Вы здесь

Как научить детей быть взрослыми?


Одна женщина не могла пить воду из стакана. Совсем, никак, непреодолимо. На сеансе психоанализа ее вернули в детство. Оказалось, во времена, когда она была еще маленькой и не умела говорить, однажды захотела попить. Стакан стоял на столике, однако, прежде чем девочка до нее дотянулась, ее опередила кошка и немного похлебала оттуда. Девочке это не понравилось. Вскоре пришла мать и со словами «наверное, ты хочешь пить» стала поить дочку из этого стакана. Девочка сопротивлялась как могла... В результате возникло стойкое отвращение к стакану с водой. Это одно из многих подтверждений того, что многие наши проблемы происходят из детства... О причинах конфликтов человека с обществом, которые берут корни из детства, мы говорили с психологами в «Клубе львов» на встрече в рамках проекта «Папа-школа».


Социальный дарвинизм

Существует мнение, что менять сферу своей деятельности нужно каждые пять-шесть лет, иначе рискуешь погрязнуть на одном месте и перейти в застойный режим. Если менять только место работы, но оставаться в том же «амплуа», то маловероятно выбиться на путь карьерного роста. Психологи все чаще советуют приобретать разнообразные компетенции, чтобы приспосабливаться к новым обстоятельствам. Такой подход срабатывает и может стать полезным, в том числе и при воспитании детей.

Когда человек превращается в личность, это называется социализация — усвоение норм, правил, ценностей общества, к которому он принадлежит, а также стереотипов и шаблонов поведения. При этом происходит адаптация или приспособление к миру.

— В природе выживает вид, который наилучшим образом приспосабливается к обстоятельствам. Те, кто не может, остаются на предыдущей ступени развития. Это идеи социального дарвинизма. Так и в обществе: кто лучше адаптируется, будет более успешен, — говорит магистр психологии Иван Цыркун. — И здесь возникает понятие ширины социализации — количества сфер, к которым смогла приспособиться личность. Чем больший опыт приспособления, тем выше ее выживаемость в обществе.

Система образования также очень влияет на создание мнения человека об окружающем мире, доносит до него общепринятое мнение большинства.

Айсберг по Фрейду

Зигмунд Фрейд считал, что причина конфликта человека — в его импульсах и инстинктах, которые сдерживались в детстве. Он предлагает воспринимать человека как составное из трех частей. Верхняя часть — видна, как у айсберга, — это осознанное эго. Скрытая «под водой» часть — подсознание. И третья невидимая часть — механизм контроля, или суперэго: это результат воспитания, те самые нормы и правила, сдерживающие ненадлежащие импульсы.

— Чем больше сдержанных импульсов, тем больше вероятность развития различных неврозов и истерии, — объясняет Иван Цыркун. — Социально приемлемый способ трансформации психической энергии — сублимация. В широком смысле это творчество или любая социально приемлемая деятельность.

Психосексуального развитие, согласно теории Зигмунда Фрейда, длится до 15 лет. В 15 лет окончательно формируется психика и наступает вторичная стадия, когда приобретаются статусы: профессия, принадлежность к определенным социальным группам, получение семейного статуса.

— Окончательно это обычно приобретается годам к 30. После наступает стадия устойчивой социализации, когда количество социальных ролей фактически не меняется. А с выходом на пенсию приходит стадия потери социальных ролей, — говорит психолог.

Не конкурент, а учитель

«Как реагировать, когда сын-подросток меряется с тобой силой, а тебе уже трудно его победить?» «Что ответить, когда девочка спрашивает у папы, красивая ли она?» — эти и другие вопросы задавали участники встречи психологом, ознакомившись со стадиями взросления ребенка.

— Ваши вопросы говорят, что вы начинаете серьезную (?!) борьбу с подростком, думаете, как его победить! Но зачем? Для взрослого это должна быть просто игра, — говорит кандидат психологических наук Надежда Цыркун. — Задача родителей — занимая доминирующую позицию, научить ребенка жить в социуме, натренировать его, чтобы выпустить в свет. И в игре ребенок всегда должен быть победителем, иначе он получает стресс. Играйте в открытую, помогайте разобраться, какой ход сделать следующим. Таким образом вы выйдете из ситуации конкуренции и займете место учителя. Это позиция взрослого человека.

Кроме того, существует влияние культуры, вкладываемый в человека в виде социальных норм, воспитания, соблюдения правил морали и этики. Но поведение в одной и той же ситуации может закладываться совершенно разными людьми, которые ориентируются на различные нормы, отмечает Надежда Цыркун:

— Вышел мальчик на улицу, ему хочется по лужам побегать. Однако мама надела ему белые носки и говорит, что нужно быть аккуратным и красивым. А папа говорит, что мужчины лазают по деревьям и гоняют мяч. В результате ребенок стоит около лужи и его «клинит». Он не может выбрать между заложенными нормами. Так что заложенные нормы — это хорошо, но нужно уметь из них выбирать. Ни одна норма ни плохая, ни хорошая. Мы несем в себе наших маму и папу. И если взрослый человек говорит: «я конфликтую с родителями», это означает, что конфликт у него с собой, потому что он не может найти правильное применение системе ценностей.

Приспосабливаясь к новым условиям изменяющейся жизни, взрослым нужно стараться не потерять родительский авторитет. Особенно сейчас, когда даже со школьной программой родителям трудно бывает справиться. Однако критиковать новые условия — это признак старости и угасания репродуктивных функций, поэтому лучше так не делать, считает Надежда Цыркун.

Мы — «вечные правила» в головах наших детей, взятые, в свою очередь, от собственных родителей, считает специалист. И приводит пример:

— Женщина варит суп и режет мясо на две части. Почему? «Так надо». Так делали ее мама и бабушка. А если начать копать глубже, то окажется, что у прабабушки была маленькая кастрюля, в которую целый кусок мяса просто не влезал. Вот вам и «правила»...

 

Участники встречи и так знали, что воспитание — нелегкое дело, а после такой лекции единогласно решили разбираться в себе и своих устремлениях еще глубже, чтобы не наделать ошибок в отношениях со своими детьми.

Ирина СИДОРОК

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбор редакции