Вы здесь

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе


Готовность к изменениям, постоянное стремление к саморазвитию, интерес к новым знаниям (как в рамках своей профессии, так и вне ее), умение отвечать на возможные вызовы, справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, захватывать идеей и вести за собой, настойчивость в достижении целей, активная жизненная позиция, понимание собственных возможностей, принятие индивидуальности каждого человека... Как вы думаете, чей это «портрет»? Рискну предположить, что вариантов у вас много, но есть ли среди них правильный? А между прочим, именно такими характеристиками должен обладать педагог, который станет участником проекта «Учитель для Беларуси».


Из асфальта — в деревню

1 сентября в белорусские школы в небольших населенных пунктах придут 12 креативных и неравнодушных педагогов, которые должны вдохнуть в них новую жизнь. Кто они, пока неизвестно, так как прием заявок от желающих был продлен до 25 июня.

Цель программы «Учитель для Беларуси» — сделать качественное образование доступным для каждого ребенка в любой школе, а не только в городской. Руководитель отдела стратегического менеджмента БПС-Сбербанка Вера КОРОЛЕВА (координатор программы со стороны банка), менеджер образовательных проектов Елена МЕЛЬЧЕНКО и учитель белорусского языка и литературы Лицея БГУ Дмитрий МАКАРЧУК констатируют: идея «Учителя для Беларуси» витала в воздухе уже давно, и каждый из них отдельности пытался к ней подступиться.

Например, Дмитрий вместе со своим другом, учителем русского языка и литературы Сергеем Бородичем, еще два года назад решил, что нужно привести в школы людей, для которых важны в первую очередь сами дети, а не их оценки и выполнение приказов сверху. Они убедились, что наличие педагогического образования в работе с подрастающим поколением хотя и желательно, но необязательно: те же айтишники, журналисты, режиссеры смогут дать им гораздо больше, чем педагог, который формально подходит к своим обязанностям. Поэтому нужно только открыть им дорогу в школу. К тому же есть большое количество людей, которые по разным причинам когда-то были вынуждены уйти из профессии, так и не реализовав свой педагогический потенциал. Зачем их сбрасывать со счета?

А перед этим ребята по собственной инициативе отработали два года в сельской местности.

— Представьте себе, сколько открытий ждало нас, горожан, которые выросли на асфальте, учились в столичных университетах, когда мы попали в совершенно другую, непривычную для нас среду! — смеётся Дмитрий. — Но этот наш бесценный опыт пригодится сейчас, чтобы сделать адаптацию будущих участников проекта на новом месте максимально комфортной и быстрой.

Дмитрий и Сергей нашли поддержку в Белорусском государственном педагогическом университете, где согласились создать специальную группу и программу для переподготовки участников проекта, и в Национальном институте образования, где были готовы оказывать методическую поддержку. Но только энтузиазма двух молодых людей оказалось недостаточно: многое упирается в финансы...

Бизнес и образование

— В прошлом году во время встречи председателя правления Сбербанка России с Президентом Беларуси Александром Лукашенко Герман Греф рассказывал про социальную миссию бизнеса и корпоративную ответственность, о том, что в России банк поддерживает важные образовательные проекты, в том числе программу «Учитель для России», и подобную практику можно было бы распространить и на территории Беларуси, где находится дочерний банк — БПС-Сбербанк. Мы подумали, каким может быть след от этого визита, и решили, что надо поддержать программу «Учитель для Беларуси». Но российские коллеги сразу предупредили нас о том, что нужно погружаться в свой контекст, — подчеркивает Вера Королева. — Поэтому мы выезжали в школы в небольших городках, чтобы понять, что им требуется и чем мы можем помочь.

— Teach For All ( «Учить всех») — это международная инициатива, которая охватила в мире уже более 50 стран, — объясняет Елена Мельченко. — Ее суть в том, что выпускники вузов, прошедшие предварительный конкурсный отбор и специальную подготовку, на два года становятся учителями в школах, где детям требуются педагоги, которые будут их вдохновлять, а коллективу — новые кадры. Они идут туда, где их ждут больше всего, в школы со сложным социальным и экономическим контекстом, учебные заведения в проблемных микрорайонах. Глобальная философия заключена в формуле «Каждый ребенок - автор своей жизни». Под авторством подразумевается способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим.

Среди таких идейных и одержимых педагогов была и наша землячка Анастасия Бойчарова, которая два года отработала в США учительницей начальных классов в очень сложной школе в Южном Бронксе, где образование точно не входило в список жизненных приоритетов учащихся и их семей. А теперь она является партнером Teach For All по разнообразию, равенству и инклюзии и курирует подобные программы, начавшиеся в странах СНГ. Она сталкивалась с большим количеством самых разных ситуаций и хорошо знает, что то, что сработало в одной стране, не работает в другой. Мы очень рады, что Анастасия помогает и нашей команде. Между прочим, есть интересная статистика: 75 процентов участников Teach For All остаются в системе образования. Кто возглавляет учебное заведение, кто реализовывает собственные образовательные проекты, становится рекрутером или курирует новичков в проекте, а один из участников Teach For All стал даже министром образования.

В России программа, главным донором которой стал Сбербанк, стартовала в 2015 году. Через нее прошло уже около 180 человек. Большинство участников — молодые люди (самому старшему 46 лет), хотя никаких ограничений по возрасту не было установлено. Сейчас география проекта охватывает 64 школы. И на его сайте можно найти много искренних и пронзительных историй от педагогов вроде «Как я уехала из Москвы, чтобы обучать детей...»

Пришлите нам математика!​

Как вы думаете, что проще: найти одержимых учителей или школы, готовые их принять? Ведь «свежий ветер» в коллективе — это всегда риск, а захотят ли руководители школ рисковать? Между прочим, для участия в проекте подали заявки около 20 школ. Их география охватывает все регионы Беларуси. Есть среди них и совсем небольшая школа в деревне Спонды, что в Островецком районе, где обучаются всего 54 ребенка, и школы в Борисове, Жлобине, Пинске. Понятно, что в большом городе руководителям проще закрыть кадровые вакансии, чем в сельской школе. Например, в Спондах много лет отправляют заявку на распределение к ним учителя математики, но эти заявке не удовлетворяются, и предмет сейчас преподает учитель-пенсионер. Есть среди желающих получить креативных учителей учреждения образования в Ляховичах, Мяделе, Лельчицах, Верхнедвинске, Дзержинске, Столбцах, Красной Слободе, Негорелом... В самом остром дефиците — математики. Также просят прислать к ним физиков, учителей информатики, географии, физической культуры, белорусского, русского и даже китайского языка.

Для школ участие в проекте может стать отличным информационным поводом, чтобы привлечь к себе внимание, и дополнительным импульсом для развития учреждения. Но исполнителям программы не позавидуешь, ведь совместить интересы школ и профиль отобранных в результате конкурса педагогов — задачка непростая.

В этом году выберут первых 12 участников программы: в школы учителя будут направляться вдвоем, так как вместе с единомышленником проще осваиваться на новом месте. Допускается и такой вариант: в школе, что подала заявку, есть педагог, который хочет стать участником программы «Учитель для Беларуси», разделяет ее ценности и прошел конкурсный отбор. В этом случае туда направят учителя той дисциплины, по которой имеется вакансия.

Жестких ограничений для участия в программе не существует: это могут быть как нынешние выпускники педагогических специальностей, так и опытные учителя или даже семья педагогов. Ключевым является наличие профильного педагогического образования либо квалификация педагога. Пока что идею с привлечением в школу специалистов из других сфер реализовать не удалось, хотя на том же механико-математическом факультете БГУ есть только одна специальность, выпускники которой могут сразу идти в школу. А вот в России такая возможность уже есть при условии, что кандидат без профильного образования проходит переподготовку по педагогике...

В команде проще

Все, кто хочет присоединиться к «Учителю Беларуси», заполняют анкету на сайте teach4.by, проходят скайп-интервью, а затем их ждет собеседование в Минске.

— Для того чтобы наиболее объективно подойти к выбору будущих участников «Учителя для Беларуси», командой проекта с привлечением специалистов по подбору персонала была разработана «Модель компетенций», — объясняет Вера Королева. — Она основывается на миссии и ценностях проекта и аккумулирует в себе опыт аналогичных программ по всему миру.

Измерение компетенций происходит через наблюдение за поведением кандидатов в различных ситуациях. Они работают в команде, совместно обсуждают спорные вопросы в образовании, вырабатывают групповое решение по сложному кейсу, проводят небольшой семиминутный урок, а также участвуют в интервью. Это дает нам возможность понять, на развитие каких компетенций следует сделать акцент при разработке учебных программ в летнем интенсиве. В оценке компетенций участвуют HR-специалисты, опытные педагоги и представители бизнеса.

А дальше начнется самое интересное и важное. Всех отобранных кандидатов ждет месячный летний интенсив на загородной базе отдыха БПС-Сбербанка.

— Он предусматривает несколько блоков: современные подходы к педагогике и преподавания, развитие личных качеств, проектный менеджмент, введение в контекст (выезд в сельские школы), чтобы для кого-то не стало открытием, что в классном журнале могут быть заполнены только три первые строки из сорока — по количеству учащихся в классе. И попробуй в таком коллективе организовать групповую работу, — смеется Дмитрий. — Будут встречи с очень интересными спикерами из разных сфер.

— Честно говоря, я им уже завидую, — добавляет Елена. — А в последнюю неделю интенсива мы организуем лагерь с детьми на тему «Навыки XXI века», который кандидаты должны будут сами спланировать. Не исключено, что кто-то уже на этом этапе поймет, что ему ничего не хочется менять в своей жизни — мы к такому ходу событий также готовы...

Далее за каждым из участников программы закрепят куратора — опытного педагога, к которому всегда можно обратиться за помощью. Каждую четверть учебного года все будут собираться вместе и подводит итоги работы в школах, обсуждать проблемы, которые наметились, получать новые знания и методологическую поддержку.

Бежать со всех ног

— У белорусской программы будет своя изюминка — это акцент на проектной деятельности, — подчеркивает Вера Королева. — Учитель должен будет придумать и реализовать проект, который впишется в местный контекст и сделает школу центром локального сообщества. Это может быть классный или общешкольный проект, в который будут вовлечены и родители школьников, и педагоги, и жители окрестных населенных пунктов. Полагаем, что нескольких месяцев им будет достаточно для того, чтобы понять, что это может быть: создание музея, открытие школьного театра, экологический проект или что-то другое.

Каждый учитель — участник проекта — будет получать от БПС-Сбербанка дополнительную материальную поддержку: кроме зарплаты, им два года будет начисляться стипендия в размере 250 рублей. Также педагогов обеспечат ноутбуками и компенсируют им расходы на жилье.

Для реализации программы БПС-Сбербанк создает благотворительный фонд. Первоначальный взнос банка в проект в этом году составит 240 тысяч белорусских рублей. В будущем к фонду могут присоединиться любые компании-доноры, которые пожелают внести вклад в развитие качественного образования в регионах Беларуси. Представителей Министерства образования пригласили в коллегиальные органы фонда для того, чтобы все решения принимались совместно и учитывали текущие тенденции в системе образования. БПС-Сбербанк также заключил с Министерством образования соглашение о сотрудничестве.

— Мы настроены очень оптимистично, — резюмируют наши собеседники. — Все знают фразу из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Дети меняются, мир меняется, и школа не может отставать. Мы надеемся, что драйверами будущих изменений станут в том числе и участники проекта «Учитель для Беларуси»: талантливые, креативные, неравнодушные, увлеченные своим делом педагоги, которые ведут уроки интересно и нестандартно и достойно выглядят даже в самых сложных педагогических ситуациях.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ и проекта «Учитель для Беларуси»

Снимки носят иллюстративный характер

Выбор редакции

Общество

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

Галина Левина: Памятник — не конструктор и не чертеж, его надо пережить, выстрадать

У архитектора Галины Левиной — Хатынь, творческое наследие ее отца.

Общество

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Премия красоты. Ради чего люди ложатся под нож пластического хирурга?

Привлекательным людям проще пробиться в жизни.

В мире

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

Как Европа восстанавливается от ковидного удара?

В этом году европейская экономика будет переживать глубокую рецессию из-за вспышки коронавируса.

Экономика

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

Тонкое искусство благополучия. Составляем семейный бюджет вместе со специалистом Нацбанка

2020 год поставил всех нас перед необходимостью четко планировать свои расходы.