Вы здесь

Законодательство в сфере банкротства должно улучшиться


Вопрос несостоятельности предприятий чрезвычайно сложный, так как затрагивает интересы сразу нескольких сторон, которые, мягко говоря, не всегда совпадают. Инвестор хочет вернуть вложенные деньги, банк — кредит, сотрудники ожидают выплат и хотят сохранить рабочее место, владелец бизнеса хотел бы избежать долгов, а государство заинтересовано в специалистах, развитии бизнеса и социальной стабильности. О том, насколько эта проблема актуальна и как сенаторы видят ее решение, наш разговор с председателем Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимиром Пантюховым.


— Владимир Иванович, тема неплатежеспособных организаций была предметом обсуждения на заседании секции № 2 научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Беларуси при Президиуме Совета Республики, которую вы возглавляете. Насколько остро стоит вопрос?

— Для Беларуси он очень актуален. Согласно статистике, по итогам января — марта 2019 года удельный вес нерентабельных и низкорентабельных (до пяти процентов) организаций на 4,3 процентных пункта превышает аналогичный период 2018 года. Не снижается и удельный вес убыточных организаций. Темп роста объема средств, направляемых на погашение кредитов, за первый квартал составил 113,6 процента. На погашение кредитов и займов в этот период организации промышленности тратили каждый третий рубль своей выручки.

— Какие принимаются меры, чтобы улучшить ситуацию?

— Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы предусматривает управляемое выведение из экономики неплатежеспособных государственных организаций, вовлечение в экономический оборот их активов и эффективное использование трудовых ресурсов, которые освобождаются. В Палате представителей находится законопроект, который должен урегулировать проблемы в этой сфере.

Действующий закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2012 году, с тех пор назрела потребность в новых экономических инструментах, которые направлены на защиту интересов и должников, и кредиторов, и работников, и собственников бизнеса, и государства, и общества.

— Как известно, Совет Республики мониторит правоприменительную практику. Какие результаты анализа законодательства в этой сфере?

— Действующее законодательство в большей степени ориентировано на ликвидацию организаций-банкротов, а не на восстановление платежеспособности или смену собственника имущества. По статистическим данным, рассмотрение дел в судах в большинстве случаев заканчивается принятием решения о ликвидации.

Именно поэтому необходим поиск эффективных механизмов, направленных на реабилитацию бизнеса, которые будут обеспечивать решение как микро-, так и макроэкономических задач. На микроуровне — это защита прав кредиторов и оздоровление финансов предприятий, замена неэффективных менеджеров, на макроуровне — снижение инвестиционного риска, улучшение качества финансовой системы.

— Какие предложения от бизнеса прозвучали на расширенном заседании секции № 2 научно-консультативного совета?

— Бизнес хочет равных условий при банкротстве частных и государственных организаций. Были предложения относительно профессиональности антикризисных управляющих. В связи с этим мы рекомендовали Министерству экономики спрогнозировать последствия внедрения единых подходов к банкротству организаций независимо от формы собственности, а также последствия изменения статуса руководителей. Предложили изучить возможность привлечения экспертов к проведению оценки эффективного планирования процедур банкротства.

Авторы законопроекта заложили механизм создания института саморегулирования. На наш взгляд, это позволит оптимизировать государственное вмешательство в решение экономических проблем, повысить профессиональный уровень и эффективность руководителей, более рационально проводить процедуры банкротства. Бизнес не против этого института как такового, но выражает замечания насчет принципов его создания и функционирования. Поэтому мы рекомендовали разработчикам закона вновь вернуться к этому вопросу, проанализировать действующие законодательные условия по внедрению института саморегулирования в различных сферах общественных отношений, а также опыт зарубежных стран, в том числе Евразийского экономического союза.

По предложению бизнеса совет рекомендовал проанализировать целесообразность детальной регламентации вопросов обеспечения представительства работников организаций, находящихся в процедурах банкротства.

Еще одна рекомендация касается механизма назначения руководителей в значительные организации реального сектора экономики: он должен уменьшить риск неквалифицированного управления. Участники совета согласились, что механизм допуска на рынок антикризисного управления высококвалифицированных специалистов требует дополнительной проработки.

Ряд рекомендаций научно-консультативного совета касается оптимизации законодательства в сфере экономического банкротства: речь о нормах, регламентирующих узкие процедурные вопросы, и о сроках добровольного обращения неплатежеспособных организаций в экономический суд. Очень важно вовремя ввести антикризисное управление и повысить шансы на стабильную работу.

Совет предложил к корректировке Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" привлечь наиболее квалифицированных юристов и ученых, чтобы обеспечить баланс интересов инвесторов и государства.

Несмотря на то, что вопрос введения обязательного страхования выплат работникам в случае банкротства нанимателя широко обсуждался, есть потребность снова вместе с Федерацией профсоюзов Беларуси изучить эту возможность.

Таким образом, нужно сохранять баланс интересов всех участников процесса банкротства, стремиться к реабилитации субъектов хозяйствования, а при внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» избегать зарегулированности.

Мы также рекомендовали Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам совместно с Министерством экономики проработать целесообразность предоставления налоговым органам полномочий на заключение мировых соглашений в процедурах банкротства и внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Постоянная комиссия Совета Республики по экономике, бюджету и финансам продолжит взаимодействие с заинтересованными в этой сфере сторонами, в том числе через обсуждение проблем и выработку необходимых мер.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.