Заславье задумывается как рекреационно-туристический город-спутник Минска.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Фото Андрея САЗОНОВА

Название в газете: Мінулае продкаў праз паданні і легенды

Выбор редакции

Общество

Как под Минском сортируют мусор

Как под Минском сортируют мусор

Оператор вторичных материальных ресурсов и движение за переработку отходов «Цель 99» дали людям возможность своими глазами увидеть, как выглядят «мусорные кладбища».

Спорт

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

О слезах, поте и победе самого белорусского вида спорта.