Вы здесь

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе


Готовность к изменениям, постоянное стремление к саморазвитию, интерес к новым знаниям (как в рамках своей профессии, так и вне ее), умение отвечать на возможные вызовы, справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, захватывать идеей и вести за собой, настойчивость в достижении целей, активная жизненная позиция, понимание собственных возможностей, принятие индивидуальности каждого человека... Как вы думаете, чей это «портрет»? Рискну предположить, что вариантов у вас много, но есть ли среди них правильный? А между прочим, именно такими характеристиками должен обладать педагог, который станет участником проекта «Учитель для Беларуси».


Из асфальта — в деревню

1 сентября в белорусские школы в небольших населенных пунктах придут 12 креативных и неравнодушных педагогов, которые должны вдохнуть в них новую жизнь. Кто они, пока неизвестно, так как прием заявок от желающих был продлен до 25 июня.

Цель программы «Учитель для Беларуси» — сделать качественное образование доступным для каждого ребенка в любой школе, а не только в городской. Руководитель отдела стратегического менеджмента БПС-Сбербанка Вера КОРОЛЕВА (координатор программы со стороны банка), менеджер образовательных проектов Елена МЕЛЬЧЕНКО и учитель белорусского языка и литературы Лицея БГУ Дмитрий МАКАРЧУК констатируют: идея «Учителя для Беларуси» витала в воздухе уже давно, и каждый из них отдельности пытался к ней подступиться.

Например, Дмитрий вместе со своим другом, учителем русского языка и литературы Сергеем Бородичем, еще два года назад решил, что нужно привести в школы людей, для которых важны в первую очередь сами дети, а не их оценки и выполнение приказов сверху. Они убедились, что наличие педагогического образования в работе с подрастающим поколением хотя и желательно, но необязательно: те же айтишники, журналисты, режиссеры смогут дать им гораздо больше, чем педагог, который формально подходит к своим обязанностям. Поэтому нужно только открыть им дорогу в школу. К тому же есть большое количество людей, которые по разным причинам когда-то были вынуждены уйти из профессии, так и не реализовав свой педагогический потенциал. Зачем их сбрасывать со счета?

А перед этим ребята по собственной инициативе отработали два года в сельской местности.

— Представьте себе, сколько открытий ждало нас, горожан, которые выросли на асфальте, учились в столичных университетах, когда мы попали в совершенно другую, непривычную для нас среду! — смеётся Дмитрий. — Но этот наш бесценный опыт пригодится сейчас, чтобы сделать адаптацию будущих участников проекта на новом месте максимально комфортной и быстрой.

Дмитрий и Сергей нашли поддержку в Белорусском государственном педагогическом университете, где согласились создать специальную группу и программу для переподготовки участников проекта, и в Национальном институте образования, где были готовы оказывать методическую поддержку. Но только энтузиазма двух молодых людей оказалось недостаточно: многое упирается в финансы...

Бизнес и образование

— В прошлом году во время встречи председателя правления Сбербанка России с Президентом Беларуси Александром Лукашенко Герман Греф рассказывал про социальную миссию бизнеса и корпоративную ответственность, о том, что в России банк поддерживает важные образовательные проекты, в том числе программу «Учитель для России», и подобную практику можно было бы распространить и на территории Беларуси, где находится дочерний банк — БПС-Сбербанк. Мы подумали, каким может быть след от этого визита, и решили, что надо поддержать программу «Учитель для Беларуси». Но российские коллеги сразу предупредили нас о том, что нужно погружаться в свой контекст, — подчеркивает Вера Королева. — Поэтому мы выезжали в школы в небольших городках, чтобы понять, что им требуется и чем мы можем помочь.

— Teach For All ( «Учить всех») — это международная инициатива, которая охватила в мире уже более 50 стран, — объясняет Елена Мельченко. — Ее суть в том, что выпускники вузов, прошедшие предварительный конкурсный отбор и специальную подготовку, на два года становятся учителями в школах, где детям требуются педагоги, которые будут их вдохновлять, а коллективу — новые кадры. Они идут туда, где их ждут больше всего, в школы со сложным социальным и экономическим контекстом, учебные заведения в проблемных микрорайонах. Глобальная философия заключена в формуле «Каждый ребенок - автор своей жизни». Под авторством подразумевается способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим.

Среди таких идейных и одержимых педагогов была и наша землячка Анастасия Бойчарова, которая два года отработала в США учительницей начальных классов в очень сложной школе в Южном Бронксе, где образование точно не входило в список жизненных приоритетов учащихся и их семей. А теперь она является партнером Teach For All по разнообразию, равенству и инклюзии и курирует подобные программы, начавшиеся в странах СНГ. Она сталкивалась с большим количеством самых разных ситуаций и хорошо знает, что то, что сработало в одной стране, не работает в другой. Мы очень рады, что Анастасия помогает и нашей команде. Между прочим, есть интересная статистика: 75 процентов участников Teach For All остаются в системе образования. Кто возглавляет учебное заведение, кто реализовывает собственные образовательные проекты, становится рекрутером или курирует новичков в проекте, а один из участников Teach For All стал даже министром образования.

В России программа, главным донором которой стал Сбербанк, стартовала в 2015 году. Через нее прошло уже около 180 человек. Большинство участников — молодые люди (самому старшему 46 лет), хотя никаких ограничений по возрасту не было установлено. Сейчас география проекта охватывает 64 школы. И на его сайте можно найти много искренних и пронзительных историй от педагогов вроде «Как я уехала из Москвы, чтобы обучать детей...»

Пришлите нам математика!​

Как вы думаете, что проще: найти одержимых учителей или школы, готовые их принять? Ведь «свежий ветер» в коллективе — это всегда риск, а захотят ли руководители школ рисковать? Между прочим, для участия в проекте подали заявки около 20 школ. Их география охватывает все регионы Беларуси. Есть среди них и совсем небольшая школа в деревне Спонды, что в Островецком районе, где обучаются всего 54 ребенка, и школы в Борисове, Жлобине, Пинске. Понятно, что в большом городе руководителям проще закрыть кадровые вакансии, чем в сельской школе. Например, в Спондах много лет отправляют заявку на распределение к ним учителя математики, но эти заявке не удовлетворяются, и предмет сейчас преподает учитель-пенсионер. Есть среди желающих получить креативных учителей учреждения образования в Ляховичах, Мяделе, Лельчицах, Верхнедвинске, Дзержинске, Столбцах, Красной Слободе, Негорелом... В самом остром дефиците — математики. Также просят прислать к ним физиков, учителей информатики, географии, физической культуры, белорусского, русского и даже китайского языка.

Для школ участие в проекте может стать отличным информационным поводом, чтобы привлечь к себе внимание, и дополнительным импульсом для развития учреждения. Но исполнителям программы не позавидуешь, ведь совместить интересы школ и профиль отобранных в результате конкурса педагогов — задачка непростая.

В этом году выберут первых 12 участников программы: в школы учителя будут направляться вдвоем, так как вместе с единомышленником проще осваиваться на новом месте. Допускается и такой вариант: в школе, что подала заявку, есть педагог, который хочет стать участником программы «Учитель для Беларуси», разделяет ее ценности и прошел конкурсный отбор. В этом случае туда направят учителя той дисциплины, по которой имеется вакансия.

Жестких ограничений для участия в программе не существует: это могут быть как нынешние выпускники педагогических специальностей, так и опытные учителя или даже семья педагогов. Ключевым является наличие профильного педагогического образования либо квалификация педагога. Пока что идею с привлечением в школу специалистов из других сфер реализовать не удалось, хотя на том же механико-математическом факультете БГУ есть только одна специальность, выпускники которой могут сразу идти в школу. А вот в России такая возможность уже есть при условии, что кандидат без профильного образования проходит переподготовку по педагогике...

В команде проще

Все, кто хочет присоединиться к «Учителю Беларуси», заполняют анкету на сайте teach4.by, проходят скайп-интервью, а затем их ждет собеседование в Минске.

— Для того чтобы наиболее объективно подойти к выбору будущих участников «Учителя для Беларуси», командой проекта с привлечением специалистов по подбору персонала была разработана «Модель компетенций», — объясняет Вера Королева. — Она основывается на миссии и ценностях проекта и аккумулирует в себе опыт аналогичных программ по всему миру.

Измерение компетенций происходит через наблюдение за поведением кандидатов в различных ситуациях. Они работают в команде, совместно обсуждают спорные вопросы в образовании, вырабатывают групповое решение по сложному кейсу, проводят небольшой семиминутный урок, а также участвуют в интервью. Это дает нам возможность понять, на развитие каких компетенций следует сделать акцент при разработке учебных программ в летнем интенсиве. В оценке компетенций участвуют HR-специалисты, опытные педагоги и представители бизнеса.

А дальше начнется самое интересное и важное. Всех отобранных кандидатов ждет месячный летний интенсив на загородной базе отдыха БПС-Сбербанка.

— Он предусматривает несколько блоков: современные подходы к педагогике и преподавания, развитие личных качеств, проектный менеджмент, введение в контекст (выезд в сельские школы), чтобы для кого-то не стало открытием, что в классном журнале могут быть заполнены только три первые строки из сорока — по количеству учащихся в классе. И попробуй в таком коллективе организовать групповую работу, — смеется Дмитрий. — Будут встречи с очень интересными спикерами из разных сфер.

— Честно говоря, я им уже завидую, — добавляет Елена. — А в последнюю неделю интенсива мы организуем лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века», который кандидаты должны будут сами спланировать. Не исключено, что кто-то уже на этом этапе поймет, что ему ничего не хочется менять в своей жизни — мы к такому ходу событий также готовы...

Далее за каждым из участников программы закрепят куратора — опытного педагога, к которому всегда можно обратиться за помощью. Каждую четверть учебного года все будут собираться вместе и подводит итоги работы в школах, обсуждать проблемы, которые наметились, получать новые знания и методологическую поддержку.

Бежать со всех ног

— У белорусской программы будет своя изюминка — это акцент на проектной деятельности, — подчеркивает Вера Королева. — Учитель должен будет придумать и реализовать проект, который впишется в местный контекст и сделает школу центром локального сообщества. Это может быть классный или общешкольный проект, в который будут вовлечены и родители школьников, и педагоги, и жители окрестных населенных пунктов. Полагаем, что нескольких месяцев им будет достаточно для того, чтобы понять, что это может быть: создание музея, открытие школьного театра, экологический проект или что-то другое.

Каждый учитель — участник проекта — будет получать от БПС-Сбербанка дополнительную материальную поддержку: кроме зарплаты, им два года будет начисляться стипендия в размере 250 рублей. Также педагогов обеспечат ноутбуками и компенсируют им расходы на жилье.

Для реализации программы БПС-Сбербанк создает благотворительный фонд. Первоначальный взнос банка в проект в этом году составит 240 тысяч белорусских рублей. В будущем к фонду могут присоединиться любые компании-доноры, которые пожелают внести вклад в развитие качественного образования в регионах Беларуси. Представителей Министерства образования пригласили в коллегиальные органы фонда для того, чтобы все решения принимались совместно и учитывали текущие тенденции в системе образования. БПС-Сбербанк также заключил с Министерством образования соглашение о сотрудничестве.

— Мы настроены очень оптимистично, — резюмируют наши собеседники. — Все знают фразу из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Дети меняются, мир меняется, и школа не может отставать. Мы надеемся, что драйверами будущих изменений станут в том числе и участники проекта «Учитель для Беларуси»: талантливые, креативные, неравнодушные, увлеченные своим делом педагоги, которые ведут уроки интересно и нестандартно и достойно выглядят даже в самых сложных педагогических ситуациях.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ и проекта «Учитель для Беларуси»

Снимки носят иллюстративный характер

Выбор редакции

Культура

История сохраняется в мелочах. Как правильно реставрировать кладбище?

История сохраняется в мелочах. Как правильно реставрировать кладбище?

Ограждения — традиция, которую следует сохранить.

Общество

Глава Минской области — о том, чего регион достиг за двадцать пять лет

Глава Минской области — о том, чего регион достиг за двадцать пять лет

Минщина — самый центр страны, она даже своими очертаниями напоминает сердце.

Общество

Как под Минском сортируют мусор

Как под Минском сортируют мусор

Оператор вторичных материальных ресурсов и движение за переработку отходов «Цель 99» дали людям возможность своими глазами увидеть, как выглядят «мусорные кладбища».