Вы здесь

Чем живет столичный детский дом №2


Сергея мать бросила в роддоме, сбежала, и ее так и не нашли... Ваня и Максим — из многодетной семьи, у них есть еще два брата и две сестры, а мать большого семейства, которой немного за 25, недавно родила седьмого ребенка. Подобные истории, к сожалению, отнюдь не исключение в столичном детском доме № 2. В конце лета его расформируют, поскольку десять детей выпустятся во взрослую жизнь, кто-то пойдет на усыновление. Родителей двоих малышей восстановят в правах на детей. Тем, кто останется, подберут другие формы воспитания, в частности, направят в семейные детские дома, и это гораздо лучше, чем в детдоме, уверена его директор с более чем 30-летним стажем Валентина ЗЕНЕВИЧ.


«Ресторанный» образ жизни

С мая 1988 года она пришла сюда после смены трех директоров, которые менялись чуть ли не ежегодно, и осталась на все время существования учреждения. В этом году Валентина Петровна отметила свое 70-летие, однако сил и рвения на воспитанников у директора хватит еще на долгие годы. Не зря же она несколько раз бабушка, в том числе и благодаря бывшим выпускникам, которые и во взрослой жизни не забывают о той, что старалась помочь.

— У меня пока чувство, что я всю жизнь здесь буду работать, — смеется она. — Хотя подруги и удивляются, как я столько лет живу на этом вулкане.

Приходя на работу, директор всегда спрашивает у дежурной: все ли здоровы, все ли на месте, все ли хорошо? Так чувство ответственности за подопечных становилось постоянным. Директор до сих пор не может позволить себе пойти на больничный, у нее накопилось уже 114 дней отпуска.

Говорит, что все годы работы с детьми старается решать три задачи. Воспитать малышей полноценными гражданами страны, чтобы никто не мог оскорбить их фразой «ты детдомовец, что с тебя взять», добиться, чтобы малыши не повторили ошибок своих родителей, а еще — создали собственные семьи.

Жители детского дома всегда стараются поздравлять ту, кто заменил им мать.

— Приходишь на работу, а там кто-то заболел, кому-то надо новый дневник, кому-то циркуль... У нас сейчас 64 ребенка, и это как минимум 64 проблемы ежедневно, — делится директор.

Она часто вспоминает слова своей однокурсницы по филфаку поэтессы Евгении Янищиц, что «человек в течение дня проживает много социальных ролей: работника, покупателя в магазине, пассажира в автобусе. И от того, насколько он социализирован, зависит в итоге успех его жизни».

— Детей нужно готовить к этим социальным ролям, чтобы они понимали, что все в жизни дается трудом, чтобы знали цену копейке. А такой «ресторанный» образ жизни в детдоме, когда все готово и по расписанию, имеет отрицательный отпечаток. Жаль, что при таком учрежден  нельзя создать хозяйство и гряды, — говорит она.

Валентина Петровна уверена, что современные дети более раскрепощенные, чем их предшественники, исчезла наивность, они быстрее адаптируются к жизни. Материальное обеспечение у них также значительно лучше, чем было раньше, и они не живут в закрытом пространстве. Имеют карманные деньги, ходят в библиотеку, кино и др.

«Поле чудес» и «час чтения»

Эти деревья 30 лет назад директор видела совсем маленькими.

После обеда дом оживает, так как дети возвращаются из школ — учатся они в обычных учреждениях вместе со сверстниками, живущими с родителями.

— Тем не менее становление личности у наших детей гораздо более медленное, чем у домашних, — замечает Валентина Зеневич. — Мать не прижимала их к груди, не формировала устойчивого психологического статуса, и это сказывается и физически, и сенсорно. У них медленное восприятие, память, внимание, логическое мышление.

То, что недодали в детстве, нужно наверстывать, а для этого нужна хорошая эмоциональная накладка, которую создают через игры.

В детдоме 13 кружков разного направления. Для лучшего усвоения школьной программы играют в «Поле чудес», в клубе «Знатоки» формируют логику и мышление, а на занятиях в «Талантливых собеседниках» учатся культуре поведения и общения.

Некоторые дети живут здесь много лет. Дуся - младшая из четырех детей в своей мамы - здесь недавно, но сразу стала любимицей Валентины Петровны.

Для физической подготовки есть «Полеты на спортивную планету», футбол, эстафеты. А чтобы научиться обслуживать себя, готовят в кафе «Пальчики оближешь» и «Готовим сами». Дети получают по 10 рублей на карманные расходы и из этих денег приобретают в магазине вместе с воспитателем необходимые ингредиенты. Заодно и учатся ориентироваться в ценах. Что-то приносят и сами воспитатели. Дети умеют пользоваться микроволновкой и стиральной машинкой. Дни рождения отмечаются как дома, с тортом, свечами и подарком, который заказывает именинник. Так что нынешние выпускники не будут страдать от мысли, почему «макароны жесткие». После ужина ежедневно наступает «Час чтения».

С родителями и без них

Только двое из 64 воспитанников детдома биологические сироты, у которых нет живых родителей. Это дети, которые родились в Нигерии. Фатиме в ноябре будет 18, скорее всего она поедет в Италию на удочерение, которое там возможно до 23 лет. Абу — 17, его, наверное, возьмут в детский дом семейного типа. В Нигерии осталась их старшая сестра, которая уже сама имеет детей.

В девичьей спальне уютно и чисто.

У остальных детей кто-то есть, и родственники, иногда, приходят. Вот и сейчас на диване женщина ждет Дусю. Девочка — младшая из ее четырех детей, двое из которых в СПЦ Центрального района, один — с отцом. Все они от разных мужчин.

Большинство малышей в детском доме посещают редко, однако дирекция поддерживает эти отношения. Плохое о родителях здесь не говорят.

— Генетические проблемы у детишек начинают проявляться в подростковом периоде, лет после 14, и здесь особенно надо работать. Судьбу своих выпускников мы отслеживаем еще два года после интерната. Тех, кто к нам заходит, стараемся и покормить, так как знаем, что с этим у них могут быть трудности, — говорит Валентина Петровна.

Итальянская мама или белорусский уют?

30 детей летом на все три месяца поедут в Италию на оздоровление. И это хорошо, так как помогает детям сформировать семейную позицию, которая должна существовать в обществе, считает директор.

— Каким бы хорошим ни был детский дом, но это государственное учреждение со своими строгими законами и порядками, хотя мы и создаем теплую обстановку.

Фатима — одна из немногих детей, чьих родителей нет в живых.

Детский дом № 2 находится в переоборудованном здании детского сада. Здесь сейчас шесть групп: дошкольники, две группы девочек и три группы мальчиков. Подбирать малышей в группы стараются по возрасту.

Социальные сироты, наверное, будут продолжать появляться в Беларуси, однако пусть они лучше живут с заботливыми опекунами и приемными родителями, чем с опасными родными или в детских домах. Тем более что закрытие детдомов и направление малышей в семьи или дома семейного типа поможет им в будущем не привыкнуть спекулировать ярлыком «бедной сироты», которому все позволено и все должны, подчеркивает директор.

Ирина СИДОРОК

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.