Вы здесь

Как в Могилеве пытаются решить проблему с бродячими животными


Пушистая трехцветная кошка появилась около нашей многоэтажки неизвестно откуда. Нежная и доверчивая, она совсем не боялась людей. И красавица была редкая. Некоторые даже обещали забрать ее домой и однажды забрали. А на следующий день она снова сидела возле нашего подъезда. Ее красивая мордашка была вся смята, изо рта капала кровь, один глаз вообще не открывался. Скоро выяснилось, что овчарка потенциальных хозяев не приняла кошку в «семью», а люди не посчитали нужным спасать изуродованное существо. Бедняга действительно казалась безнадежной  одним словом, умирала.


Имя сработало

Не волнуйтесь, Катя жывая. Катя это имя кошки. А еще само собой ангела-хранителя волонтера Екатерины. В Могилевское общество защиты животных «Доброе сердце» я тогда позвонила скорее от беспомощности. На сигнал прибежала девушка, посадила страдалицу в переноску и предупредила: ищите вашей подопечной хозяина. Потом Катя присылала в «Вайбере» отчеты, а я боялась их смотреть. Перебинтованная кошка з какими-то трубочками казалась мне еще более безнадежной. Но девушка подбадривала. И действительно, через несколько недель мурлыку было уже не узнать.

— Наверное, имя сработало, — смеется Екатерина. Когда я принесла ее к ветеринару, первое, о чем у меня спросили, как ее имя. Я сначала растерялась, а потом выпалила Катя. Мол, ей сейчас не хватает здоровья, а у меня с этим все в порядке. Через некоторое время подруга, которая не знала, что я дала кошке свое имя, назвала ее Катей уже во второй клинике. Одним словом, у кошки такая судьба быть Катей.

Бедному животному пришлось ставить зонд: самостоятельно есть она не могла. Под контролем своей тезки она быстро восстановила силы. А недавно переехала на постоянное место жительства в хорошую семью. Хэппи-энд, занавес, аплодисменты... Таких оптимистичных историй Катя может рассказать много. Последние шесть лет она только и занимается тем, что спасает больных кошек и находит для них семьи. А все началось внезапно.

— У меня жил кот, и я даже не думала о том, что они могут болеть. За пятнадцать лет его жизни я только два раза была у ветеринара, — рассказывает она.— На уличных его сородичей вообще не обращала внимания. Мне казалось, что котам нужна только еда и больше ничего. Но однажды я подобрала на улице маленького беспомощного котенка, который умирал, и принесла домой. Как потом выяснилось, он болел калицивирузом (распространенная кошачья болезнь) и заразила моего кота. Мы поздно увидели это, и спасти его не удалось. Это было большое горе для меня. И я решила: котенок немного подрастет, я его отдам, и больше котов у меня не будет. Но вслед за Сарочкой, так мы ее назвали, появился такой же больной Стёпочка. На него страшно было смотреть — обессиленный, с кучей блох. В клинике сказали, что без операции на глазах не обойтись, потому что у него они уже почти не открывались. И мы пошли на это. Полгода нянчились с двумя кошками, а потом стали появляться новые из числа больных, травмированных, отравленных.

Братья наши меньшие, простите нас

А вот этот случай совсем из другой плоскости. Лет десять, а может и больше, в Могилеве судили молодых парней, которые издевались над котами и снимали весь этот трэш на видео. Сначала с экрана смотрят испуганные глаза отловленного в подворотне маленького котенка. Через несколько секунд его разрывает человеческая рука и на ладони жутко пульсирует окровавленное сердце...

Один из последних постояльцев Кати — Саня, рыжий кот без хвоста. Ветеринары посмотрели его и сказали, что кто-то выдернул хвост из позвоночника. Не просто прижал дверью, а рванул со всей дури.

Не отыскался пока хозяин и для Оскара, который на воспитании Кати. Он красивый, но одна лапа бездействует. Коту перебили вообще две и изуродовали так, что ветеринары три часа собирали его по запчастям.

Бродячие животные редко бывают здоровыми. Панлейкопения, вирусный перитонит, кальцивироз —  от одних названий этих распространенных среди бездомных кошек и собак болезней делается плохо. Екатерина же произносит их без запинки. И очень благодарна своей подруге Светлане, которая помогает ей лечить. Светлана —  дипломированный специалист по ветеринарии.

— Севу мы вернули, считай, с того света, от него отказались даже ветеринары, —  рассказывает Катя про еще одного своего питомца. — У него не работал желудок. Месяц боролись, и он выжил. Но после этого стал есть только вареное мясо. Никто не хочет сильно тратиться на кота. Поэтому он у нас и остался.

Вся зарплата на котов

Спасать котов для собеседника — дело жизни. Правда, обходится это недешево. «Только одних кормов покупаю ежемесячно на 200 рублей, а если кто-то заболеет, это караул, — признается Катя. — Через общество «Доброе сердце» ищем спонсоров. Благодаря организации можно экономить на каких-то операциях, стерилизации. За деньги общества мы стерилизовали кошек из нескольких ближайших дворов. Осенью люди снова начнут выкидывать из домов своих питомцев, и все начнется снова. Эти несчастные животные ходят, болеют, пока не умрут или пока такие, как мы, не возьмут их к себе домой.

— Плохо, когда проблемными бродячими животными должны заниматься исключительно волонтеры,— бросает подруга Екатерины Светлана. — Один в поле не воин. У нас в городе есть только «передержки» и «Спецавтопредприятие», где их усыпляют. Что тут говорить, если сознание граждан низкое, если они не понимают элементарных вещей, важность той же стерилизации. Нам, чтобы стерилизовать десять кошек на месяц, нужно целую зарплату положить. Клиник, которые делают это бесплатно, в Могилеве нет. Хотя это социальная проблема.

«Десятки поездок к ветам и «гигабайты» терпения, поиск хозяев и ура! Они нашлись». Эти оптимистические строки с сайта могилевского общества защиты животных «Доброе сердце». Общественная организация объединяет волонтеров вроде Екатерины и Светланы, которые добровольно помогают по возможности бродячим животным. Все кошки и собаки, представленные на сайте, живут на «передержке». Они реабилитированы, прошли медицинский осмотр, другие необходимые профилактические процедуры. К сожалению, не все животные прививаются, потому что не хватает средств на вакцинацию. Эта процедура возлагается на будущих хозяев. Нельзя без слез смотреть на особых воспитанников, проще говоря инвалидов. Кот в подгузнике, потому что у него переломлен позвоночник и он не может контролировать свой стул, котенок без глаза они тоже ищут себе дом и обещают любить своих хозяев. И счастливые сообщения: «Гром дома!», «Света дома!», «Умка, Аляска, Стеша, Винни, Машенька, Варя дома» вселяют надежду, что работают волонтеры не зря. Находятся люди, которые жертвуют деньги, помогают продуктами, делают за свой счет операции, но таких примеров, к сожалению, мало.

Интересно, что нашими бродяжками больше интересуются иностранцы. Красивый серый кот Филипп, который пока живет у Кати, седьмого июля летит на самолете в Германию. Он уже и с документами, и с прививками. Еще одну Катину кошку забрала семья из Франкфурта-на-Майне.

Это еще и опасно

О том, что проблема бродячих животных стоит остро, говорят и работники могилевского «Спецавтопредприятия».

Регистрация животных в Могилеве идет очень медленно, — говорит заместитель директора Валентина Плескачева На сегодняшний день зарегистрировано только 150 собак. А сколько их живет в частном секторе, никто не скажет. Что касается кошек, то их вообще никто не регистрирует. В результате бродячих животных меньше не становится.

На предприятии есть несколько вольеров для временного содержания собак. Но здесь они могут находиться не более пяти дней. И хозяин, если он найдется, должен компенсировать затраты на содержание. Моя собеседница упомянула только один случай, когда отловленая собака была зарегистрирована и с жетоном, по которому и нашли хозяина.

К сожалению, отсутствие порядка с учетом животных приводит к очень неприятным последствиям. В Могилевском районе недавно был случай, когда девочку покусала собака. Когда собаку проверили, она оказалась больна бешенством.

Тем временем

В могилевской школе № 34 решили найти выход из проблемы. Здесь написали целую исследовательскую работу по поводу бродячих животных и даже сделали котодом.

— Мы прочитали, что в одном из белорусских городов с помощью международной организации такой катодом установили, —рассказывает учительница начальных классов Ольга Петрова. — Мы решили повторить этот пример. Вместе с ученицами второго и четвертого классов провели исследование и даже с другими учениками четвертого и второго классов ходили к волонтерам организации «Доброе сердце». Проблема действительно очень острая. Но если мы сделали котодом, выяснилось, что поставит его в городе негде: нарушаются саннормы.

Получается парадокс: бродячие животные есть, а создавать им условия жизни нельзя. В результате котодом прописался на территории частного домовладения. А проблема так и осталась.

Нелли ЗИГУЛЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.