Вы здесь

Как помочь больным деменцией


В номере за 16 мая был опубликован материал «Уход за ближним». В редакцию пришло письмо от Галины Корженевской. Привожу его с некоторыми сокращениями:


«Чрезвычайно важна тема поднятая в материале автора. Престарелые больные родители, которых приходится из деревни забирать в город и ухаживать за ними, как за детьми, не только меняют образ жизни, но во время вынуждают трудоспособного родственника оставить работу.

Речь идет в основном о больных деменцией. В нашем обществе не принято говорить про возрастные деменции — якобы из-за уважения к старости. Нигде не прочитаешь про первые признаки, не найдешь рекомендаций, к кому обращаться в таких случаях. Болезнь развивается постепенно, человек перестает обслуживать себя, платить за коммунальные услуги, может не поесть, заблудиться в соседнем дворе. Не знаю, почему, но такие люди часто остаются без диагноза. Взрослые дети списывают очевидные отклонения на старческие «странности»: мол, впал в детство, все такие будем...

За уход за инвалидом первой группы член семьи получает помощь от государства, но в том случае, если опекун не достиг пенсионного возраста. Если же ты сам немолод и на заслуженном отдыхе, то никакой компенсации за уход не получишь. Между тем в западных странах «няньки»-пенсионеры, как и более молодые, также имеют существенную денежную поддержку. Хотя бы на оздоровление и восстановление самих себя, чтобы могли и дальше — месяцами и годами ухаживать за беспомощным родственником, так как не все имеют «сменщика», который мог бы дать отдых даже на несколько дней.

Особенно тяжелая в нашей стране ситуация с болезнью А. (Альцгеймера). Так, спецприютов для них у нас не предусмотрено. Между тем приходилось слышать мнение ученых, что такие больные вообще не должны находиться дома, так как, во-первых, они требуют ежедневного врачебного (сестринского) ухода, а во-вторых разрушают домашнее окружение. Понятно, что никакой социальный работник здесь не поможет. В Германии, например, их забирают из семей в обязательном порядке.

И еще: больные А. тяжело и долго умирают (невыносимое зрелище для родных), но их отказываются брать в хоспис, болезнь проходит по линии психиатрии. А если платно, то, пожалуйста, возьмут куда угодно. Только сумма будет не для среднего кошелька».

С большой благодарностью за обстоятельный отзыв-рассуждение не могу согласиться с госпожой Галиной только в одном, что у нас замалчивается тема возрастной деменции. В последнее время об этом стали говорить медики, психологи, работники социальной сферы. При желании можно найти информацию и о признаках заболевания. Из всего прочитанного на эту тему мне особенно запомнился простой тест, который рекомендуют проводить со взрослыми родственниками. Специалисты назвали его «Рисование часов». Человека просят нарисовать круг, разместить циферблат с цифрами и обозначить стрелки, указывающие заданное время, например, четверть девятого. Если все нормально, человек справился с заданием, возвращаемся к тесту через год. Если нарисовал неправильно, направляем родственника к врачу.

Вот такой чрезвычайно простой тест выявляет минимальные отклонения памяти и указывает на начальные признаки деменции. Результаты оцениваются по 10-балльной шкале. При идеальном рисунке — наивысший балл, при минимальном несоответствии заданного времени 9 баллов и так далее до грубых ошибок, когда стрелки не попадают вообще в круг, цифры находятся в хаотичном порядке или пациент не может круг обозначить. Этот способ называют очень хорошим для тех, кто хочет самостоятельно оценить состояние своих близких. Но дальнейшим шагом обязательно должно стать обращение к врачу неврологу или психотерапевту.

По данным Всемирной организации здравоохранения, после 65 лет 8,6 процента населения страдают деменцией, после 85-ти эта цифра равняется 24 процентам. И цифры, судя по всему, имеют только одну тенденцию к возрастанию. Нам как-то надо с этим жить...

Под всем остальным, написанным Галиной Корженевской, я готова подписаться. У нас, к сожалению, нет полноценной системы помощи людям с болезнью А. Чтобы ее создать, по-видимому, нужно пройти определенный этап взросления общества, поскольку вопрос, как всегда, в средствах. И на здравоохранение часто не хватает. Возможно, выстроить целую систему учреждений нового типа будет под силу частным компаниям. Мы часто говорим о социальной ответственности бизнеса. Подобные учреждения могли бы стать хорошей составляющей указанной ответственности. А для этого нужно, чтобы бизнес в стране развивался лучше, становился стабильным и сильным. Все взаимосвязано.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции